Деловая игра как форма социальной адаптации студентов в Исламских учебных заведениях

 

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем классификацию деловых игр и особенности их применения в образовательной среде исламского учебного заведения. Деловые игры в профессиональном образовании строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого студента и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Ключевые слова: деловая игра, исламское образование, метод обучения, игровые методы в исламском образовании.

 

Процесс социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях (медресе и исламские ВУЗы) является достаточно сложным, динамическим и многосторонним процессом. К сожалению, в мусульманской образовательной практике данной проблеме не всегда уделяется значительное внимание [1, 2]. Если по данным исследований в ежегодный «отсев» студентов в российских вузах в среднем составляет от 10 до 21 %, то в системе мусульманского образования эти цифры в отдельных случаях могут доходить до 60 %. Во многом это обусловлено отсутствием продуманной системы социальной адаптации студентов к среде медресе или университета и ее социальному окружению [9].

Приведенные данные свидетельствуют об актуальности изучения проблемы социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях на основе педагогической и религиозной поддержки, способствующей выявлению трудностей и разрешению личных проблем студентов, определению возможных путей их дальнейшего личностно-профессионального становления как служителя культа мусульманского вероучения. Использование новых подходов в образовательной практике позволит студентам безболезненно войти в образовательную и религиозную среду, социальное окружение, поможет справляться с учебными, исследовательскими, творческими задачами и освоиться в будущей профессии. Одним из таких подходов является деловая игра.

Деловая игра как метод активного обучения является одним из наиболее эффективных в современном профессиональном образовании. Впервые она была использована в 1932 году М.М. Бирштейном в городе Ленинград. В дальнейшем игровой метод получил широкое распространение и внедрение в США, Канаде, Англии, Франции, Германии, Польше, Японии, и др. К 1991 в мире насчитывалось более 2000 видов деловых игр, причем значительная часть их использовалась в СССР и США.

Разработкой теории и практики деловой игры на современном этапе развития методики профессионального обучения в вузе занимаются А.А. Вербицкий [3], С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин [4], Ю.В. Геронимус [5], В.Ф. Комаров [6], Ю.Д. Красовский [7], М.Н. Крылова, О.Н. Ворошилова [8], А.М. Смолкин [10], Н.А. Соловьева, Т.А. Макаренко [11] и другие исследователи.

Целью данной статьи является рассмотрение теоретических аспектов деловой игры и возможности его использования в практике преподавания в исламском Вузе как одной из форм социальной адаптации.

Игровые методы обучения используются в трех сферах:

1. Учебная сфера: игровой метод применяется в процессе обучения, повышения квалификации.

2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т. д.

3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

Педагогической целью деловой игры является активизация мышления студентов, повышение самостоятельности будущего специалиста, внесение творчества и креатива в обучение, подготовка студента к практической профессиональной деятельности. Игровой метод имеет связь с проблемным обучением который отвечает на вопрос «почему», а деловая игра – «что было бы, если бы…». Он раскрывает личностный потенциал в совместной деятельности с другими участниками.

Деловая игра – это система, которая может контролироваться, потому что игра заранее готовится и подвергается корректировке преподавателем. Как правило, педагог во время деловой игры выступает наблюдателем и оценивает игровую деятельность студентов. Если деятельность студентов выходит за пределы плана, при котором цель и задачи не выполнятся, преподаватель может провести корректировку игры.

В классификации предложенным А.М. Смолкиным (7) методы активного обучения в ВУЗе делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные – это методы повышения и активизации позновательской деятельности во время лекционных занятий. Имитационные методы построены на имитации, профессиональной деятельности. Имитационные методы в свою очередь делится на игровые и неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и тд.).

Классификация игровых имитационных методов обучения:

1. Стажировка с выполнением должностной роли – форма и метод активного обучения конкретного типа, при котором моделью выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности) имама или мугаллима.

2. Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.

3. Разыгрывание ролей (инсценировка) – игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства.

4. Игровое проектирование – практическое занятие, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.

5. Дидактическая игра – это модель, то есть замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах процесса социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях:

 1 этап - принятие норм и ценностей исламского вероучения. Можно применить проблемную лекцию, эвристическую беседу, дискуссия и т. д.

2 этап - приспособление студента к социальному окружению учебного заведения; могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т. д.

3 этап - усвоение студентом принятых социальных норм, ценностей, традиций учебного заведения, требований социального направления. Стажировка с выполнением должностной роли;

4 этап - организация адекватного микро социального взаимодействия «студент-преподаватель (мугаллим)», «студент-куратор», «студент-студент», «студент-студенческая общность». - развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Предпочтительно начать применять игровые методы с имитационных упражнений чтобы студенты могли закрепить определенные навыки и акцентировать свое внимание важных понятиях. Условием имитационного упражнения является наличие противоречия, проблемы. Следующий шаг после имитационных упражнений – это деловые игры. Для исламского ВУЗа наиболее подходит ролевая игра потому, что студенты недостаточно полно владеют своей специальностью. Целью ролевой игры является формирование умений и навыков в активном творческом процессе.

Подготовка деловой игры состоит из следующих этапов:

1.Определение темы и диагностика исходной ситуации. Желательно чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2. Постановка целей и задач как с учетом темы, так и исходной ситуации.

3. Построение структуры деловой игры согласно теме, целям, задачам и составу участников.

4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры.

5. Диагностика объективного обстоятельства.

Для подготовки деловой игры можно использовать все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский метод.

При проведении деловых игр необходимо соблюдать методические требования:

s игра есть логическое продолжение и завершение теоретической темы или раздела учебной дисциплины, а также дополнением из практики для изучения дисциплины;

s максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;

s создание атмосферы поиска и непринужденности;

s подготовка учебно-методических документов;

s формулирование задач, условий и правил игры;

s выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

s техническое оснащение.

Деловая игра определяется темой, предусмотренной рабочей программой и требует определенных знаний, подготовки студентов и их умения работать в коллективе. Преподаватель осознанно выбирает группу, уровень которой соответствует проведению такого мероприятия. Во время подготовки деловой игры и ее проведения участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития.

Преподаватель в игре должен помочь студенту раскрыться потому что некоторые студенты считают себя не компетентными. Если студенты проявили себя активными, показали свои знания и умение работать в коллективе, то результат будет налицо.

Есть положительные и отрицательные моменты в применения деловой игры в образовательном процессе. Положительным является высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения и подготовка к профессиональной деятельности. Формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; рефлексия.

Отрицательным является высокая трудоемкость подготовки и проведения занятия для мугаллима, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для мугаллима, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; готовность не всех студентов к работе в деловой игре; трудности с заменой преподавателя.

Высокая познавательная эффективность деловой игры связана знакомством студентов с диалектическими методами исследования проблемы, организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере.

Воспитательная эффективность деловой игры проявляется в том, что в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; устанавливается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры.

Развивающая эффективность в том, что в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Качество знаний, полученных посредством игровой формы обучения, в значительной степени зависит от мастерства преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный результат.

Таким образом, деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Современное обучение в исламском вузе должно включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике с целью повышения познавательной активности студентов и увеличения уровня их социальной адаптации в среде ВУЗА.

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. Оренбург, 2015. С. 2821-2825.

2.   Аминов Т.М. Система исламского образования Духовного управления мусульман республики Башкортостан на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. - № 3 (70). – С. 78-87.

3.   Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

4.   Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – к профессиональному творчеству: учебно-метод. пособие. – Мн.: Университетское изд-во, 1989. – 125 с.

5.  Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. – М.: Знание, 1989. – 208 с.

6.   Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. – Новосибирск: Наука; Сибирское отделение, 1989. – 272 с.

7.   Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. – М.: Экономика, 1989. – 175 с.

8.   Крылова М.Н., Ворошилова О.Н. Деловая игра на практических занятиях по правоведению // Политика, государство и право. – 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1426.

9.  Салихов Т.Р. Педагогическая поддержка социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях // Сборник научных работ III Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. – 396 с.

10. Смолкин А.М. Методы активного обучения: научно-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. –176 с.

11. Соловьева Н.А., Макаренко Т.А. Применение деловых игр со студентами педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 19. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95211.htm.

 

УДК 378.4

Салоникес М. Я.

Советник при ректорате МПГУ, Дирекция изучения истории МПГУ

(Москва, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: