Данный тест позволяет определить уровень физической работоспособности и физической подготовленности студентов (курсантов). Необходимо за 12 минут пробежать максимально возможное расстояние. Именно величина этого расстояния является критерием оценки физической работоспособности и подготовленности. Результаты интерпретируются отдельно для мужчин и женщин (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Расстояние 12-минутного бега (лица до 30-ти лет)
Уровень подготовленности (работоспособности) | Дистанция (км) | ||
Мужчины | Женщины | ||
Очень плохо | Менее 1,6 | Менее 1,5 | |
Плохо | 1,6 – 1,9 | 1,5 – 1,84 | |
Удовлетворительно | 2,0 – 2,4 | 1,85 – 2,15 | |
Хорошо | 2,5 – 2,7 | 2,16 – 2,64 | |
Отлично | 2,8 и более | 2,65 и более | |
Задание 2.12 Гарвардский степ-тест
Тест позволяет оценить восстановительные процессы после дозированной физической нагрузки.
Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин. Время восхождения 5 минут, частота подъемов – 30 циклов в минуту. Каждый цикл «подъем на ступеньку – спуск» состоит из четырех шагов. Выполнение теста прекращается, если испытуемый начинает отставать от заданного темпа.
Функциональная готовность занимающегося физическими упражнениями оценивается путем подсчета ЧСС. Регистрация показателя ведется в положении сидя на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановительного периода. При этом подсчитывается частота пульса за первые 30 секунд каждой минуты. Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста:
где t – время восхождения в секундах (если испытуемый полностью выполнил программу теста, то t = 300 с);
f 1, f 2, f 3 – сумма пульса за первые 30 с после 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления.
Величина индекса Гарвардского степ-теста характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряженной физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем выше показатели физической работоспособности и подготовленности студента (курсанта).
В таблице 2.8 приведены оценочные критерии величин индекса для здоровых людей.
Таблица 2.8 – Результаты Гарвардского степ-теста
Значение индекса | Показатели физической работоспособности |
Менее 55 | Плохая |
55 – 64 | Ниже средней |
65 – 79 | Средняя |
80 – 89 | Хорошая |
90 и более | Отличная |
Задание 2.13 Оценка физической работоспособности по Н.М. Амосову
Исходную физическую работоспособность можно оценить подъемом на лестницу (по рекомендации Н.М. Амосова). Поднимаясь в нормальном темпе без остановок на 4 – 6 этаж необходимо наблюдать за дыханием.
Если дышите легко, то резерв есть и он высок.
Если дыхание учащенное, то через некоторое время необходимо повторить пробу, определив при этом частоту сердечных сокращений (таблица 2.9).
Таблица 2.9 – Критерии оценки физической работоспособности
№ | ЧСС, уд/мин | Работоспособность |
1 | < 100 | Отличная |
2 | 101 – 120 | Хорошая |
3 | 121 – 140 | Удовлетворительная |
4 | > 140 | Неудовлетворительная |
Задание 2.14 Оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко
Эта проба представляет собой испытание возможностей систем транспорта кислорода – сердечно-сосудистой и дыхательной, в совокупности с показателями статических, динамических нагрузок и антропометрии. Чем выше доступные для использования организмом резервы биоэнергетики (транспорта кислорода к клеткам), тем жизнеспособнее организм, тем выше го показатели работоспособности.
Безопасными для развития болезней сердца и других заболеваний являются 4 и 5 уровни здоровья (таблица 2.10).
Условные обозначения:
ЖЕЛ – жизненная емкость легких, определяемая спирометром;
ЧСС – частота сокращений сердца, определяемая по частоте пульса;
АДС – артериальное давление систолическое.
Итак, если вы набрали 6 и менее баллов, стоит подумать о причинах: обострении хронического или начале острого заболевания или гипокинезии – малоподвижном образе жизни и слабой тренированности организма.
Все эти факторы нужно корректировать, добиваясь более высоких показателей работоспособности и здоровья.
Таблица 2.10 – Оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко
Уровни здоровья | Мужчины | Женщины | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Масса тела/рост (г/см) | 501 и более -2 | 451- 500 -1 | 450 и менее - 0 | - | - | более 450 -2 | 351-450 -1 | 350 и менее 0 | - | - |
ЖЕЛ/масса тела (мл/кг) | 50 и менее -1 | 51-55 0 | 56-60 1 | 61-65 2 | 66 и более 3 | менее 40 -1 | 40-45 0 | 46-50 1 | 51-55 2 | более 55 3 |
Сила кисти/масса тела, % | 60 и менее -1 | 61-65 0 | 66-70 1 | 71-80 2 | 81 и более 3 | менее 40 -1 | 41-50 0 | 51-55 1 | 56-60 2 | 61 и более 3 |
ЧСС×АДС 100 | 111 и более -2 | 95-110 -1 | 85-94 0 | 70-84 3 | 69 и менее 5 | более 111 -2 | 95-110 -1 | 85-94 0 | 70-84 3 | 69 и менее 5 |
Врем восст. ЧСС после 20 присед. за 30 сек | более 3 мин -2 | 2-3 мин 1 | 1,31 – 1,59 3 | 1,00-1,29 5 | менее 1 мин 7 | более 3 мин -2 | 2-3 мин 1 | 1,31 – 1,59 3 | 1,00-1,29 5 | менее 1 мин 7 |
Общая сумма баллов | 3 и менее 2 | 4-6 3- | 7-11 3 | 12-15 4 | 16-18 5 | 3 и менее 2 | 4-6 3- | 7-11 3 | 12-15 4 | 16-18 5 |