План продвижения услуг (или план маркетинга) должен представить картину действий по доведению услуг до потенциальных клиентов и завершиться расчетом необходимых для этого денег. Уяснив двумя шагами раньше, в чем состоят конкурентные преимущества Вашей фирмы, Вы должны делать упор на те мероприятия, которые эти конкурентные преимущества сделают осязаемыми в глазах Ваших клиентов.
К сожалению, из-за сильного различия видов бытовых услуг между собой, дать универсальные рекомендации по составлению оптимальной программы маркетинга применительно сразу ко всем видам платных услуг для населения невозможно. Не пытаясь объять необъятное, ограничимся иллюстрацией некоторых фрагментов такого маркетингового плана все для той же химчистки.
Пример. В Программу маркетинга включены следующие разделы:
Продукт:
• Создаваемая химчистка будет привлекать клиентов, прежде всего, скоростью выполнения заказа и новыми услугами, включая услуги прачечной и чистку нестандартных изделий и особо загрязненной одежды
• В перспективе, по мере накопления ресурсов, станет возможным предложение новых услуг - заказ по Интернету, выезд на дом клиенту
• Применение технологии, позволяющей скорость выполнения заказа совместить с высоким качеством его исполнения
Цены:
• Стабильные, конкурентные цены благодаря современным технологиям
• Отслеживание цен конкурентов (верхний предел цены) и уровня фактической себестоимости (нижний предел цены)
• Использование специальных цен и ценовых скидок для постоянных клиентов при повторном обращении, а также для крупных заказов
Каналы сбыта и меры по стимулированию сбыта:
• Основным каналом сбыта будет поток клиентов из торгового центра, где и будут арендованы помещения химчистки
• Выездное обслуживание и корпоративное обслуживание
• Система мотивации за рост продаж и отсутствие претензий от клиентов
• Ежеквартальные исследования состояния дел у конкурентов и потребительских предпочтений клиентов путем их анкетирования
Продвижение:
• Используемые рекламные каналы – щитовая реклама в районе местонахождения, Интернет-реклама, рассылка прямой почтовой рекламы, раздача листовок, публикации в СМИ и телефонных справочниках
В заключение данного раздела Вы должны составить бюджет маркетинга, скалькулировав в нем те статьи расходов, которые позволят реализовать намеченные маркетинговые действия.
Операционный (производственный) план
Операционный раздел бизнес-плана для большинства разновидностей бытовых услуг для инициаторов проекта большой проблемы не составляет. Ваша задача проста – постаравшись не упустить главное, перечислить те ресурсы, которые Вам понадобятся для создания предприятия в выше описанном формате и оценить сколько и в какие периоды это потребует денег.
Такое «раскладывание по полочкам» принято начинать с капитальных затрат.
Обоснование капитальных затрат
Каждый вид бытовых услуг требует своего набора инструментов, оборудования, нематериальных активов (лицензий, разрешительных документов).
Например, в бизнес-планах по химчистке-прачечной в качестве оборудования могут фигурировать стиральные машины, центрифуги, сушильные баки, гладильные столы, приспособления для выведения пятен, пароманекены и прочее. Совсем иной набор оборудования будет в бизнес-плане для сапожной мастерской или фото-студии. В любом случае, никто лучше Вас самих не знает, что именно, какого класса и в каком количестве Вам потребуется.
Для более компактного описания требуемых капитальных затрат рекомендуем воспользоваться перечнем основных фондов и нематериальных активов, сведенным в такую таблицу:
№ | Группы основных фондов | Цена приобретения | Затраты на доведение до требуемого уровня | Месяц приобретения (платежа) |
1. | Объекты недвижимости Те объекты (помещения, здания, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры), которые принадлежат Вам на правах собственности | |||
2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | Оборудование Специальное технологическое оборудование, приспособления и инструменты Кассовые аппараты Мебель Иное оборудование | |||
3. | Транспортные средства | |||
4. | Оргтехника и средства связи | |||
5. | Нематериальные активы | |||
6. | Арендуемые основные фонды Те активы, которые не являются Вашей собственностью, а снимаются на условиях аренды |
Важно не забыть про затраты на нематериальные активы (строка 5 приведенной таблицы), в которые применительно к предприятию бытовых услуг могут быть включены:
• Затраты на приобретение готовой технологии со стороны (например, на условиях получающего все большее распространение франчайзинга),
• Затраты на сертификацию и лицензирование (если это нужно),
• Затраты на проектирование и дизайн, разработку фирменного стиля (брэнда),
• Единовременные затраты на набор и обучение персонала и т.д.
Амортизация основных фондов
Для финансовых таблиц нужно рассчитать амортизацию основных фондов. Для приближенных расчетов в бизнес-плане можно использовать метод линейной амортизации, когда годовая норма амортизации устанавливается исходя из ориентировочного срока службы оборудования.
Пример. Приобретаемое на сумму 60 000 рублей комплект оборудования химчистки-прачечной будет служить 5 лет. Механизм линейной амортизации подразумевает списание этого оборудования в течение 5 лет, а ежегодная норма списания = 20 %.
Таким образом, амортизация этого оборудования = 60 000 * 0,2 = 12 000 руб. в год, а 1/12 часть этой суммы (12 000: 12 = 1 000 руб.) и есть месячная сумма амортизации, подлежащая отнесению на себестоимость услуг.
Амортизация начисляется только на собственные, а не арендуемые основные фонды.