Система библиотечного образования в Саратовской области в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье рассматривается процесс функционирования системы библиотечного образования в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется работе Саратовского библиотечного техникума, как крупнейшего центра подготовки библиотечных кадров в регионе в данный период времени.

Ключевые слова: кадры, техникум, библиотечное дело, образование, эвакуационный госпиталь, библиотерапия, война.

 

Библиотечный техникум в Саратове был открыт 1 сентября 1934 года в соответствии с приказом Народного комиссариата просвещения РСФСР №608 от 19 августа 1934 года. Первым директором техникума стала выпускница Московского библиотечного института Надежда Николаевна Федорова. В предвоенные годы техникум становится одним из крупнейших центров подготовки библиотечных кадров в Нижнем Поволжье. Одним из сложных периодов работы учебного заведения стали годы Великой Отечественной войны, о чем и пойдет речь в настоящей статье.

В воскресенье, 22 июня 1941 года преподаватели и студенты Саратовского библиотечного техникума срочно собрались в помещении корпуса на Сенной площади, где располагалось одно из общежитий техникума на митинг. Речи, звучавшие на нем, были немногословны: «Над Родиной нависла опасность! Встанем на защиту Отечества! Не дадим кровавому фашистскому сапогу топтать нашу землю! Все, как один, встанем на защиту отечества! Смерть немецким оккупантам». Речь, произнесенная директором техникума, Бочкаревым оказались очень созвучной с переживаниями студентов и педагогов. Они восприняли их как свои, кровные мысли, идущие от самого сердца. Именно этими словами они стали объяснять стремление идти добровольцами на фронт, громить врага до победного конца. Стремились записаться на фронт даже те, кто по разным причинам не подлежал призыву [5, С. 39-45].

Одним из первых, кто ушел добровольцем на фронт 24 июня 1941 года, стал директор техникума Бочкарев. Директором он был недолго, назначен на должность 1 августа 1940 года но, к сожалению, его инициалы в архивных материалах не сохранились. Это требует дальнейшего уточнения. Временно директором была назначена завуч техникума Кузнецова Александра Васильевна, а 6 августа 1941 года на должности директора Саратовского библиотечного техникума её сменил Николай Васильевич Тишунин. Однако период его работы директором техникума был недолог, так как уже 8 сентября он ушел добровольцем на фронт. Служил батальонным комиссаром, инструктором-пропагандистом в 1132 стрелковом полку 336 стрелковой дивизии Западного фронта. С первого дня боёв полка участвовал в обороне Москвы (декабрь 1941 г.), под Рузой (январь 1942 г.), под Ржевом (с августа по сентябрь 1942 г). В боях за высоту 202,8 и деревню Векшино Зубцовского района Калининской (в наст. врем. Тверской) области, когда полк захватил 12 вражеских орудий, несколько пулеметов, патроны и другие трофеи, а противник понес значительные потери, он становится комиссаром полка, и своим личным примером воодушевлял бойцов и командиров в бою. За отвагу и мужество Николай Васильевич был награжден в январе 1943 года орденом Красной Звезды.

8 сентября 1941 года библиотечный техникум в Саратове возглавила Ольга Дмитриевна Ушакова. Она работала преподавателем библиотечных дисциплин, преподавала методику работы с читателями, библиографию детской литературы. Закончила Ольга Дмитриевна Московский государственный библиотечный институт, а затем аспирантуру при нем. По приглашению бывшего директора техникума, Надежды Николаевны Федоровой была приглашена на педагогическую деятельность в Саратов.

Существенно в эти годы сократилась материально-техническая база и учебные площади техникума. В связи размещением эвакуированных работников предприятий в Саратове у техникума были изъяты два общежития. Занятия были перенесены в здание бывшего общежития техникума, которое располагалось на Сенной площади. Оно плохо отапливалось и часто не имело электричества [7, c. 238-240].

Большое значение в жизни техникума играла помощь саратовским эвакуационным госпиталям. 24 июня 1941 года в Саратове было организовано Управление местного эвакопункта, которое организовало 36 эвакогоспиталей в 12300 коек. Особенно много госпиталей развертывается во время Сталинградской битвы. По свидетельствам очевидцев в 1942-1943 годах Саратов представлял один большой эвакогоспиталь, насколько много здесь было раненых: не только военных, но и мирного населения. Студенты Саратовского библиотечного техникума в первые месяцы войны работали в разных госпиталях: ухаживали за ранеными, писали и читали им книги, газеты и письма. Однако, уже в конце 1941 года за библиотечным техникум был закреплен один эвакогоспиталь, который значился под №3630. Эвакогоспиталь располагался поблизости от техникума, на улице Большая Садовая, в районе Воскресенского кладбища. В годы Великой Отечественной войны это была окраина города, а в настоящее время в этом здании размещается средняя общеобразовательная школа №70 города Саратова. Эвакогоспиталь №3630 имел особую офтальмологическую специфику работы. Сюда направлялись люди получившие травму глаз, а многие были полностью лишены зрения. Руководил студентами Саратовского библиотечного техникума в госпитале известный врач-психиатр Михаил Павлович Кутанин (1883-1976). Он одним из первых в Советском Союзе стал применять метод библиотерапии. Люди, лишившиеся зрения были в отчаянии, многие готовы были покончить с жизнью, а депрессия перерастала в душевные болезни. Суть метода библиотерапии заключалась в чтении тщательно подобранных книг в строго определенной последовательности. Студенты техникума занимались с ранеными по этому методу и при постоянном контроле со стороны М.П. Кутанина. Студенты на каждого больного вели дневник, записывали всю прочитанную литературу, а затем вместе с Михаилом Павловичем анализировали и подбирали новую литературу. Часто студенты готовили громкие читки новостей с фронта, стихи русских и советских поэтов, давали концерты. Пользуясь своим авторитетом и дружбой с многими известными артистами Михаил Павлович часто устраивал в эвакогоспитале концерты. Фамилия Кутанина настолько была известна в Саратове, что любому человеку, который вел себя странно - говорили: «Тебе нужно к Кутанину».

Весной 1943 года в Саратовском библиотечном техникуме из-за неоднократных обращений со стороны и студентов и некоторых педагогов (причем основная масса обращений были анонимными) в учебном заведении была организована проверка. Проверка проводилась комиссией Областного отдела народного образования. В ходе этой проверки в техникуме была выявлена группа вредителей, которая в условиях войны представляла опасность советскому государству. Во главе этой группы стояла завхоз-вредитель Рейх Тереза Фёдоровна. В вину завхоза вменялось большие хищения имущества: отсутствовал в наличии патефон стоимостью в 377 руб., не хватало твердого и мягкого инвентаря на сумму 1475р, были вскрыты склады и из них похищено продовольствие (мука, масло растительное, жиры). Вместе с этим был выявлен факт, что уборщицы и вахтер техникума трижды в день без должного на то разрешения (самовольно) отлучаются за хлебом. В это время помещения оставались без присмотра. Это стало причиной вскрытия склада-сарая, расположенного в непосредственной близости с техникумом и из него было украдено 5 пар лыж (всего находилось 21 пара), а так же были украдены мягкие стулья. Такие случаи халатного отношения к имуществу были не единичны в техникуме.

В ходе следствия были выявлены факты хищения уволенным завхозом Проскуряковым Филиппом Петровичем, которого сменила Т.Ф. Рейх. Он «вводил в курс дела и научал» завхоза-вредителя, а когда начались следственные действия срочным порядком уехал в деревню Верки Бутурлиновского района Воронежской области. Общая сумма ущерба составила более 16 тыс. рублей. Заведующий Саратовским областным отделом образования товарищ Муханов констатировал, что такое антигосударственное отношение к имуществу техникума со стороны должностных лиц выявилось не только в результате попустительства директора Саратовского библиотечного техникума Ольги Дмитриевны Ушаковой, но и при прямом ее пособничестве и участии.

После такого заключения комиссии О.Д. Ушакова была уволена с должности директора техникума, а новым руководителем учебного заведения с 1 июня 1943 года была назначена Мария Петровна Спирина. Она являлась выпускницей Высших женских курсов города Казани, так же прошла один год обучения по курсовой подготовке библиотечных работников при Московском государственном библиотечном институте, а затем закончила его, пройдя полный курс обучения. М.П. Спирина преподавала в техникуме библиотечную технику, возглавляла его до ноября 1952 года. С 1952 по 1957 год Мария Петровна Спирина работает заведующей заочным отделением Саратовского библиотечного техникума и курирует учебно-консультационные пункты в Ершове, Балашове и Петровске. Вместе с этим хочется отметить, что О.Д. Ушакову после снятия с должности директора наказали по условиям военного времени довольно мягко: обязали выплатить всю сумму растраты имущества и разрешили продолжить педагогическую деятельность в техникуме [8, c. 34-55].

На высокий уровень в годы Великой Отечественной войны была поставлена политико-просветительная работа. Проводились доклады темам обороны, народно-хозяйственного строительства и гигиены, как например: «О международном положении», «27 годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции», «О дне Сталинской конституции», «Отечественная война в советской литературе» и другие. В Саратовском библиотечном техникуме в 1944 году торжественно отмечалась столетняя годовщина со дня смерти И.А. Крылова. К этому мероприятию в библиотеке техникума была организована выставка, посвящённая его творчеству и силами художественной самодеятельности техникума был проведён концерт [6, c. 19-24].

Преподавателями и студентами техникума было собрано 1000 рублей предназначенных для покупки подарков раненым больным подшефного эвакуационного госпиталя №3630. Командованием госпиталя особо была отмечена работа студентов 3-го и 4-го курсов Поликарповой, Варулиной и Трашиной, которые проводили в госпитале всё свободное время, помогая раненым [3, д. 104, л. 77].

Педагогический коллектив техникума был укомплектован кадрами с высшим образованием, по специальным предметам - выпускниками Московского библиотечного института. Так Видищева Анна Дмитриевна преподавала библиографию и библиотечную технику, Грязнова Ольга Андреевна вела работу с читателями, Ушакова Ольга Дмитриевна - методику работы с читателями, Спирина Мария Петровна - библиотечную технику, Цейтлин Софья Ефимовна - методику художественного чтения, детскую и родную литературу, Кузнецова Александра Васильевна - библиографию естественнонаучной и антирелигиозной литературы. Преподавателями математики, физики и химии были Мичурин Александр Илларионович и Королева Варвара Ивановна. Военным руководителем в рассматриваемый период являлся Коронатов Дмитрий Николаевич. Он занимался не только преподавательской деятельностью, но и отвечал за военные сборы и руководил кружком Осоавиахима.

С целью успешного прохождения практики с обучающимися 3 курса был выделен один свободный день и закреплены соответствующие группы за базами практики. За каждой базой практики был закреплён руководитель из числа преподавателей техникума, который контролировал её прохождение через отчеты учащихся о проделанной работе на базах практике и непосредственного её посещения. Так, в 1944-1945 учебном году производственная практика у учащихся 3 курса состоялась с 1 марта по 15 апреля и местом её прохождения являлась Научная библиотека Саратовского государственного университета. Это была единственная в городе Саратове библиотека, где помещения отапливались. В Научной библиотеке студенты знакомились с работой всех отделов, а особое внимание было уделено библиотечной технике. Следует сказать, что Научная библиотека Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского являлась одной из лучших библиотек в городе Саратове по техническому оснащению и в этом деле была большая заслуга её директора Веры Александровны Артисевич. Хочется отметить, что Вера Александровна в первые годы после организации библиотечного техникума в Саратове преподавала в нем. В 1934-1935 учебном году она преподавала работу с читателями, а затем прибавилась библиотечная техника. Однако из-за загруженности на работе, больших общественных нагрузках, она оставила преподавание в техникуме, но на многие годы сохранила связь с ним.

Отметим, что часть производственной практики, которая относилась к предмету «Массовая работа с читателями», была перенесена в подшефный техникуму эвакуационный госпиталь №3630, где учащиеся проводили громкую читку художественной литературы, газет, новостных листовок, беседы, библиографические обзоры. Эта работа учащихся показала высокие результаты и отзывы раненых госпиталя.

Для решения обострившейся проблемы нехватки кадров в Саратовском библиотечном техникуме весной 1945 года было восстановлено заочное отделение [1, c. 41 -139]. Опыт подготовки библиотечных работников средней квалификации существовал в Саратовском библиотечном техникуме в довоенные годы и теперь на основании постановления СНК РСФСР №841 от 21 декабря 1944 года «О мерах по укреплению библиотек Наркомпроса РСФСР». План приема на 1945-1946 учебный год устанавливался в 75 человек, однако потребность в библиотечных работниках оказалась настолько высока, что дополнительно было принято 11 человек. Советским правительством к 1950 году предполагалось увеличить число библиотечных техникумов в которых существовали бы заочные отделения до 42 с контингентом учащихся 17000 человек [2, д. 2706. Л. 58].

Не всем студентам довоенного Саратовского библиотечного техникума посчастливилось выжить в смертельной схватке с врагом. Многие из них навсегда остались на поле брани, в том числе директор Николай Васильевич Тишунин, студенты техникума Маслов Анатолий, Савина Антонина, Смотрова Наталья, Хмелов Иван и многие другие. Те же, кто уцелел, до конца своих дней свято чтили память о погибших товарищах. Красноречиво говорит о себе тот факт, что все выпускники Саратовского библиотечного техникума 1943 года выпуска добровольно поехали поднимать разрушенные библиотеки в освобожденных от оккупации районах Белоруссии, Украины, а четверо из них были направлены в Сталинград.

Таким образом, в тяжелых условиях военного времени коллективу Саратовского библиотечного техникума пришлось решать организационные и образовательные проблемы: улучшать жилищно-бытовые условия, как преподавателей, так и студентов, заниматься организацией питания, обеспечить сохранность контингента обучающихся, принять меры по обеспечению учебниками, художественной литературой, бумагой, письменными принадлежностями. На протяжении всех военных лет повышался уровень подготовки студентов, особенно зачисленных на первый курс, улучшалось качество обучения. Систематически велась работа по повышению посещаемости занятий и организации политико-воспитательной работы среди студентов. Но, несмотря на все трудности, которые приходилось преодолеть в годы Великой Отечественной войны, свою главную задачу, задачу подготовки библиотечных кадров техникум успешно выполнил.

 

Литература:

1. Библиотечное дело Российской Федерации в послевоенный период (июнь 1945 – март 1953): документы и материалы: в 2 ч. Ч. 2. [автор-составитель А.Л. Дивногорцев]. М.: Пашков Дом, 2005. (Отечественная история библиотечного дела). С. 41 -139.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А – 259.Оп 6. Д. 2706.

3. Государственный архив Саратовской области. Ф. 2026. Оп.1. Д.104.

4. Самохин А.Н. Библиотечное образование в Саратовском Поволжье: проблемы становления и развития // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. – Саратов: изд-во Саратов. Ун-та, 2016. – Вып. 11. -304 с.: ил. С. 39-45.

5. Самохин А.Н. Повседневная жизнь студентов техникумов Саратова в 1930-е годы // История: факты и символы. 2016 №4 (9). С. 19-24.

6. Самохин А.Н. У истоков библиотечного образования в Саратове // Творчество молодых: сборник материалов очно-заочной научно-практической конференции для образовательных организаций          г. Саратова, Саратовской области, регионов Приволжского Федерального округа, 24 апреля 2015 г. – Саратов: Амирит, 2015. - 290 с. С. 238-240.

7. Храмкова Е.Л. Культура России периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Историографические очерки / Институт истории и археологии Поволжья; Самарский государственный педагогический институт. Самара: Научно-технический Центр, 2001. – 316 с.

УДК 378.147


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: