Моховидные (Bryophyta)

Моховидные, общая характеристика. Если у низших растений (водорослей) отсутствовали ткани и органы, то в воздушной среде у псилофитов силурийского периода палеозоя появляются механические, покровные и проводящие ткани, обеспечивающие возможность жизни в воздушной среде. Появление тканей привело к появлению высших наземных растений, самой примитивной группой среди которых являются моховидные. Считается, что моховидные и сосудистые растения произошли независимо друг от друга от различных групп зеленых водорослей. Родство зеленых водорослей и высших растений подтверждается одинаковым набором фотосинтетических пигментов и накоплением питательных веществ в пластидах, а не в цитоплазме клеток, как у других групп водорослей.

У моховидных, так же как водорослей, корни отсутствуют, их функцию выполняют нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Воду они поглощают слабо, вода захватывается всей поверхностью тела, поэтому они предпочитают места обитания с повышенной влажностью и жизненные формы моховидных – однолетние и многолетние травянистые растения.

Основная особенность, отличающая моховидные растения от высших споровых растений, это преобладание в жизненном цикле гаплоидного гаметофита, на котором развивается диплоидный спорофит. «Стебель» и «листья» мхов – это не настоящие стебель и листья, это образования гаметофита, спорофит (коробочка на ножке) развивается на гаметофите и полностью от него зависит. У всех остальных высших сосудистых растений в жизненном цикле доминирует диплоидный спорофит, гаплоидные гаметофиты все больше редуцируются.

Проводящие ткани – наиболее примитивные среди всех высших растений, настоящая ксилема и флоэма отсутствуют. Только у наиболее сложно устроенных моховидных появились клетки, напоминающие проводящие ткани ксилемы и флоэмы.

Размножение, как и у водорослей, тесно связано с водой, мужские половые клетки развиваются в мужских гаметангиях гаметофита – антеридиях, яйцеклетки образуются в женских гаметангиях – архегониях. Сперматозоиды по воде добираются до яйцеклеток, происходит оплодотворение и из диплоидной зиготы на гаметофите развивается небольшой спорофит.

Споры образуются путем мейоза и из спор (одноклеточных образований) в благоприятных условиях вновь формируются гаметофиты. Споры морфологически одинаковы, это тоже примитивный признак, все моховидные – равноспоровые растения. Но у многих моховидных споры физиологически неравноценны, из одних развиваются гаметофиты, образующие антеридии, из других – образующие архегонии, то есть у многих моховидных гаметофиты двудомные.

Отдел объединяет около 25 тыс. современных видов и делится на три класса: Антоцеротовые мхи, Печеночники и Листостебельные мхи.

Класс Листостебельные мхи. Кукушкин лен. Кукушкин лен – один из наиболее широко распространенных представителей подкласса Зеленые мхи (рис. 66). Произрастает на влажных местах, в болотах, заболоченных лесах. Это многолетнее растение, достигающее высоты 15-40 см. Произрастает группами, образуя крупные подушковидные дернины."Стебель" мха прямостоячий, неветвящийся. В центре располагаются более вытянутые клетки, соответствующие ксилеме и флоэме. "Стебель" густо покрыт узкими линейно-ланцетными "листьями". Они состоят из нескольких слоев клеток. У основания стебля развиваются многоклеточные нитевидные аналоги корней – ризоиды.

Кукушкин лен относится к двудомным растениям (рис..). На мужском гаметофите, на верхушке, между красноватыми "листочками", образующими розетку, располагаются мужские половые органы – антеридии, в которых образуются двужгутиковые сперматозоиды. Антеридии имеют вид продолговатых или округлых мешочков на ножке. На женском гаметофите образуются женские гаметангии (половые органы) – колбовидные архегонии. В брюшке архегония развивается яйцеклетка. Как и антеридии, архегонии располагаются на верхушке растения. При созревании архегония шейковые и брюшные клетки ослизняются, и на их месте формируется узкий канал, по которому сперматозоиды могут проникнуть к яйцеклетке. Оплодотворение происходит в дождливую погоду, так как для передвижения сперматозоидов необходима водная среда.

Рис. 67. Цикл развития мха кукушкин лен:
1 – гаметофит; 2 – спорофит; 3 – коробочка; 4 – колпачок; 5 – споры; 6 – протонема; 7 – мужской гаметофит; 8 – антеридии; 9 – женский гаметофит;
10 – движение сперматозоидов к архегониям; 11 – архегонии.

Сперматозоиды обладают положительным хемотаксисом к содержимой слизи архегония, передвигаясь по воде, проникают внутрь архегония, в котором происходит слияние одного из них с яйцеклеткой.

Через несколько месяцев из зиготы прорастает спорофит. Спорофит кукушкина льна состоит из гаустории, ножки и коробочки. Гаустория (присоска) служит для внедрения в тело гаметофита. На ранней стадии спорофит зеленый и способен к фотосинтезу, позднее желтеет, затем становится оранжевым и, наконец, бурым и полностью переходит к питанию за счет гаметофита. На верхнем конце коробочки до созревания находится колпачок, калиптра. Он развивается из стенки брюшка архегония и остается гаплоидным. В коробочках путем мейотического деления происходит образование спор (спорическая редукция). Все споры морфологически одинаковы, но физиологически отличаются.

После созревания колпачок и крышечка отпадают, и споры легко рассеиваются с помощью ветра. При благоприятных условиях спора прорастает в тонкую ветвящуюся зеленую нить – протонему, или предросток. С нее начинается развитие нового гаметофита. На протонеме образуются почки, из которых развиваются гаметофиты – взрослые растения мха, какого-либо одного пола, имеющие гаплоидный набор хромосом. Таким образом, у кукушкина льна, как и всех остальных моховидных, да и для всех остальных наземных растений, характерно чередование гаплоидного (n) и диплоидного (2n) поколений (гаметофита и спорофита). Спорофит, как правило, паразитирует на гаметофите (исключение составляют Антоцеротовые).

Торфяной мох сфагнум. К сфагновым мхам относится свыше 300 видов единственного рода сфагнум, распространенных преимущественно на севере Евразии и Америки. Здесь они занимают обширные площади, являясь основными образователями торфяных болот.

Мох сфагнум – небольшие растение (до 15—20 см), белесоватого цвета, боковые побеги которого густо покрыты узкими длинными листьями (рис. 68). Растет обычно плотными дернинами. Стебель взрослого растения ризоидов не имеет. Он ежегодно нарастает верхушкой, в то время как его нижняя часть постоянно отмирает. Спрессованные слои отмершего сфагнума образуют залежи торфа.

Листья сфагнума яйцевидной формы, без средней жилки. Они образованы одним слоем клеток двух типов: узкими длинными живыми, содержащих хлоропласты – ассимилирующие, образующие как бы сетку и широкими мертвыми гиалиновыми водоносными клетками со спиральными утолщениями, располагающимися между живыми.

Мертвые клетки имеют отверстия, поры и способны накапливать и удерживать большое количество воды (в 25—37 раз больше своего веса).

Рис. Сфагновый мох:
1 – вертикальный побег; 2 – горизонтальный побег; 3 – коробочка со спорами; 4 – ассимилирующая (хлорофиллоносная) клетка; ​5 – гиалиновая (водоносная) клетка; б – пора; 7 – ложная ножка; 8 – гаустория; 9 – молодая протонема.

Сфагнум – однодомное растение, антеридии и архегонии формируются на боковых веточках в верхней части стебля. Оплодотворение яйцеклеток двужгутиковыми сперматозоидами происходит при наличии воды.

Из зиготы развивается спорофит, представленный круглой коробочкой. Гаустория спорофита врастает в подставку из тканей гаметофита – ложную ножку.

К моменту созревания спор (в результате мейоза) подставки удлиняются и коробочки поднимаются над облиственной частью стебля.

Во влажную погоду через устьица проникает воздух, при подсыхании коробочки устьица закрываются, давление в коробочке повышается и с отчетливым хлопком крышечка срывается, и облачко спор поднимается над коробочкой. Попав в благоприятные условия, споры прорастают в однослойную пластинчатую протонему, на которой возникают почки, дающие начало новым побегам мха.

Сфагнум в четыре раза гигроскопичнее ваты и содержит вещество – сфагнол, обладающее бактерицидным действием. Кроме того, сфагнум не только заболачивает, но и подкисляет почву до рН ниже 4. В кислой бактерицидной среде бактерии гниения погибают, а остатки растений оседают на дно и спрессовываются, превращаясь в торф.

Значение мхов. Моховидные в природе часто поселяются на таких субстратах и в таких местообитаниях, которые недоступны для других растений. В этом случае они выступают в роли пионерной растительности, играя большую роль в почвообразовательных процессах. Моховидные играют существенную роль в регуляции водного баланса суши. Они регулируют испарение влаги из почвы.

На лугах мхи препятствуют семенному возобновлению трав, в лесах – прорастанию семян деревьев. Аккумулируя воду, мхи вызывают заболачивание почв. Сфагновые и зеленые мхи являются основными торфообразователями. Наличие мохового покрова является одним из основных стабилизирующих факторов в условиях вечной мерзлоты.

Хозяйственное значение. Животные мхи не поедают. Торф применяют в качестве топлива, подстилки для домашних животных, удобрения. Путем сухой перегонки торфа получают метиловый спирт, сахарин, воск, парафин, краски, и т.д. Из торфа изготавливают бумагу и картон. В строительстве торф используется как теплоизолирующий и звукоизолирующий материал. Сфагнум имеет и медицинское значение – используется как прекрасный перевязочный материал.

ЗАДАНИЯ




Задание №1.

Класс Печеночники.

Рассмотреть мужские и женские слоевища маршанции обыкновенной. Уяснить отличительные особенности в строении подставок женского и мужского гаметофита. Рассмотреть цикл развития маршанции на фото 27.

Задание № 2.

Зеленые мхи.

Рассмотреть гербарный материал кукушкина льна. На рисунке познакомиться с особенностями зеленых мхов. Зарисовать мужской и женский экземпляр со спорогонием. Зарисовать срезы верхушек и коробочки. Сделать обозначения: 1. мужской экземпляр, 2. женский, 3. коробочка и ножка спорогония, 4. верхушка мужского экземпляра, 5. антеридий, 6. парафизы, 7. архегоний, 8. брюшко, 9. яйцеклетка, 10. апофиза, 11. коробочка, 12. урночка, 13. крышечка, 14. спорангий.

Рис. 20. Схема развития кукушкина льна:

 

1 – мужской и женский гаметофиты; 2 – антеридий со сперматозоидами; 3 – сперматозоид; 4 – архегоний с яйцеклеткой; 5 – развитие зиготы из оплодотворенной яйцеклетки; 6 – развивающийся спорофит; 7 – зрелые спорофиты на женских гаметофитах: а – ножка; б – коробочка; в – крышечка; д – колонка; е – споро генные клетки спорангия и образование из них спор (мейоз); 8 – споры (+ и –); 9 – прорастание спор; 10 – протонемы мужская и женская

Задание № 3.

Сфагновые мхи. Рассмотрите гербарный материал сфагновых мхов. На примере сфагнума познакомьтесь с особенностями сфагновых мхов. Зарисуйте общий вид растения. Рассмотрите лист сфагнума, зарисуйте. Сделайте обозначения: 1. стебель, 2. листочки, 3. спорогоний (коробочка), 4. живые клетки, 5. мертвые клетки.

Задание № 4

Папоротникообразные — в состав входят три отдела: папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные. Зарисуйте его внешний вид и подпишите части растения.

 

Ответить на вопросы: Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.

Задание № 5. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого и зарисуйте в тетрадь.

Ответить на вопросы: Почему на хвощи практически не нападают растительноядные моллюски и насекомые

Задание № 6.

Зарисуйте внешний вид плаунов и отметьте основные органы и подпишите.

Рис. 21. Строение и схема цикла развития плауна булавовидного:

а – спорофит; б – гаметофит; 1 – ползучий побег с придаточными корнями; 2 – восходящие побеги; 3 – ножка спороносных колосков; 4 – листочки: а - восходящего побега; б – ножки спороносных колосков; 5 – спороносмные колоски; 6 – споролистики: в – вид с брюшной, г – спинной сторон; 7 – спорангии; 8 – споры; 9 – прорастающая спора; 10 – архегоний; 11 – антеридий; 12 – оплодотворение; 13 – оплодотворенная яйцеклетка; 14 – развитие нового спорофита на гаметофите

Задание № 7.

Заполните таблицу в тетради.

Название растения Основные органы Особенности размножения Основные представители
Мхи      
Плаун      
Хвощи      
Папоротники      

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие признаки характерны для высших растений?

2. Чем представлен у мхов гаметофит и спорофит?

3. Какое поколение называют бесполым и половым? Почему?

4. Какую роль играют мхи в жизни леса?

5. Какие главнейшие представители мхов в живом напочвенном покрове?

6. Чем отличаются папоротникообразные от мохообразных? Какая разница в циклах их развития?

 

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему основных представителей мхов и папоротникообразных. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

Интернет ресурс «foxford.ru»     Форма доступа

https://foxford.ru/wiki/biologiya/vysshie-sporovye-rasteniya-paporotnikoobraznye

 

 

                                              

                                         Практическая работа №11

Тема: Работа с определителями и определение споровых растений.

Цель работы: Познакомиться с принципом построения определителей и методикой распознавания споровых растений; приобрести навыки в определении споровых растений.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

                  Обеспечение работы:

-Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-Коллекция мхов;

-Определители растений;

- Женские и мужские экземпляры мха кукушкин лен, собранные весной;

-Лупы;

-Микроскопы;

-Гербарные образцы папоротников;

-Таблицы;

-Методические указания;

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

- Интернет ресурс «ege-study.ru»  Форма доступа  https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/sporovye-rasteniya/

 

   Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторить виды споровых растений.

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

 

   Теоретический материал

Это растения, которые первыми освоили сушу. Их относят в высшим, т.к. по сравнению с водорослями, у них уже появились ткани и органы - приспособления для жизни в наземной среде.

Водоросли тоже размножаются спорами, но это водные организмы, самые простые по организации.

Основная особенность споровых - размножение специальными клетками - спорами.

Прежде, чем мы разберем, что из себя представляют споры, давайте вспомним, какие бывают клетки.

Клетки:

соматические (или вегетативные) - клетки тела организма. У них двойной (диплоидный) набор хромосом, обозначается как 2n

половые (или генеративные, или гаметы) - это “половинчатые” клетки - их набор хромосом в 2 раза меньше, чем у соматических - 1n

Получается, что споры - это такие половые клетки (или группы клеток) у растений. Растение, которое их образует - спорофит - оно диплоидное (2n)

НО:

У животных гаметы образуются путем мейоза, у растений - путем митоза.

У животных гаметы тут же сливаются, происходит оплодотворение, новый организм получает двойной - диплоидный (2n) набор хромосом.

У споровых растений клетка споры прорастает в целый самостоятельный организм - гаметофит, который может опять производить половые клетки - гаметы.

Гаметы сливаются и образуют опять спорофит.

Получается, что жизнь споровых растений - своеобразный цикл - чередование спорофита и гаметофита.

У растений может преобладать какая-то фаза:

водоросли мхи хвощи и плауны папоротники
преобладает спорофит преобладает гаметофит преобладает спорофит преобладает спорофит

В целом, у всех споровых растений жизненный цикл выглядит следующим образом:

Зачем споровым растениям понадобились такие сложности, такая много стадийность в жизненном цикле?

Это были первые растения, освоившие молодую, далеко не комфортную сушу (мхи появились примерно 350 млн лет назад!)

Условия жизни были довольно сложными, поэтому каждая стадия старалась закрепиться, накопить побольше питательных веществ и уже потом развиваться даль.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Отделите от дернины мха кукушкин лен по одному женскому и мужскому экземпляру и зарисуйте их. Какое строение они имеют?

Зарисуйте строение антеридиев и архегониев в увеличенном виде. Описать их строение.

Задание 2. Рассмотрите коллекцию мхов; в зависимости от мест обитания разделите мхи на экологические группы; напишите русские и латинские названия мхов.

Задание 3. Зарисовать форму листа сфагнума и отдельно несколько клеток листа. Сделать надписи к рисунку, описать строение побега сфагнума, спорогона сфагнума, строение листа.

Задание 4. Изучить по гербарию и зарисовать цикл воспроизведения папоротника. Рассмотрите внешнее строение папоротника. Какую форму, размеры и окраску имеют корневища и листья папоротника? Рассмотрите с помощью лупы бурые бугорки на нижней стороне листьев. Что в них развивается? Какого значение спор в жизни папоротника?

Объяснить понятия: сорус, спорангии, заросток спорофит, гаметофит, архегонии, антеридии, ризоиды.

 

 

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем представлен гаметофит и спорофит у папоротника?

2. Где развиваются споры у папоротника, плауна, хвоща?

3. Особенности цикла развития хвоща полевого.

4. Какие виды папоротников, плаунов, хвощей растут в лесах Вашего места жительства и на каких почвах?

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему споровые растения. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.Интернет ресурс «ege-study.ru»    Форма доступа  https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/sporovye-rasteniya/

 

                                       Практическая работа №12

Тема: Изучение основных представителей класса однодольных.

Цель работы: Познакомиться с основными признаками

представителей семейства Лилейные, 3лаковые, 0соковые.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

      Обеспечение работ:

- Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением

 -микроскоп,

-предметные и покровные стекла,

- гербарные экземпляры растений класса однодольные лилейные (тюльпан); злаки (пшеница, кукуруза);

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

- Интернет ресурс  «kopilkaurokov.ru»    Формат доступа  https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/laboratornaia-rabota-priznaki-odnodol-nykh-i-dvudol-nykh-rastienii

 

Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторитьосновных представителей класса однодольных.

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

    Теоретический материал

В мире насчитывается 60 семейств класса Однодольные, объединяющих около 60 тысяч видов растений, что существенно уступает Двудольным (180 тысяч видов). Разнообразие Однодольных составляет четверть всех цветковых растений. Среди наиболее значимых для человека семейств можно отметить:

  • Орхидные – более 27 тысяч видов (венерин башмачок, ваниль, любка двулистная);
  • Злаки – 11,5 тысяч видов (рожь, бамбук, мятлик);
  • Осоковые – около 6 тысяч видов (сыть, осока, камыш);
  • Пальмовые – около 3,5 тысяч видов (финик, сабаль, кокосовая пальма);

· Ароидные – более 3 тысяч видов (калла, диффенбахия, ряска);

· Бромелиевые – более 3 тысяч видов (ананас, диккия, девтерокония);

·   Спаржевые – около 2,5 тысяч видов (ландыш, агава, гиацинт);

·   Луковые – около 650 видов (чеснок, разновидности лука, черемша);

·  Лилейные – более 600 видов (тюльпан, гусиный лук, рябчик)

Рис. 1. Представители класса Однодольные.

Однодольные распространены по всей планете и произрастают в разных климатических поясах. Большую часть класса представляют травянистые растения, некоторые из которых человек употребляет в пищу (пшеница, чеснок, спаржа). Также встречаются кустарники, деревья, эпифиты, лианы. Однодольные растения используются:

  • в народной и традиционной медицине (алоэ);
  • для изготовления волокон ткани (бамбук);
  • для производства бумаги (агава);
  • для производства краски (шафран);
  • для изготовления мебели (ротанговая пальма).

Многие растения имеют красивые цветы, использующиеся в качестве декорирования улиц и помещений (гладиолус, лилия, ирис).

Морфология растений

Отличительным признаком однодольных растений является наличие одной семядоли. Однако этой особенности недостаточно, чтобы с уверенностью отнести растение к Однодольным. Только совокупность свойств указывает на принадлежность к определённому классу.
В таблице приведена общая характеристика однодольных растений.


Органы растений

Описание

Корневая система

Всегда мочковатая. Могут наблюдаться видоизменения подземных побегов

Стебель

Прямостоячий, редко ветвится. Камбий отсутствует, поэтому стебли растут в высоту, но не в толщину. Проводящие пучки расположены беспорядочно

Листья

Простые, сидячие, линейные, ланцетные или узкие, у некоторых видов – мясистые. Прилистники отсутствуют. Злаковые имеют влагалище листа, охватывающее стебель. Жилкование дуговое или параллельное (кроме вороньего глаза)

Соцветия

Одиночный цветок или кисть, колос, початок, метёлка

Цветок

Обоеполый, реже однополый. Простой околоцветник. Чашелистики отсутствуют. Количество частей цветка кратно трём – три лепестка (или два круга по три), три тычинки (шесть), три плодолистика. Один пестик

Плод

Коробочка, зерновка, ягода, орех

Семя

Односемядольный зародыш

Рис. 3. Строение однодольного семени.

                                                                 Задания:

Задание № 1

Заполнить таблицу «Признаки Однодольных»

Признак Лилейные Злаковые Осоковые
Семядоли      
Корневая система      
Камбий в стебле      
Листья (простые или сложные)        
Листья (черешковые или сидячие)        
Жилкование      
Околоцветник у цветка (наличие чашелистиков)      
Опыление      
Жизненная форма      
Представители        

Задание №2.

Зарисовать строение однодольного семени растения в тетрадь и подписать.

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

                                        Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите типы соцветий, характерные для семейства Злаки.

2.Приведите примеры растений из семейства Злаки с однодольными цветками.

3.Чем отличается рожь (Secale) от пшеницы (Triticum)?

4.Какие местообитания предпочтительнее для представителей семейства Осоковые?

5.Какие роды семейства Осоковые представлены в местной флоре?

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему класс однодольные. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «kopilkaurokov.ru» Формат доступа  https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/laboratornaia-rabota-priznaki-odnodol-nykh-i-dvudol-nykh-rastienii

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: