Специальное право государства на управление акционерным обществом («золотая акция»)

 

     Принципиальной особенностью участия государства в корпоративных правоотношениях является принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации специальное право на управление акционерными обществами (далее — «золотая акция»).

 

   Следует заметить, что «золотая акция» получила широкое распространение в Великобритании в период работы правительства Маргарет Тэтчер (80-е гг. XX в.) в процессе выполнения программы приватизации. Данному примеру последовали многие страны. Под «золотой акцией» понимались специальные права правительства по управлению приватизированными предприятиями, используемые в целях защиты национальных и общественных интересов. [166]

 

В российском правопорядке законодательное регулирование специального права государства на управление («золотая акция») осуществляется Законом о приватизации (ст. 38).

 

Следует согласиться с теми исследователями, которые считают саму формулировку «золотая акция» неудачной.[167] Так, исходя из норм действующего законодательства,[168] акция — это именная ценная бумага. Специальное право на управление не является ценной бумагой.

 

 Термин «золотая акция» можно определить как специальное право на участие государства в управлении открытыми акционерными обществами в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.[169] Данное определение прямо вытекает из норм закона (ст. 38 Закона о приватизации).

 

 Представленное определение понятия «золотая акция» раскрывает цели применения данного специального права в отношении акционерных обществ с государственным участием: обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, защита нравственности[170], здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Таким образом, цели установления «золотой акции» также обусловлены публично-правовым статусом государства. Следует заметить, что ряд авторов называет указанные в законе цели слишком широкими для толкования правоприменителем.[171] Однако, по мнению автора данного исследования, ввиду того, что цель – это глобальная задача, финальный результат, на который направлен процесс, в данном случае общая формулировка целей видится вполне логичной.

 

Специальное право («золотая акция») используется (п. 1 ст. 38):

 

— в отношении акционерных обществ, созданных в результате приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;

 

— в отношении акционерных обществ, исключенных из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. Данный перечень стратегических АО[172] был утвержден Указом Президента РФ в 2004 г.[173] В указанном документе перечисляются федеральные государственные унитарные предприятия, а так же акционерные общества, деятельность которых имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.[174] Президент РФ по предложению правительства может принять решение об исключении акционерного общества из данного перечня.

 

«Золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего акционерного общества (п.5 ст. 38).

 

Следует заметить, что в Постановлении ФАС Уральского округа от 23 апреля 2008 г. № Ф09-2666/08-С4[175] указано, что из буквального толкования п. 1 ст. 38 Закона о приватизации следует, что возможность принятия решения об использовании специального права («золотой акции») не зависит от количества акций, находящихся в государственной собственности на момент принятия такого решения. Однако возможность использовать указанное право возникает у РФ или ее субъекта лишь с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества (п. 5 ст. 38 Закона от 21 декабря 2001 №178-ФЗ)».

 

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято только в отношении того открытого акционерного общества, в котором РФ или субъект РФ обладает пакетом акций.

 

Представляется, что посредством «золотой акции» государство сохраняет за собой контроль над вышеуказанными обществами после приватизации унитарных предприятий, а так же при исключении из перечня стратегических хозяйственных обществ.

 

Существуют некоторые ограничения на применение «золотой акции». Так, исходя из положений статьи 38 Закона о приватизации, среди таких ограничений можно назвать:

 

— запрет на применение «золотой акции» органами местного самоуправления. В соответствии с Законом о приватизации, решение о применении в отношении АО «золотой акции» может быть принято по предложению Росимущества федеральным органом исполнительный власти (Правительством РФ), а также органами государственной власти субъектов РФ,[176] и действует до принятия указанными уполномоченными органами решения о его прекращении (п.5 ст. 38). Следует заметить, что ранее органы муниципальной власти могли принимать решение об использовании «золотой акции».[177] Ряд авторов отмечает,[178] что данное специальное право муниципальных образований, в некоторых акционерных обществах продолжает действовать. Данные исследователи в обоснование своей позиции приводят Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».[179] В соответствии с указанным Постановлением, действие специального права на участие РФ, субъекта РФ или муниципального образования в управлении акционерным обществом («золотой акции») прекращается с момента принятия Правительством РФ, органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о прекращении действия этого права. Таким образом, по мнению авторов, если органами местного самоуправления не было принято решения о прекращении использования «золотой акции», данное право в соответствующих акционерных обществах продолжает действовать.

 

— запрет одновременного использования данного специального права Российской Федерацией и субъектом РФ в отношении одного и того же открытого акционерного общества (ч. 2. п.1 ст. 38). [180]

 

— запрет использования специального права («золотой акции») в открытом АО, созданном путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности (ч.2. п.1. ст.38).

 

Также важно отметить, что «золотая акция» не может быть заменена на акции общества, в отношении которого используется данное специальное право государства.

 

Сведения об использовании «золотой акции» вносятся в устав акционерного общества на основании решения о применении в отношении него специального права, а также Реестр акционеров. Исключение таких сведений осуществляется на основании решения о прекращении действия «золотой акции».[181]

 

Как указывалось в предыдущей главе, реализуется рассматриваемое специальное право государства на участие в управлении акционерным обществом посредством института представителей в совете директоров и ревизионной комиссии общества (п. 2 ст. 38), которые в своей деятельности руководствуются Положением №783. Особенности содержания правомочий представителя государства в органах управления акционерными обществами были рассмотрены в главе 2 настоящей работы. Главная особенность прав представителя в акционерном обществе, в отношении которого принято решение об использовании «золотой акции» состоит в праве вето на ряд принимаемых общим собранием акционеров решений.

 

Таким образом, специальное право на управление акционерными обществами («золотая акция») предоставляет государству право участия в управлении акционерными обществами, в которых такое право целесообразно с точки зрения гарантии защиты публичных интересов.

 

Обобщая мнения исследователей можно сделать вывод, что они по-разному оценивают целесообразность применения института «золотой акции». Ряд авторов, отрицательно оценивающие данный институт, называют следующие недостатки рассматриваемого специального права:[182]

 

— чрезмерное вмешательство государства в деятельность АО;[183]

 

 -неэффективность корпоративного управления в данных АО;[184]

 

— ограничение права на управление АО других акционеров;

 

— незаинтересованность инвесторов в таких акционерных обществах.

 

Исследователи, положительно оценивающие институт «золотой акции», выделяют следующие преимущества такого специального права государства:

 

— обеспечение государственного контроля за наиболее значимыми сферами экономики;[185]

 

— развитие необходимых стратегически-важных направлений промышленности, которые государство не в состоянии инвестировать, а полная передача частному собственнику нецелесообразна и невозможна ввиду наличия стратегических государственных интересов;[186]

 

— возможность сохранения акционерного общества в качестве производителя товаров (работ, услуг), предотвращения его ликвидации, изменения профиля деятельности.[187]

 

Некоторые исследователи предлагают законодательно закрепить критерии и пределы применения института «золотой акции».[188] В отношении критериев применения государством института «золотой акции» интересными видятся рекомендации выработанные Судом Европейского союза (далее – Суд ЕС).

 

Так, Суд ЕС признал в ряде европейских компаний[189] применение «золотой акции» необоснованным. В результате рассмотрения споров, Суд ЕС сделал вывод, что ограничения в отношении управления компаниями, которые устанавливаются «золотой акцией» могут вступать в противоречие с основными свободами Договора об учреждении Европейского сообщества[190] (в том числе свободы движения капитала), а так же могут затруднять функционирование внутреннего рынка.[191] В ряде случаев Суд ЕС[192] не признал специальных прав государства также по причине дискриминационного характера по отношению к иностранным инвесторам.[193] В последующем Судом ЕС было принято еще несколько аналогичных решений.[194]

 

Суд Евросоюза предложил руководствоваться следующими принципами и рекомендациями при применении государствами «золотой акции»:[195]

 

— уважение к автономии принятия решений компании, когда инициатива контроля возложена на публичный орган и предварительное согласование не требуется (эта задача может быть обеспечена представителями государства в совете директоров без права голоса);

 

— ограниченные временные рамки для принятия решения публичным органом;

 

 — формальное обоснование решения;

 

 — возможность устранения ошибки правоприменителя в судебном порядке.[196]

 

Среди указанных рекомендаций представляется актуальным предложение Суда ЕС в отношении сокращения временных рамок принятия уполномоченным государственным органом решения (в отношении РФ -Росимуществом). Процесс получения государственной директивы для голосования на сегодняшний день сложен и требует больших временных затрат, что приводит к неэффективному управлению обществом.[197]

 

Интересны выводы в отношении «золотой акции» Дирка Гауппа, по мнению которого, данное право государства должно применяться при выполнении строгих условий. Во-первых, устанавливаемые данным правом ограничения на управление компанией должны быть основаны на принципах соразмерности и правовой определенности. Например, «золотые акции», не могут вводиться в целях поддержки экономики государств-членов. Дирк Гаупп считает, что Суд ЕС должен найти надлежащий баланс между требованиями общего рынка ЕС, законных интересов инвесторов и защиты общих интересов государств-членов. Автор воспринимает вышеуказанные решения Европейского суда положительно, поскольку они способствуют развитию свободного движения капитала. [198]

 

Говоря о защите хозяйственных обществ от чрезмерного влияния государства при осуществлении хозяйственной деятельности в результате применения «золотой акции» необходимо учитывать важность целей таких ограничений. Представляется, что для обеспечения государственных интересов и интересов самого хозяйственного общества (беспрепятственная эффективная деятельность общества), при применении «золотой акции» в мировой практике необходимо соблюдать соответствующий баланс интересов общества и государства. По мнению автора настоящего исследования, в российском правопорядке данный баланс соблюден, так как «золотая акция» применяется в ограниченных законом случаях для обеспечения публичных интересов государства.

 

Таким образом, «золотая акция» не является ценной бумагой, не предоставляет прав на получение дивидендов, и, в случае ликвидации акционерного общества, не дает права на получение части его имущества. Смысл специального права на управление акционерными обществами («золотой акции») состоит в возможности сохранения государственного контроля над акционерными обществами посредством влияния на основополагающие управленческие решения общества.

 

Представляется, что в целях более логичного изложения правовых понятий, а так же избежания противоречий в их толковании, следует заменить название термина «золотая акция» на термин «золотое право», для этого внести в ст. 38 Закона о приватизации соответствующие изменения, а также в Постановление Правительства №783.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: