Принципы формирования учебно-познавательной компетенции при обучении иностранному языку

 

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. С позиций компетентностиого подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций, одна из которых — учебно-познавательная.

В отечественной методике учебно-познавательная компетенция является компонентом иноязычной коммуникативной компетентности наряду с языковой, социокультурной, компенсаторной и речевой. Сформиро- ванность учебно-познавательной компетенции позволит обучающимся использовать иностранный язык для удовлетворения своих интересов и познавательных потребностей в разных областях научного знания.

Учебно-познавательная компетенция предусматривает развитие обобщенных способов деятельности, общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также использовать его с целью продолжения образования и самообразования.

Учебно-познавательная компетенция — совокупность способностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативной продуктивной деятельностью: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Зарубежные исследователи рассматривают учебно-познавательную компетенцию как отдельную, самостоятельную компетенцию, которая формируется вне зависимости от учебной дисциплины.

В компонентном составе предметной учебно-познавательной компетенции выделяют знания.

· о способах решения учебно-познавательных задач;

· фактические знания, под которыми подразумеваются знания материала определенной учебной дисциплины;

· специальные профессиональные знания, которыми овладевают в процессе освоения элективных курсов;

· фоновые знания, которые важны в осуществлении межпредметных связей. Знания, полученные в процессе изучения смежных наук, приобретенные из личного опыта учащихся.

В компонентном составе учебно-познавательной компетенции не представляется возможным выделять навыки. Это обуславливается комплексностью учебно-познавательных умений, а также тесной взаимосвязью учебно-познавательных и коммуникативных умений.

Вторым компонентом учебно-познавательной компетенции являются учебно-познавательные умения, которые разделены на общие и специальные.

К общим учебно-познавательным умениям относят:

· интеллектуальные умения — общие учебно-познавательные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач (группировать факты, события, обобщать информацию, выделять основную информацию);

· управленческие умения — общие учебно-познавательные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебно-познавательной деятельности учащимися (организовывать самостоятельную работу, пользоваться техническими средствами обучения и компьютером, организовывать и участвовать в проектной деятельности);

· информационные умения — общие учебно-познавательные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебно-познавательных задач на родном и иностранном языке (ориентироваться в письменном тексте, прогнозировать содержание, пользоваться дополнительной литературой).

Для формирования интеллектуальных (1), управленческих (2) и информационных (3) умений на уроках иностранного языка можно предложить следующие задания: (1) Ознакомьтесь с фрагментом текста и проанализируйте, почему выделенные имена существительные используются с нулевым, определенным и неопределенным артиклем. (2) Подготовьте групповой проект на какую-нибудь тему и представьте его в виде мультимедийной презентации. (3) Подготовьте список интернет-ресурсов на тему «Самые интересные достопримечательности Лондона» и др

Специальные учебно-познавательные умения, необходимые для овладения иностранным языком, соотносятся со всеми составляющими коммуникативной компетентности.

В частности, к специальным умениям относятся умения, реализующие:

а) языковую компетенцию:

· осуществлять лингвистический анализ языковой единицы в контексте (соотносить значение языковой единицы с речевым намерением говорящего),

· выделять особенности употребления языковой единицы,

· подбирать эквивалентные значения на иностранном и родном языках,

· составлять предложения, аналогичные примеру образцу;

б) речевую компетенцию (в осуществлении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности):

· подбирать материалы для самостоятельного чтения/аудирования/ говорения/письма,

· предварительно ориентироваться на основе использования различных информационных опор,

· определять цели чтения/аудировапия/письма/говорения,

· выделять и оценивать необходимую информацию в соответствии с целью чтения/аудирования/говорения/письма,

· инициировать ситуации речевого общения,

· определять замысел, идею информационного содержания сообщения,

· определять, формулировать цель общения, коммуникативную задачу,

· выбирать адекватные языковые средства и оформлять высказывания;

в) социокультурную компетенцию:

· толковать лингвокультурную информацию, содержащуюся в безэквивалентной лексике,

· соотносить реалии с историческим и социокультурным контекстом,

· понимать продукты национальной культуры, зафиксированные в пословицах, поговорках,

· понимать речевое поведение в контексте иноязычной культуры,

· понимать коннотационные значения, обусловленные национальнокультурным поведением,

· осознавать социальные факторы (возраст, пол) языкового и речевого национально-культурного поведения;

· компенсаторную компетенцию. Учащиеся должны владеть следующими специальными учебно-познавательными умениями в продукции:

· использовать слова-заменители общего значения,

· переформулировать высказывание, перефразировать, разъяснять,

· использовать интонационные средства (паузация, логическое ударение),

· подбирать близкие по значению, синонимичные средства выражения,

· использовать лингвистическую догадку,

· использовать контекстуальную догадку.

Из представленного списка учебно-познавательных умений видно, что учебно-познавательная компетенция неразрывно связана с формированием коммуникативной компетентности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: