Теория и практика воспитания у детей уважительного отношения к защитникам Отечества

Аннотация. В статье обосновывается актуальность воспитания уважительного отношения к защитникам Отечества у детей, которое всегда являлась неотъемлемой частью патриотического воспитания. Названное отношение рассматривается как важное патриотическое чувство.

Ключевые слова: защитники Отечества, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, дети, Родина.

 

Первые указание на важность патриотического воспитания и уважительного отношения к защитникам Родины можно найти в «Поучении детям» Владимира Мономаха. Он отмечал, что воспитывая ребенка, необходимо стремится развивать в нем стремление сохранять, защищать и охранять Родину, растить страстную любовь к Отчизне. Одним из средств данной работы он видел в ознакомлении с героическим эпосом, героями былин и сказаний, которые иллюстрируют подвиги ради страны [46].

Особую значимость воспитание патриотизма и уважения к защитникам Отечества приобрело в советскую эпоху. В работах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского указывалось на воспитание «советского патриотизма», который был отнесен ими к разряду самого наивысшего типа патриотизма. Отдельно вопросы патриотического воспитания детей наиболее детально рассмотрены Н.К. Крупской. Она отмечала, что для реализации его задач важно опираться на ближайшее окружение. При этом следует учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. А также необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма [48].

В период Великой Отечественной войны в нашей стране патриотическое воспитание заняло особое место в развитии личности советского человека. В это время происходил глубокий пересмотр всего образовательного и учебно-воспитательного процесса советской системы образования, органического слияния воспитания и воспитания детей с жизнью страны с ее военной реальностью. Для этого широко использовались материалы периодической печати, работы советских авторов, посвященные героической борьбе с фашизмом. Детей знакомили с подвигами наших великих генералов Д. Донским, М. Кутузовым, А. Невским, Д. Пожарским, А. Суворовым, особое внимание акцентировали на воспитании основ военной и физической подготовки. Регулярная политическая информация прочно вошла в жизнь образовательных учреждений, в которой детей знакомились с ситуацией на фронтах войны, с героическими подвигами советских людей в тылу врага и на предприятиях страны [48].

Программа по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни, разработанная Е.И. Радиной, включающая пять разделов: страна (географические представления), многонациональность нашего государства, Ленин и его соратники, труд взрослых, Советская Армия. Содержание программы долгое время являлось доминирующим в «Руководстве для воспитателей детского сада» и в «Программе обучения и воспитания в детском саду» (1962, 1969). Преобладание словесных методов в реализации обозначенного содержания приводило, как правило, к становлению когнитивной сферы, оставляя за пределами воспитательного процесса эмоциональные и деятельностные аспекты личностного развития [46].

В 1960-70-е годы XX века, в связи с нарастающим интересом к культуре других народов, особое значение начинают приобретать проблемы разработки содержания и методов ознакомления с представителями разных национальностей (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова и др.) Р.И. Жуковская руководит ряд исследований, в которых отражаются различные аспекты общественной жизни: В.И. Ленин и его соратники, создание государства, советская страна, труд советских людей, воины Советской Армии [33].

Конец 1980-х и 90-е гг. можно обозначить как период обогащения сферы патриотического воспитания за счет включенности в педагогическую систему знаний о социальной действительности. Особое значение в это время приобретают исследования С.А. Козловой и ее последователей. Под социальной действительностью в ее работах понимаются конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества [45].

Особый интерес в плане приобщения детей к социальной действительности представляет обращение к таким аспектам содержания, которые включают информацию об истории и культуре государства. Новое направление в изучении проблемы патриотического воспитания имеет свою предысторию и представлено исследованиями М.И. Богомоловой, Г.И. Григоренко, В.И. Логиновой, Э.К. Сусловой и др. Работы перечисленных авторов показали, что в дошкольном возрасте ребенок не только усваивает предлагаемую информацию, но и проявляет оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

В самое последнее время наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е.А. Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А. Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы.

Обобщая представления об историческом становлении теории и практики патриотического воспитания можно отметить, что оно в разные эпохи насыщалось различным содержанием, но центральной его идеей было формирование личности будущего гражданина своей страны, ее защитника.

Анализ современных исследований и методических разработок в области патриотического воспитания дошкольников (Н.В. Алешина, Е.А. Казаева, Л.В. Кокуева, Н.В. Кондукторова, М.Д. Маханева и др.) позволяет определить следующую его цель – формировать у ребенка осознанную и устойчивую потребность совершать добрые дела и поступки на благо Родины, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, уважение.

К основным же задачам патриотического воспитания ученые относят [53]:

- формирование и развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает следующие компоненты [36]:

– приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

– знакомство с семьей, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

– проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

– организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

В психолого-педагогическом плане содержание патриотического воспитания предполагает формирование таких компонентов [62; 64]:

- когнитивного компонента – овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий о Родине (большой и малой), о жизни народа, истории страны, природе родного края, Вооруженных силах России, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

- эмоционального компонента – переживание личностью положительных эмоциональных чувств и эмоционального отношения к своей стране, краю, родному городу (селу), гордость за трудовые и боевые успехи народа, уважение к историческому прошлому родной страны, восхищение природой родного края, стремления участвовать в общественно полезном труде;

- поведенческого компонента – осознанное поведение в разных видах деятельности, демонстрирующее чувство патриотизма у ребенка (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческих продуктивных видах деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему [64].

Анализ современных основных образовательных программ дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы» и др.) показа, что задачи патриотического воспитания ставятся, начиная с младших групп. Так в программе «Детство» уже во второй младшей группе четко поставлена задача формирования первичных представлений о родной стране (название родного города; поселка), ознакомления с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных умельцев, воспитания «любви к Родине и ознакомления с «военными» профессиями» [31, с. 87].

В средней группе согласно данной программе задачи расширяются: продолжается работа по воспитанию любви к родному краю, ознакомлению с самыми красивыми местами, достопримечательностями. У дошкольников формируют доступные пониманию представления о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах, охраняющих Отечество (пограничниках, летчиках, моряках) [31, с. 140].

В старшей группе ставятся задачи по «расширению представлений детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; по ознакомлению детей с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой» [31, с. 175].

В подготовительной к школе группе задач, которые воспитатель решает в ходе патриотического воспитания детей, становится намного больше. Авторы программы «Детство» выделяют 3 задачи патриотического воспитания старших дошкольников:

1. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.

2. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

3. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуре родной страны, формировать начала гражданственности [31, с. 126].

В программе «От рождения до школы» задачи патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста практически совпадают. Однако для детей старшего дошкольного возраста они более конкретизированы и расширены:

1. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

2. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

3. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).

4. Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.

5. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Рассказать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса.

6. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам [52, с. 237-238].

Таким образом, проанализированные нормативно-методические документы и психолого-педагогические исследования позволяю заключить, что воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества является первостепенной задачей реализации содержания патриотического воспитания старших дошкольников. Ее решение предполагает формирование таких компонентов, как когнитивного (представления и знания о защитниках Отечества), эмоционального (переживание положительных эмоций и чувств по отношению к ним), поведенческого (демонстрация в действиях и поступках бережного и заботливого отношения).

Литература:

1. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин, В.А. и др. – М.: Академия, 2012. – 576 с.

2. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности: научное издание / В.Я. Титаренко. – М.: Мысль, 1987. – 352 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 349 с.

 

УДК 929

Агте В. С.

Старший методист Республиканского детского

оздоровительно-образовательного центра туризма,

краеведения и экскурсий (Уфа, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: