I. Подготовительный этап

1. Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить.

2. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности.

3. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое. Затем – формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

II. Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

III. Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

Мышление человека всегда обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения. Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности. Чувства человека включатся в процесс его мышления:

Ø В форме побуждения, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу.

Ø В форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия).

Ø В отношении, которое человек испытывает к содержанию самой задачи.

Необходимо отметить, что мышление это всегда сложное социально-историческое явление. Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного, а мышление различных народом тесно связаны с их ментальностью, религией и культурой. На разных этапах развития человечества доминировали разные типы мышления. Рассмотрим наиболее значимые из них.

1. Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2. Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3. Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В специализированной литературе можно встретить и другие классификации мышления. Так, иногда выделяют следующие его виды:

1. Мышление наглядно-действенное – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

2. Мышление наглядно-образное – один из видов мышления. Связано с представлением разнообразных ситуаций. Важной особенностью такого мышления является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве такое мышление практически неразличимо с воображением.

3. Мышление словесно-логическое – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, то есть существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

 

Познание

Одной из уникальных особенностей человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу идеальные образы окружающего нас мира. Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. Познание, звание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости к современной цивилизации.  

Способность к познанию окружающего мира, самого себя и своего места в мире является уникальным отличием человека от других животных. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.

       В современно обществознании принято выделять следующие в иды познания:

1. Религиозное – человек постигает основные принципы бытия через религиозные категории и мистические представления. На заре человечества религиозному познанию предшествовало познание мифологическое. В основе лежит вера человека, которая не требует доказательств и объяснинй.

2. Житейское (обыденное) – постижение окружающего мира в результате жизненного опыта, характерно каждому человеку, вне зависимости от возраста.

3. Художественное познание – отображение мира с помощью различных художественных образов. Несет в себе определенную долю условности и имеет ряд субъективных характеристик. Проявляется в различных видах культуры и искусства. В основе этого познания лежит чувственно восприятие мира.

4. Научное познание – постижение тайн мироздания на основе научных исследований. Научному познанию характерны следующие признаки:

Ø Опора на факты – фрагмент уже состоявшейся действительности. Событие прошлого, которое можно проверить.

Ø Постоянная проверка и перепроверка фактов.

Ø Использование специального терминологического аппарата.

Ø Теоретическое обобщение результатов исследования.

Ø Поиск причинно-следственных связей и логических умозаключений.

Ø Стремление к объективности, при котором выводы научных исследований не зависят от личностных (субъективных) интересов и предпочтений ученого.

Ø Стремление к получению максимально истинного знания о изучаемом объекте.

Ø Отсутствие абсолютных авторитетов, то есть возможность переосмыслить выводы предыдущих ученых, поставить их под сомнение. Это свойство научного познания позволяет науке не стоять на одном месте, постоянно развиваться и пополнять себя новыми данными и открытиями.

Научное познание может осуществляться на двух основных уровнях: теоретическоми эмпирическом.

1. Эмпирическое познание включает в себя: сбор данных, фиксацию фактов, первичную систематизацию полученного материала, наблюдение, эксперимент и сравнение.

2. Теоретическое познание: обобщение понятий в категории, формирование принципов и законов, создание научных теорий и т.д. Наиболее распространенными методами теоретического исследования являются:

Ø Анализ – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Ø Синтез (от греч. – соединение)  – метод научного исследования, состоящий в познании предмета или явления как единого целого во взаимосвязи и единстве.

Ø Дедукция – способ исследования, при котором частные положения выводятся из общего.

Ø Индукция – способ исследования, при котором умозаключение выводится из частных положений, т.е. в исследовании ученый идет от отдельных фактов к обобщению, от частных положений к общему выводу.

   Различия между двумя уровнями познания можно рассмотреть в следующей сравнительной таблице:

 

Эмпирический Теоретический
Исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Преобладание рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций»
Непосредственное взаимодействие человека с изучаемыми природными или социальными объектами Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами
Процесс накопления информации от исследуемых объектах и явлениях путем проведения наблюдений Раскрытие наиболее значимых существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам.
Система получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Система абстракций «высшего порядка», таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
Направлен на анализ, научных фактов и статистических данных. В результате появляются новые данные и факты. Направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда. В результате появляются новые гипотезы, теории и законы

   В обществознании также принято выделять различные формы научного познания:

I. Чувственное познание заключается в работе органов чувств человека. Оно осуществляется в следующих формах:

Ø Ощущение – непосредственное воздействие на органы чувств (их пять: слух, осязание, обоняние, зрение, вкус). Ощущение охватывает внешние признаки предмета – запах, форму, цвет, т.е. отражение отдельных свойств предметов, явлений и процессов.

Ø Восприятие – отражение в нашем сознании устойчивого целостного образа предмета, его чувственно-конкретного образа. Восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его признаки и свойства.

Ø Представление – чувствительный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

II. Рациональное познание (от лат. ratio – разум) познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Данный уровень называют рациональным, а иногда абстрактным или логическим мышлением. К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления:

Ø Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках.

Ø Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли.

Ø Умозаключение вывод к которому человек приходит в процессе своих размышлений.

Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Иногда выделяют третий уровень познания – иррациональный. Обычно такое познание противополагается понятию рационального. Иррациональное понимается, как нечто

недоступное рациональному познанию и невыразимое в логических понятиях и построениях. Такой формой познания могут обладать люди с измененным сознанием: гении, провидцы, экстрасенсы. В силу сложности объяснения природы такого познания, некоторые ученые-материалисты отрицают его существование.  

Процесс познания человеком мира можно представить в следующей таблице:

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания в философских системах решается по-разному. Можно выделить два основных направления:

Рационализм – философское положение, в соответствии с которым мир устроен разумно и может быть познан разумом.

Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств человека представляют более яркую информацию об окружающем мире, чем разум.

 

Социальное познание

        Одной из разновидностей познания является социальное, смысл которого сводится к процессу приобретения и увеличения новых знаний о человеке и обществе. В заданиях ЕГЭ это познание представлено чаще всего как научное познание в виде таких наук как социология или история. Социальное познание имеет рад особенностей и характерных черт:

1. Субъект и объект познания совпадают. Социальное познание в некой мере уникально. Только исследователь-социолог рассматривает себе подобных, во всех остальных науках ученый изучает другие предметы, не имеющие человеческой природы. Лишь в социальном познании человек-исследователь познает человека.

2. Сложность объекта познания, то есть общества. Общество является одной из самых сложных систем в мире, которая обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. Научные данные быстро устаревают и по мере эволюции общества становятся не актуальными. В отличие от естествознания в обществознании невозможны или очень ограничены предсказания, прогнозы часто не сбываются или в них велика доля вероятности.

3. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

4. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент, так как это может оскорбить человека или даже нанести ему психологическую травму. Наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Также в социальном познании исключительно велика роль мышления.

5. В социальном познании в отличие от других видов научного познания крайне сложно достигнуть абсолютной объективности, выводы ученого непременно будут зависеть от его интересов и предпочтений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида социальных фактов:

1. Действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Продукты материальной или духовной деятельности людей.

3. Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко. Трудности вызваны следующими причинами:

1. Объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

2. Ограничена возможность получения эмпирических данных. Как уже говорилось, эксперимент, т.е. воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя, используется крайне редко по этическим соображениям. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо противоположным) результатам.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1. Изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась.

2. Рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом.

3. Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: