Для сферы бытовых услуг, которая работает непосредственно с населением, фактором успеха номер один является квалификация персонала и его умение общаться с клиентами.
Подачу информации по этому вопросу в бизнес-плане начните, как обычно, с составления штатного расписания. Как и в случае с оборудованием, положитесь при его составлении на опыт Ваших коллег и собственный здравый смысл. Раздувать штаты, особенно на первых порах, у Вас не получится, но и экономить на заработной плате — значит, обрекать себя на неудачу.
Будет также неплохо, если Вы приведете пояснения, касающиеся требований к квалификации Ваших сотрудников и затратам на её повышение. Как это сделать, покажем на уже неоднократно использованном примере химчистки:
Пример. Штатное расписание химчистки будет состоять из директора, технолога, 2 гладильщиц, бухгалтера и приемщика. При этом технолог в одну из смен будет исполнять обязанности приемщика и консультанта. График работы - "два через два". Сотрудник химчистки должен обладать профессиональным образованием. Подготовка специалистов будет организована на курсах, проводимых в компании-производителе технологического оборудования …. Стоимость курсов - …..
Что касается расчета самого фонда заработной платы, то советуем разбить этот фонд на две части – постоянную и переменную. Постоянная часть – оклады согласно штатному расписанию (штатные единицы – на условном примере химчистки):
Штатная единица | Численность | Месячный оклад | В каком месяце вводится в штат |
Директор | |||
Технолог | |||
Приемщик | |||
Гладильщица | |||
Бухгалтер |
Должности и численность кадрового состава стыкуются с организационной структурой предприятия, которую в этом же разделе можно привести в виде схемы. Если для Вашего маленького предприятия штатное расписание включает всего несколько человек, а то и одного единственного (в лице Вас самого), то организационную схему приводить ни к чему.
Не забудьте также про переменную часть оплаты труда, которую можно определить в процентах от общего фонда оплаты и перечислить те показатели, по которым Вы будет премировать Ваших работников. В сфере бытовых услуг это могут быть общий рост выручки, отсутствие жалоб и претензий со стороны клиентов или что-то другое.
Накладные расходы
Все прочие затраты, связанные с оказанием услуг, еще не отраженные в предыдущих разделах, соберите в одну таблицу, которую снабдите помесячной разбивкой. Перечень статей расходов достаточно традиционен:
Период | 0 | 1 | … | 12 |
Арендная плата | ||||
Коммунальные услуги и услуги связи | ||||
Хозяйственные расходы, текущий ремонт и уборка помещений | ||||
Расходы на маркетинг и рекламу | ||||
… | ||||
Прочие (непредвиденные) затраты | ||||
Общая величина накладных расходов |
Парикмахерская