Подготовка среднего медицинского персонала в годы Великой Отечественной войны

 

Аннотация. За годы Великой Отечественной войны в системе среднего медицинского образования ощущался острый недостаток преподавателей, квалифицированных кадров. Произошло ослабление материальной базы, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним медицинским образованием. В военные годы фельдшерско-акушерские школы испытывали значительные трудности в реализации учебных планов и программ. В этих условиях фронту нужны были медработники, и школы подготавливали несколько ускоренных выпусков. Многие воспитанники школ, возвращая в строй раненых бойцов, способствовали сохранению численности и боеспособности Красной Армии. Сложно переоценить роль медицинских работников, которые спасали жизни людей: военных и гражданских, взрослых и детей.

Ключевые слова: Фельдшерско-акушерская школа; Красная Армия; Великая Отечественная война; система здравоохранения; образование; фонд обороны.

 

За 79 лет много самых разных событий пережила Россия: война, разруха и голод, восстановление страны из руин, мирное строительство. Многое из того, что было создано ранее, перестало существовать. Время не тронуло фельдшерско-акушерскую школу. Она существовала всегда. Конечно, и здесь происходило изменения. В советский период школа называлась Медицинский техникум, с 1935 года техникум вновь становится фельдшерско-акушерской школой, а с сентября 1954 года – медицинским училищем. Названия менялись, но оставалось главное: здесь всегда учили не только профессии, но и милосердию, состраданию, готовности в любую минуту прийти на помощь.

Выпускники 1940-х годов мечтали лечить людей, строили планы на будущее. Но многому из задуманного не суждено было сбыться. Ученики фельдшерско-акушерской школы первыми уходили на фронт. «Сестрички» выносили раненых с поля боя, спасали жизни бойцам. Годы Великой Отечественной войны были наиболее тяжелым периодом в жизни страны. Схватка с сильным и жестоким врагом потребовала величайшего напряжения сил, мобилизации всех ресурсов страны. Свой вклад в дело Победы внесли и работки советского здравоохранения – врачи, фельдшера, медицинские сестры.

На основании приказа Наркомздрава РСФСР от 2 декабря 1941 г. за № 537 с 1 апреля 1942 г. на базе военных госпиталей и больниц открывались курсы по подготовке медицинских сестер по уходу за ранеными бойцами и офицерами. Причиной их создания являлось плохая работа сестер по оказанию помощи данной категории больных.

В связи с острой необходимостью здравоохранения в специалистах на период военного времени нужно было увеличить число детских врачей, медицинских и патронажных сестер. В сложившейся ситуации снижение детской заболеваемости и смертности в нашей стране являлось сложнейшей проблемой для органов здравоохранения, медицинских работников и всего Советского государства [3, с. 35].

Медики, несмотря на тяжелые материальные, жилищные и социальные условия в годы Великой Отечественной войны, отдавали все силы и здоровье для лечения военнослужащих и гражданского населения.

Учебный год (1941-1942 гг.) в условиях военного времени был сложным и тяжелым. Занятия проводились по новым сокращенным программам. Обучение на фельдшерском отделении сократилось до 1,5 года, на акушерском – до 2 лет. Рабочий день удлинялся, учебный год сокращался. Летние каникулы длились 1 месяц, зимние – неделю.

Изменились учебные программы: дисциплины, имеющие военное значение, стали ведущими. Были исключены общеобразовательные предметы: математика, русский язык, история, экономические география. Особое внимание уделялось военно-санитарным дисциплинам, хирургии, инфекционным болезням, военной гигиене, санитарной тактике. Разумеется, сокращение курсов носило временный характер, по мере улучшения военной обстановки начинали работать по переходному пути – 2 года, а с осени 1942 г. набранные студенты обучались уже по прежней трехгодичной программе [1, с. 100].

В годы войны значительно ухудшилось условия учебы и быта. Большинство школ отдавали свои здания под госпиталь. Работать, учиться в условиях военного времени было нелегко, холодные, плохо отапливаемые и слабо освещаемые классы, перебои с мелом, чернилами, тетрадями, бесконечные смены преподавателей. Несмотря на это, учащиеся продолжали, занимались наукой и общественной работой, оказывали посильную помощь фронту. К примеру, в 1941 г. учащиеся Ульяновской фельдшерско-акушерской школы были направлены на строительство оборонных рубежей, на сельскохозяйственные работы, они трудились на лесозаготовках, разгружали торф, зимой оказывали постоянную помощь железной дороге в борьбе со снежными заносами. За пять военных месяцев 1941 г. 3-й курс отвлекался на эти работы 48 дней, а 1-й и 2-й курсы – 51 день. Проявлением высокого патриотизма, заботы о Красной Армии явилось участие преподавателей и учащиеся в создании фонда обороны. Деньги, заработанные на воскресниках, по инициативе комсомольской организации были переданы на строительство танковой колонны имени Куйбышева. Учащиеся собрали 980 рублей для постройки эскадрильи самолетов «Родина Ильича» и 4800 рублей – эскадрильи самолетов имени Куйбышева [2, с. 147].

В школах активно проводились сборы теплых вещей для бойцов Красной Армии. На фронт комсомольцы отправляли посылку с теплыми вещами и медикаментами для партизан. Эта благотворительная работа продолжалась и в последующие годы. Учащиеся-девушки принимали активное участие в воскресниках по стирке и починке белья для бойцов Красной Армии, готовили доклады на различные темы, с которыми выступали перед рабочими, железнодорожниками, колхозниками и ранеными, выпускали стенную газету.

Фронту нужны были медицинские работники, и школа подготовила несколько ускоренных выпусков. Далее выпускников вызывали в военкомат для заполнения бланков и форм, и направлялись в дивизии. В штабе дивизии прибывших сразу распределяли по полкам на должности командиров санитарных взводов стрелковых батальонов. Там же усиленно учили военным наукам, главным образом медицинской тактике, выносу раненых с поля боя, учили оказывать первую помощь в условиях боевых действий, обустройству батальонных медпунктов.

Добровольцами на фронт уходили не только выпускники прошлых лет, но и многие преподаватели. В этих условиях количество штатных сотрудников школы сокращалось, часть медицинских работников оставляли в госпиталях, многие отбыли на фронт – в медсанбаты и полевые госпитали.

Выпускники училища воевали на всех фронтах, за линией фронта – в партизанских отрядах, работали в блокадном Ленинграде, прошли через фашистские концлагеря. Возвращая в строй раненых бойцов, медицинские работники пополняли ряды армии, способствовали сохранению ее численности и боеспособности [2, с. 148].

Значение фельдшерско-акушерских школ в системе здравоохранения очень велико. Прежде всего, это подготовка медработников среднего звена по широкому спектру соответствующих медицинских специальностей. Это позволило призвать в действующую армию сотни подготовленных специалистов.

Работать было трудно: не было антибиотиков, обезболивание проводилось только с помощью новокаина, перевязочный материал стирали с песком и глиной, отсутствие электричества, палаты освещались коптилками, операционные и перевязочные – керосиновыми лампами, но, несмотря на все трудности, результаты лечения были высокими.

В госпитали ежедневно потоком с водного и железнодорожного транспорта прибывали раненные. Надо было их доставить в госпиталь, вымыть, согреть, напоить, накормить, поднять в палаты. После ночного приема медработники вставали за операционный стол, делали по 15 операции в день, а затем снова принимали другую партию раненых. Врачи и медсестры работали сутками, почти без отдыха.

В тяжелые военные годы фельдшерско-акушерские школы проявило всеобщий героизм. Великая Отечественная война была серьезным испытанием для всего советского народа, где наш народ это испытание выдержал с честью. Несмотря на нехватку медикаментов, воды, постоянных газовых атак, медики самоотверженно боролись за жизнь раненых и больных, возвращая их в ряды защитников Родины.

 

Литература:

1. История медицинского колледжа: [моногр.]. Ч. 1 / Е.Г. Шилова и др.; под ред. Е.Г. Шиловой. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – 140 с.

2. Страницы истории здравоохранения Симбирской губернии и Ульяновской области: [моногр.] / под ред. В.И. Горбунова, Г.В. Возженниковой, В.К. Земскова, И.Н. Исаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ульяновск: УлГУ, 2016. – 576 с.

3. Яремчук О.В. Очерки об истории Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной (1867-1945 гг.). I т. / Р.С. Серебряный, В.Н. Варламенков, О.В. Яремчук, К.В. Фролова, М.В. Матвиенко, А.А. Гвоздев // Монография. «Издательство СНЦ». - Самара, 2017. – 125 с.

 

УДК 37.042

Савельева Ю. В.

Педагог дополнительного образования ДО ЦДТ «Глобус»

(Уфа, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: