По формам создания и функционирования различают три вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные. Очевидно, что для начинающих предпринимателей оптимальной формой является индивидуальное торговое предприятие, которое представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:
а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;
б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно;
в) частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы.
Индивидуальные предприятия являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров.
Что касается партнерских и корпоративных торговых предприятий, то они распространены для средних и крупных торговых предприятий.
После выбора формы торгового предприятия следует перейти к описанию его организационной структуры, определению необходимой численности и состава персонала, а также расходов на оплату труда. Организационную структуру магазина лучше всего привести в виде схемы.
Фонд оплаты труда целесообразно разделить на две части – постоянную и переменную. Постоянная часть – оклады согласно штатному расписанию (на условном примере):
Штатная единица | Численность | Месячный оклад | В каком месяце вводится в штат |
Заведующий магазином Бухгалтер-экономист Продавец Товаровед Контролер-Кассир Грузчик Уборщик помещений Охранник … |
Из систем оплаты труда для торгового предприятия обычно применяется повременно-премиальная, где к фиксированному должностному окладу прибавляются премиальные выплаты за выполнение различных показателей.
Для финансовых расчетов в бизнес-плане вполне достаточно определить фонд премирования в процентах от общего фонда оплаты (например, 10%) и перечислить те показатели, по которым будет стимулироваться персонал магазина. В розничной торговле такими показателями могут быть достижение запланированного оборота и общий рост выручки, повышение качества торгового обслуживания, привлечение дополнительного числа покупателей, отсутствие жалоб и претензий со стороны клиентов, соответствие нормам обслуживания, экономия ресурсов и другие параметры.
Выигрышно выглядят бизнес-планы тех проектов, где содержатся не только планируемое штатное расписание, но и информация о распределении функций и полномочий, а еще лучше, сведения о тех людях, которые будут занимать эти должности. Исключительно важно для Ваших партнеров и инвесторов, если члены будущей команды проекта уже имеют практический опыт в торговле, подтвердили свою квалификацию и безупречную деловую репутацию.
Накладные расходы
Все прочие затраты, связанные с работой Вашего магазина, не упомянутые в предыдущих разделах, обычно собирают в сводной таблице с помесячной разбивкой. Для предприятия розничной торговли перечень статей накладных расходов традиционен:
Накладные расходы предприятия розничной торговли
Период | 0 | 1 | … | 12 |
Арендная плата | ||||
Коммунальные услуги и услуги связи | ||||
Хозяйственные расходы, текущий ремонт и уборка помещений | ||||
Расходы на маркетинг и рекламу | ||||
… | ||||
Прочие затраты | ||||
Общая величина накладных расходов |
Оказание бытовых услуг