Социально-культурная деятельность Советов Казахстана в годы войны (1941-1945 ГГ. )

     Аннотация. В статье на основании архивных материалов Центрального архива Республики Казахстан и областных архивов анализируется социально-культурная деятельность Советов Казахстана в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

     Ключевые слова: школа, обучение и воспитание, культурно-просветительная работа, заседание исполкомов, высшее и среднее специальное образование.

                                                       

  С началом войны необходимо было перестроить на военный лад и воспитательную работу, смысл заключался в быстром переходе от задач мирного соцалистического к задачам военным в совершенствовании форм и методов идейно-политического воздействия на трудящиеся массы, подчинении всей агитации и пропаганды партии и государства воспитанию советских людей в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, выработке у них высокой политической бдительности.

Несмотря на трудности и сложности военного периода относительный размер ассигнований на социально-культурные нужды проявлял тенденцию к росту. Так, например, в предвоенном 1940 году расходы на эти цели в Казахстане составляли 922.929 тыс.руб., в 1941 г. они достигли 983.563 тыс.руб. и составили более 51 проц. расходной части бюджета. В 1944 г. расходы на социально-культурные нужды возросли до 1.102.672 тыс.руб. – более 66 проц. бюджета Казахской ССР [1, с. 7-9, 17].

Обучение и воспитание подрастающего поколения являлось одним из основных вопросов деятельности Советов и в годы Великой Отечественной войны. В эти годы школа решала новые задачи, связанные с трудностями военного времени, интересам фронта подчинялась вся учебно-воспитательная работа. Продолжалась борьба за осуществление Закона о всеобуче. Так, 25 июня 1941 г. Совнарком республики рассмотрел вопрос о ходе школьного строительства и ремонте школ в Казахстане, а в августе 1941 г.утвердил мероприятия по организации в республике 61 новой средней школы с приемом 3.340 учащихся в восьмые классы [2, л. 184].

В годы войны в школах республики улучшилось трудовое воспитание детей и подростков. В старших классах было введено изучение: трактора, комбайна, автомашин, основ сельского хозяйства и простых сельскохозяйственных машин. Достаточно сказать, что в республике в течение 1942-1943 учебного года из числа старшеклассников было подготовлено 24 тыс.трактористов, комбайнеров, 80 тыс.учащихся изучили основы агротехники, заменив специалистов сельского хозяйства и механизаторов, ушедших на фронт [3].

На заседаниях Советов, заседаниях исполкомов в этот период систематически обсуждались вопросы работы школ, их материального обеспечения. Так, V сессия исполкома Северо-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся (июнь, 1942 г.), обсуждая вопрос “О подготовке школ к новому учебному году”, обязала председателей исполкомов районных и сельских советов, председателей колхозов и органов народного образования создать учителям необходимые условия в работе, обеспечить бесперебойное снабжение продуктами питания, жильем и другими коммунальными услугами, не допускать задержки в выдаче заработной платы и в каждом подобном случае принимать немедленные меры к устранению этих недостатков [4, л. 64].

Вся огрмассовая работа местных Советов Казахстана, направленная на осуществление культурно-просветительной работы, проводилась и посточнно действующими школьными комиссиями. Они оказывали помощь Советам в реализации всех принятых вышестоящими организациями решений по культурному строительству, готовили вопросы, выносимые на рассмотрение сессий. Так, в Ленинжольском аулсовете Келесского района (руководитель Махамбетова) добилась хороших результатов. На своем заседании заслушивали директоров школ по вопросам обеспечения топливом на зиму и ряд других вопросов. В результате правильной постановки вопросов все школы аула значительно улучшили свою работу и ликвидировали отсев [5, л. 335].

К числу школьных комиссий, которые неплохо организовывали свою работу и справлялись с стоящими перед ними задачами, можно отнести и комиссию Куйбышевского сельсовета Коктерекского района Жамбылской области (руководитель Альтекова). Комиссия активно участововала во всей работе Совета в тесной связи и выдвинула насущные вопросы на обсуждение сельсовета [6, л. 15].

В годы Великой Отечественной войны с новой силой раскрывались благороднейшие качества учителей. Они, работаля подчас в неотапливаемых и плохо оборудованных помещениях, при недостатке учебников и учебно-методической литературы свято выполняли свой долг советского педагога, повышали качество школьной работы и учили подрастающее поколение любить свою священную Родину и ненавидеть ее врага.

Трудности военного времени коснулись высших и средних специальных учебных заведений: сократилась их численность, ряд учебных заведений был закрыт, другие объединены, ускорилась подготовка квалифицированных кадров за счет сокращения сроков обучения и т.п. По вполне понятным причинам удельный вес женщин в составе студентов вузов, техникумов и училищ заметно увеличился [7,    с. 108]. Этому в значительной мере способствовало и то, что правительство республики провело ряд специальных мероприятий, облегчавших девушкам-казашкам поступление в вуз. Уже с апреля 1942 г. начали функционировать созданные НКП Казахской ССР 4-х месячные курсы подготовки в вузы девушек-казашек на 330 человек. Для этой цели было выделено 279 тыс.руб. В 1943 г. были вновь организованы такие курсы и на их содержание выделено 277 тыс.руб. [8, л. 291; 128; 14; 27].

В 1944 г. был открыт специальный женский национальный вуз – Казахский государственный педагогический институт с тремя факультетами: физико-математический, исторический, языка и литературы. В следующем 1945 г. был открыт еще один факультет – географический [9, с. 118]

Наряду с КазЖенПИ, несмотря на сокращение сети вузов и на крайне ограниченные материальные возможности, вызванные войной, в Казахстане организовывались новые вузы: в 1941 г. Алма-Атинский институт иностранных языков, в 1943 г. в Чимкенте – технологический институт строительных материалов, в 1944 г. – Казахская государственная консерватория им. Курмангазы и Казахский государственный институт физической культуры.

Огромное значение в дальнейшем развитии высшего и среднего специального образования в Казахстане имело прибытие в республику высших и средних специальных учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Киева, Таганрога, Ялты, Орла и других городов. Совнарком Казахской ССР и местные Советы республики принимали меры по размещению этих учебных заведений, предоставлению им учебных помещений и жилья для профессорско-преподавательского состава и студентов. Так, в ноябре 1941 г. из Москвы в г.Петропавловск были эвакуированы 2 вуза – Московский институт земледелия и Ветеринарный институт, которые вскоре полностью развернули свою работу и в 1942 г. выпустили 135 ветеринарных врачей и 35 инженеров-геодезистов и инженеров-землеустроителей [10, л. 13, 60].

Ленинградский юридический институт эвакуированный в Жамбыл, в 1943-1944 учебном году за хорошую учебно-производственную работу был награжден Почетной Грамотой республиканского Комитета Союза высшей школы. Профессорско-преподавательский состав института принимал активное участие в пропагандистской работе и за время пребывания прочитал перед населением города и области свыше 700 лекций и докладов [11, л. 20 об].

В Семипалатинске были размещены Московский химико-технологический институт. Московский институт холодильной промышленности и филиал Ленинградского института холодильной промышленности, Московский геолого-разведочный и Харьковский фармацевтический и другие институты [12, лл. 55, 64, 58]. Киевский и Харьковский университеты объединились и обосновались в Кзыл-Орде [13].

До последнего времени в исторической литературе не было единого мнения о количестве эвакуированных в Казахстан высших учебых заведений. Так, по мнению Сулейменова Р.Б., в республику было эвакуировано 36 высших и средних учебных заведений. Тастанов Ш.Ю. подсчитал 40 специальных учебных заведений, из них 22 вуза. На наш взгляд, наиболее точные и полные сведения содержатся в диссертации Бисенбаева А.К., которому на основе различных источников удалось установить, что количество размещенных в республике вузов достигает 31 [14].

Во всех вузах республики учебная работа проходила в строгом соответствии с учебными планами военного времени. Перед профессорско-преподавательским составом встала задача значительно повысить эффективность занятий, более рационально использовать каждый час учебного времени, как можно лучше организовать самостоятельную работу студентов. Усиливалось внимание к вопросам патриотического воспитания и военно-физкультурной подготовки студентов, в основу которой была положена программа всеобуча.

Несмотря на трудности военного времени за период с 1941 по 1945 г. численность студентов вузов Казахстана возросла почти в полтора раза, т.е. с 10,4 тыс. в 1941 г. до 15 тыс. в 1945 г [15].

Особой заботой Советы Казахстана окружили работников науки, литературы и исскуства. Так, при исполкоме Кустанайского областного Совета была создана областная постоянно действующая комиссия по улучшению материально-бытовых условий работников науки, литературы и искусства в составе 9 человек. Аналогичные комиссии создавались и в районах [16, л. 455]. Эти комиссии осущесвляли контроль и наблюдение за созданием нормальных материально-бытовых условий работников науки, литературы и искусства, оказывали через соответствующие организации систематическую помощь в удовлетворении нужд самих работников и членов их семей.

С самого начала Великой Отечественной войны Советы Казахстана уделяли большое внимание работе курьтурно-просветительных учреждений, содержание которой было направлено на то, чтобы в каждом советском человеке воспитать чувство социалистического патриотизма, личной ответственности за судьбу Родины.

В годы войны советские органы республики созывали совещания работников культурно-просветительных учреждений. Так, на областном совещании политико-просветительных работников Жамбылской области (февраль 1943 г.) обсуждался вопрос “О задачах политико-просветительных учреждений в условиях Великой Отечественной войны” [17, л. 96].

Наиболее распространенной формой политико-массовой работы депутатов, агитаторов и пропагандистов являлись коллективная читка газет, коллективное прослушивание последних известий, лекций, беседы, широко использовали наглядные средства агитации – боевые листки, плакаты, фото-газеты, информации, молнии и т.п.

Работники библиотек организовывали книжные выставки, рекомендательные списки литературы по военной тематике, усилили массово-политическую и культурно-просветительную работу среди населения. Особое внимание обращалось на обслуживание производительных и сельскохозяйственных предприятий, призывных и агитационных пунктов передвижными библиотеками военно-оборонной и политической литературой. Одной из важнейших задач клубных и библиотечных работников в годы войны являлось обслуживание раненых бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Так, работники культурно-просветительных учреждений Северо-Казахстанской области за три месяца (с 15 января по 15 марта 1943 г.) провели в госпиталях 160 политбесед и 240 политинформаций на темы: “Задачи Красной Армии и советского народа в Отечественной войне”, “Морально-политические резервы в современной войне”, “Полезная дисциплина – основа Красной Армии”, “Ленин – организатор Красной Армии”, “Разгром немцев под Сталинградом”, “Дружба народов СССР – залог нашей победы” и ряд других. За это время силами артистов и участников художественной самодеятельности дано 65 концертов [18, л. 20].

В годы войны широкую и плодотворную, культурно-просветительную деятельность развернули театральные и музыкальные учреждения. Это особенно хорошо можно проиллюстрировать на примере работы Семипалатинского русского драматического театра. Коллектив театра с началом войны пересмотрел свои творческие планы, полностью переключив свой репертуар на пьесы о войне, о героизме советских людей, о борьбе с фашизмом. С ноября 1941 г. по июнь 1942 г. театр был переведен в г.Аягуз. За этот период коллектив театра показал зрителям “Крылатое племя” Первенцева, “Накануне” Афанасьева, “Поздняя любовь” А.Островского, “Коварство и любовь” Шиллера и др.

До июня 1943 г. театр работал в Урджаре, где были поставлены “Русские люди” К.Симонова, “Нашествие” Л.Леонова и др. Новый театральный сезон коллектив открыл 3 октября 1943 г. спектаклем “Жди меня” К.Симонова [19, лл. 100-103].

Весьма положительную культурно-воспитательную роль в дальнейшим развитии театрального искусства Казахстана сыграли творческие коллективы, эвакуированные в республику. Местные советские органы помогали и в размещении на новом месте. Чтобы разумно и целесообразно разместить эвакуированные в республику театры и музыкальные учреждений, пришлось переместить местные театры. Так, Семипалатинский русский драмтеатр временно был переведен в Аягуз, несколько позже в Урджар; Карагандинский – в г.Балхаш. На место этих театров развернули свою работу Киевский ордена Ленина Украинский театр им.Ив.Франко и Киевский Государственный Академический театр. Всего в республику было эвакуировано 23 театральных учреждений [20].

Таким образом война не могла остановить культурное строительство. Многонациональная советская культура в этот период доказала свою огромную жизнеспособность и действенность. Как справедливо подчеркивает академик Р.Б.Сулейменов, это, во-первых, появлялась в том, что уже в первые дни суровой годины вся культурная деятельность нашего государства была успешно перестроена на военный лад, деятели советской культуры, армия народной интеллигенции смогли внести в этот период весомый вклад в победу над сильным и коварным врагом. Во-вторых, несмотря на исключительные тяготы и лишения, мобилизацию всех сил и средств на защиту социалистического Отечества, культурное строительство в стране было замедлено, но не остановлено вовсе, культурная революция продолжалась [21, с. 380].

Особенностью культурно-просветительной деятельности советских органов в тот период являлись нацеленность всей жизни народа на достижение победы над врагом. Усилия Советов и их депутатов были направлены на заботу о войнах Красной Армии, о тех, кто преграждал путь полчищам врага, на пропаганду военных знаний и проведение всеобщего военного обучения.

Работники культурно-просветительных учреждений регулярно бывали на полевых станах колхозов, совхозов, в госпиталях, на призывных пунктах. Они проводили там беседы, выпускали стенные газеты, боевые листки, выдавали книги, организовывали концерты профессиональных артистов и коллективов художественной самодеятельности.

Организационное руководство политико-просветительной работой на местах осуществлялось отделами народного образования и культуры исполкомов областных, районных и городских Советов.

 

Литература:

1. Седьмая сессия Верховного Совета Казахской ССР. Алма-Ата. 1946.

2. Центральный Государственный Архив РК (далее ЦГА РК). ф.1137. оп.6. д.18.

3. Измайлов А. Просвещение в республиках Советского Востока. Москва: Педагогика, 1973. 368 с. Педагогика. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане – Алма-Ата: Наука, 1972. 494 с.

4. Государственный Архив Северо-Казахстанской области (далее ГАСКО). ф.1189. оп.13. д.62.

5. ЦГА РК. ф.1109. оп.5. д.74.

6. Государственный Архив Жамбылской области (далее ГАЖО). ф.399. оп.1. д.368.

7. Тастанов Ш. Советский опыт формирования и развития интеллегенции ранее отсталых народов. Алма-Ата: Казахстан, 1975. 200 стр.

8.  ЦГА РК. ф.1137. оп.7. д.3; оп.8. д.1; д.4; оп. 10. д.6.

9.  Кунантаева К. К вершинам знаний. (развитие женского образования в  

 Казахстане. 1920-1977) Алма-Ата: Казахстан, 1978. 136 стр.

10.  ГАСКО. ф.1189. оп.13. д.62.

11.  ГАЖО. ф.282. оп.2. д.706.

12.  ГАГС. ф.409. оп.1. д.845. д.851.

13.  Паначин Ф. Педагогическое образование в СССР. Москва:, Педагогика, 

 1975, 225 с.106; Тастанов Ш. Указ.работа, с.111.

14. Сулейменов Р. Указ.работа, с.391; Тастанов Ш. Указ.работа, с.111; Бисенбаев А. Деятельность научных учреждений и высших учебных заведении Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Автореферат дисс. на соиск.уч.степени канд.ист.наук. Алма-ата, 1984. с.15.

15.  История Казахской ССР. Эпоха соцализма. Алма-Ата, 1963. 910 стр. с.636; Тургумбаев А. От безграмотности – к высотам образованности. Алма-Ата. 1979. с.41.

16.  Государственный архив Костанайской области (далее ГАКоО). ф.268. оп.1. д.522.

17. ГАЖО. ф.282. оп.1. д.548.

18. ГАСКО. ф.22. оп.3. д.307.

19. ГАГС. ф.409. оп.409. д.954.

20. Казахстан в период Великой Отечественной войны. Советского Союза. 1941-1945: Сборник документов и материалов: В 2 г. Т.1. июнь 1941-1943 гг. Алма-Ата: Наука, 1964. 596 стр. Т.1, с.402; ГАГС. ф.409. оп.1. д.954. лл.76-78; Госархив Карагандинской области (далее ГАКО). ф.18. оп.1. д.646. л.164; ф.1268. оп.1. д.81. л.184; Козыбаев М. – Указ.работа, с.211; Сулейменов Р. Указ. работа, с.393.

21. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане – Алма-Ата: Наука, 1972. 494 с.

 

УДК 378.147

Сабирова Л. А.

 Ассистент НГПУ (Набережные Челны, Россия) 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: