Роль семьи и школы в финансовом образовании детей

Все ли подростки хотят быть успешным, умными, здоровыми и богатыми? – безусловно, все. Кто же такие успешные люди? Успех – это развитие личностное, финансовое, профессиональное, социальное. «Успех» и «успеть» очень похожие слова, поэтому успешный человек – это тот человек, который много успевает, и при этом его финансовое благополучие заключается не в трате своих доходов, а в искусстве управлении своими финансами [13].

Нынешнее поколение детей очень рано знакомится с функциями и ролью денег в жизни человека [1]. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. В современном мире рано узнают, что такое кредитные карточки. Но детям никто не рассказывал, как можно сберегать деньги, как их можно инвестировать уже в юном возрасте. Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что деньги, которые попадают им в руки, не растрачиваются зря [10, 19].

Учат ли нас, как правильно тратить деньги? Как научиться их сберегать? Что такое ликвидное инвестирование? Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, личный финансовый план, инвестиционный портфель [16]   – это лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Без финансовой грамотности и знаний того, как работают деньги, подростки не готовы встретиться с реальностью этого мира [13].

 Готовит ли семья и школа детей к реалиям сегодняшней жизни?  В школе и дома нам постоянно говорят, «если будешь хорошо учиться, сможешь найти работу с высокой зарплатой и будешь жить ни в чем себе не отказывая». Но на самом ли деле это так? Сегодня получение хорошего образования не гарантирует нам успешную и беззаботную жизнь [12]. Многие родители дают подростками советы, которые уже не действуют.

Семья и школа должны играть большую роль в развитии финансовой образованности.

Родители должны обсуждать и планировать семейный бюджет. После выдачи карманных денег требовать у ребенка финансового отчета, на что были потрачены деньги [10]. Отношение к деньгам, которое формируется у подростков, всегда зависит от отношения к деньгам в семье. Многие родители пытаются скрыть финансовые проблемы от своих детей, защищая и оберегая их таким образом. Подростки, могут начать негативно относиться к образу жизни родителей, если те говорят о проблеме нехватки денег в семье, получению образования, фиксироваться на теме денег. Правильный подход находится посередине: хорошо, если родители спокойно и доходчиво объяснят ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с этим справляться [24].  

В подростковом возрасте, дети стремятся к независимости, поэтому для родителей важно успеть научить детей обращаться с деньгами, воспитать в них потребность самоорганизовывать себя для достижения каких-либо целей, планировать, учитывать, анализировать различные обстоятельства жизни. Эти умения подросткам необходимо переложить и на финансовое поведение [5, 19, 24]. Тогда он начнет постигать азбуку монетарных и экономических отношений. А ведь это очень важно, т.к. после школы начнется самостоятельная жизнь и надо быть уже готовым и к ответственности за нее, к ответственности обеспечения себя хотя бы самым необходимым.

Дети действительно учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними, но не потому, что родители их учат этому, а потому, что дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы. Однако родители в большинстве случаев не могут обучать основам ФГ своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами. Для того чтобы воспитывать зрелое отношение к финансам у ребенка, надо взрослым, прежде всего, разобраться со своим умением ими распоряжаться, со своим отношением к ним, и передать опыт этих отношений детям [18, 19].

Школа, конечно же, играет немаловажную роль в жизни порастающего поколения. Там дети впервые учатся писать и читать. Так почему же именно там они не могут обучаться ФГ? Ведь дети – это будущее экономической, социальной и политической жизни страны. Школа может давать детям знания не только естественных или гуманитарных наук, но и тех, которые действительно нужны и имеют большой спрос в нашей жизни. Бывший министр финансов РФ, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, понимая важность ФО для страны, советует заниматься ФГ молодежи с ранних лет еще в начальных классах [9].

Итак, финансовая грамотность, или, другими словами, – это искусство управления личными финансами и их приумножения. В мире денег, где мы постоянно сталкиваемся с темой личных финансов – это один из самых необходимых предметов [10]. Однако на сегодняшний день существует проблема внедрения в школах  одного из важных предметов – предмета по научным основам финансовой грамотности, где можно было бы получить знания и овладеть необходимыми навыками по составлению ЛФП (лично-финансового плана), планирования расходов, доходов (тесно связанных с личными целями), изучить финансовые инструменты для их приумножения. Финансовую грамотность нужно изучать постоянно на протяжении всей жизни, и поэтому не поздно и взрослым приобщаться к своему финансовому образованию, было бы желание, ведь они являются примером для своих детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: