Шедевр изобразительного искусства: архитектура и скульптура

№17

 Сегодня комплекс составляют сразу несколько исторически сложившихся архитектурных стилей - от петровского барокко до неоклассицизма. Наиболее высокий и композиционно главенствующий Петропавловский собор - образец раннего русского барокко. Многоярусная колокольня, классические пропорции, обтекаемые формы и замененный в XIX веке на металлический тонкий шпиль в позолоте с фигурой ангела доминируют в окружающем ландшафте.

 

Проект Петропавловской крепости набросал лично сам царь Пётр I. Первые её планы составлены в 1703году саксонским инженером В.А Кирштенштейном и французским инженером Ж.Г. Ламбером де Герекном.

Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года. Эту дату принято считать днём основания Санкт-Петербурга,  ставшего вскоре столицей Российской империи.   

 29 июня, в Петров день, заложили деревянную церковь святых апостолов Петра и Павла, отметив событие пальбой из пушек. Церковь имела две башни со шпицами, обрамляющими вход. Строительство крепости велось очень быстро. В сооружении были заняты находившиеся на работах в Шлотбурге и Шлиссельбурге солдаты и рабочие.  В июле на строительство пришли сосланные на берега Невы рабочие из других городов по царскому указу. К апрелю 1704 года крепость в черне была окончена. 4 апреля 1704 года на Государевом бастионе был зажжён фонарь, означавший, что строительство крепости завершено. С 30 мая 1706 года с Меншиковского бастиона началась замена земляного вала каменным. В болотистую почву вбивалось огромное количество свай, на которых устанавливали каменные блоки. Высота бастионов и куртин была увеличена до 12 метров. Каменная конструкция вала позволила укрыть пушки в казематах с амбразурами. К 1710 году бастионы со стороны Васильевского острова уже были каменными. Появились двое ворот: одни вели в Кронверк, другие — на Берёзовый остров, соединив их деревянный подъёмным Иоанновским мостом. Позже количество ворот увеличили до пяти: Петровские, Невские, Васильевские, Николаевские и Кронверкские ворота. Над Государевым бастионом стал развиваться большой желтый флаг с двуглавым орлом, державшим в когтях четыре моря - Белое, Чёрное, Каспийское и Балтийское.

Вслед за стенами, одевались в камень и другие сооружения крепости. Воздвигнутые в 1708 году деревянные Петровские ворота, заменены к 1717 году каменными по проекту Доменико Трезини. Ворота приобрели вид триумфальных с фигурами богинь Минервы и Беллоны по бокам и раскрашенным двуглавым орлом со скипетром и державой в когтях в замке арки. В 1712 году на месте деревянного собора Петра и Павла началось строительство каменного по проекту архитектора Трезини. Трёх-ярусная колокольня увенчанная позолоченным шпилем с летящим ангелом. Строительство велось 21 год и закончилось в 1733 году, уже после смерти архитектора.

Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году). Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова. В 1790-х годах в крепости содержался Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» и др. ссыльных.

В 1924 году крепость стала музеем. Хотя 8 ноября 1925 года Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион, это решение было вскоре отменено.

№18

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.

Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: