Глава I. Финансовая культура в современном обществе

Введение

Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения.

Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые для него будут наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества

Дж. Брайант

В настоящее время, очень многое в жизни людей связано с управлением личными финансами. Деньги – важный повседневный атрибут экономической жизни общества. Они необходимы человеку хотя бы для того, чтобы элементарно выжить.

Тема грамотного финансового поведения граждан, независимо от их профессий, социального статуса, уровня образования, национальности, возраста является одной из актуальных. Многочисленные исследования проблемы финансовой грамотности, проведенные в различных странах (Д.Д. Хекман, 2000; ученые Кембриджского университета и компании Prudential Insurance, 2004; Д. Кроссан, 2006, 2012; Национальное финансовых исследований (НАФИ), 2008; агентство А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов, 2012; и др.) показывают:

- что большая часть населения имеет недостаточный уровень знаний для понимания даже основный финансовых продуктов и планирования, недооценивает свои риски и часто принимает неэффективное решения по управлению своими финансами;

-  что наилучшим этапом жизненного цикла гражданина, на котором ему может быть предоставлена возможность получения такой грамотности, является этап получения общего, начального и среднего профессионального образования.

Так что же такое финансовая грамотность и почему так важно быть финансово грамотным человеком? Как управлять личными финансами, как уменьшить свои расходы и преувеличить доходы? – это злободневные вопросы социума. Почти у всех есть собственный капитал. Каждый индивидуально волен распоряжаться этими финансами, но не все знают, как разумно ими распоряжаться, не знают как правильно, обоснованно пользоваться финансовыми инструментами, как осуществлять финансовой планирование и т.д. Сегодняшние старшеклассники не являются исключением в сложившейся ситуации. А ведь они стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни. Иногда даже родители не знают, как объяснить детям, куда можно тратить деньги, а куда нет. Зачастую родители сами не владеют такими знаниями.

Сегодня задача финансовой грамотности не сводится лишь к обучению приемам планирования и контроля своих расходов. Финансовая грамотность – это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои денежные ресурсы не только для финансовой успешности, но и для эффективного продвижения своей личности, своей семьи, и общества в целом.

В 2014г. министры финансов Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) заявили, что финансовая грамотность – это «навык, необходимый каждому в 21 веке, это важный компонент усилий любой экономики, способствующий обеспечению экономической и финансовой стабильности, инклюзивному развитию и укреплению личного и семейного благополучия» [7]. Министры подчеркнули значимость разработки национальных стратегий в области финансового образования, учитывающих оценку уровня финансовой грамотности граждан с целью определения потребностей и пробелов финансовых знаний и навыков и определить приоритетные области и целевые группы для реализации этих стратегий с учетом экономических, региональных и местных особенностей.

Подрастающее поколение представляет потенциал благосостояния нашей страны. И многие успехи в различных сферах производства, науки, техники зависят от активности личностей, включая их финансовое благополучие. Поэтому возникает настоятельная необходимость освоения финансовой культуры с детских лет.

Какие программы по финансовой грамотности необходимы для российских школьников сегодня? И необходимы ли они вообще им? Есть ли потребность у молодых людей быть финансово образованным? Эти и другие вопросы мы поставили перед собой, начиная исследование.

Раскрывая тему финансовой грамотности у современных старшеклассников, учитывая возрастной и региональный компонент, выявляя особенности финансовой сферы школьников, мы стремились привлечь внимание к этой проблеме общественность города, родителей и самих подростков. Это важно, так как не только в будущем, но уже и в настоящем такие знания должны содействовать успешным финансовым умениям каждого из нас. Это и обеспечивает актуальность данной работы.

Цель исследования: выявить особенности финансовой грамотности у современных старшеклассников (российских и американских).

Объект исследования – финансовая грамотность.

Предмет исследования: особенности финансовой грамотности у учащихся старших классов (российских и американских).

Гипотезы  исследования: предположим,

1. что существуют особенности финансовой грамотности у современных  американских и российских старшеклассников.

2. что потребность в овладении финансовой грамотностью у российских старшеклассников выше, чем у американских.

Для достижения цели работы и подтверждения гипотезы нами поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать зарубежную и отечественную литературу по проблеме финансового образования в жизни людей.

2. Рассмотреть понятия: «Финансовое образование», «Финансовое поведение», «Финансовая грамотность».

3. Провести исследование по выявлению особенностей финансовой грамотности у старшеклассников российской и американской школ.

4. Определить степень потребности в получении знаний по финансовой грамотности среди старшеклассников разных стран.

5. Представить рекомендации по повышению уровня финансовой грамотности для старшеклассников, родителей, педагогов.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы и Интернет-источников;
  • методы опроса – анкетирование;
  • качественные методы обработки информации: анализ систематизация и описание.

Теоретическая значимость работы: сделан анализ и обобщение теоретического и практического материала о роли финансовой грамотности на современном этапе развития общества.

Практическая значимость: работа представляет интерес для учащихся старшей школы, для родителей, учителей, так как в ней актуализируется проблема необходимости финансового образования населения, подчеркивается значимость освоения финансовой грамотности со школьных лет. Презентация рекомендуется к использованию на уроках обществознания, классных часах, родительских собраниях. Результаты данного исследования отвечают практическому запросу руководителя открывающегося тренингового Центра «Сила Знания» в г. Минусинске; цель: выявить уровень знаний в сфере управления личными финансами и потребность в проведении тренингов, семинаров, вебинаров по финансовой грамотности для разных целевых групп.

Глава I. Финансовая культура  в современном обществе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: