Сделайте анализ отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - воскресение души Раскольникова из эпилога романа

Практическая работа № 1

Русская литература 1 половины 19 века

Цель: систематизировать и обобщить знания по русской литературе 1 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа художественных текстов.

Вариант

Перечислите основные художественные методы в русской литературе 1 половины 19 века.

Прочитайте статью учебника и определите сходство и различие в судьбах А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, для чего составьте таблицу.

Судьба А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Сходство Различие

Прочитайте статью учебника и определите основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина, приведите примеры стихов.

Сделайте анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Я, матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

 

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного,

Но я вручить хочу деву невинную

Тёплой заступнице мира холодного.

 

Окружи счастьем душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

 

Срок ли приблизится часу прощальному,

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

                                           1837 год.

Прочитайте статью учебника и определите, в чём видит М.Ю. Лермонтов предназначение поэта.

Прочитайте статью учебника о Н.В. Гоголе и напишите, как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (на примере одного произведения).

Прочитайте статью учебника и напишите, сюжет каких произведений был подсказан Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным?

Напишите вывод по работе, каким хотели видеть окружающий мир и человека писатели и поэты 1 половины 19 века.

Практическая работа № 1

Русская литература 1 половины 19 века

Цель: систематизировать и обобщить знания по русской литературе 1 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа художественных текстов.

Вариант

Перечислите русских писателей и поэтов 1 половины 19 века, назовите их наиболее значительные произведения.

Прочитайте статью учебника и напишите, сколько раз, куда и за что были отправлены в ссылку А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов?

Прочитайте статью учебника и перечислите основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, приведите примеры стихов.

Сделайте анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия».

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старее, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

 

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

                                                 1830 год.

Прочитайте статью учебника и обобщите, в чём видит А.С. Пушкин предназначение поэта.

Прочитайте статью учебника и ответьте, как раскрывается тема трагической сложности искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Что связывает эту повесть со стихами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова о назначении поэта и поэзии?

Какие произведения и почему уничтожил Н.В. Гоголь?

Напишите вывод по работе, каким хотели бы видеть окружающий мир и человека писатели и поэты 1 половины 19 века.

Практическая работа № 2

Русская литература 2 половины 19 века

Цель: обобщить и систематизировать знания по русской литературе 2 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа текстов художественных произведений.

Вариант

Какой художественный метод стал основным в русской литературе 2 половины 19 века? Напишите определение этого метода и его представителей.

Какие проблемы поднимает И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети»?

Сделайте анализ отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - воскресение души Раскольникова из эпилога романа.

Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грёзы, в созерцание; он ни о чём не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. На ней был её бедный, старый бурнус и зелёный платок. Лицо её ещё носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнёт её. Он всегда как бы с отвращением брал её руку, всегда точно с досадой встречал её, иногда упорно молчал во всё время её посещения. Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на неё, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её и что настала наконец эта минута.

Они хотели было говорить, но не могли. Слёзы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они положили ждать и терпеть. Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она – она ведь и жила только одною его жизнью!

Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом.

Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба были готовы смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим будущим подвигом…

План анализа эпизода

1)Кто находится в центе эпизода, что вам известно о них?

2)В каком душевном состоянии находятся Раскольников и Соня?

Почему?

3)Почему меняется поведение Раскольникова с Соней?

Как реагирует на это девушка?

4)В какой момент происходит воскрешение души Раскольникова?

5)Какие художественные средства использует автор, описывая состояние героев?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: