Школьное образование НА северо-западе БАССР

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Аннотация. Изучение особенностей школьного образования на севере-западе Башкортостана в 1941 - 1945 гг. дает возможность проследить на конкретном историческом материале развитие не только общеобразовательной школы в трудных условиях войны, но и развитие личности ребенка в условиях лишения, холода, войны

Ключевые слова: Великая Отечественная война, школьное образование, допризывная военная подготовка школьников, труд.

 

Великая Отечественная война ярко продемонстрировала миру характер и духовную силу советского народа, беззаветно преданного своей Родине, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества. Чтобы понять истоки патриотизма народа, необходимо знать, как росли, учились, воспитывались, трудились и взрослели поколение наших дедушек и бабушек, выстоявших и победивших в тех суровых грозовых испытаниях. Среда, в которой они жили, отличалась от современной. С одной стороны, они стали свидетелями рождения нового строя и культурной революции в стране: была достигнута всеобщая грамотность населения. С другой, государственная политика была направлена на слом старой школы и создание новой системы образования, поэтому истоки культурного прогресса народа следует искать и в деятельности школ, учителей, библиотек. К этому выводу привел проведенный сравнительный анализ официальных источников по истории советской школы РСФСР [4, c. 7] и БАССР [3, c. 14].

Действительно, система обучения в общеобразовательной школе, к началу войны, приблизилась к современной классно-урочной форме с обязательным средним семилетним образованием. Ввели выпускные экзамены за 4 и 7 класс на аттестат зрелости средней школы по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, истории, иностранному языку; золотые и серебряные медали за хорошую учебу. В БАССР осуществляется переход на русский язык обучения обучающихся нерусских национальностей. С преподаванием на родном языке остались только башкирские и татарские средние школы. Но, в 1940 г. в качестве обязательного школьного учебного предмета в учебный план была включена допризывная военная подготовка. Программа включала следующие разделы: физическое воспитание и строевую подготовку, стрелковую подготовку, военную топографию, противовоздушную и противохимическую защиту, военно-санитарное дело, тактическую подготовку и т. д. С целью подготовки среднего медицинского персонала программой предусматривалось обучение девушек-старшеклассниц санитарному делу.

Начавшаяся в июне 1941 года война внесла в него серьезные коррективы, обозначив новые задачи:

- несмотря на трудности военного времени, привлечь всех детей школьного возраста к обязательному обучению,

- перестроить учебно-воспитательный процесс, усилив идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся через военно-физическую подготовку, развертывание среди школьников оборонной работы, привлекая их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору.

Для всех школ обязательной стала гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10 – 15 мин. В 1 – 4-х классах обучение состояло из несложных гимнастических упражнений обще развивающего характера, традиционных подвижных детских игр, простой лыжной подготовки. Противохимическая защита включала обучение правилам пользования детским противогазом, включая тренировки в противогазе до 35 мин. Главной задачей начальной военной подготовки школьников 5 – 7-х классов было освоение программы «Обучение одиночного бойца», включавшей занятия по строевой, огневой, тактической и противохимической защиты. Физическая подготовка (около 40 % объема) включала военную гимнастику, спортивные игры, кросс, бег, прыжки, метание гранаты, приемы борьбы, бокса, рукопашного боя, лыжную подготовку, преодоление препятствий и плавание. Задачей допризывной подготовки школьников 8 – 10-х классов средней школы было совершенствование одиночной подготовки и обучение бойца, способного действовать в составе отделения и взвода. С первых дней войны военная подготовка стала главным содержанием обучения и воспитания в школах. 2 июля 1941 года, постановлением СНК СССР введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. Школьники от 8 до 16 лет проходили такую подготовку по месту обучения.

Нугуман Мусин, уроженец Ишимбаевского района РБ в повести «Сказание голубой речки, в главе «Военрук Фатхи», подтверждает это, повествуя о том, как в начале сорок второго года, после зимних каникул, военруком в школе становится демобилизованный по ранению фронтовик. «Вы - будущие солдаты. Вам в этой войне, может быть, и не придется воевать, но защита родины – дело мужчины. А для этого с этих уже пор надо закаляться, расти, зная правила военной жизни…почувствовать себя солдатом – защитником отчизны» - наставлял он своих воспитанников. Несмотря на тяжелое ранение, вместе с учениками он ремонтировал парты, заготавливал дрова и учил не только словом, но и личным примером, как преодолев страх, покорять возникающие преграды. Каждый ученик, сидевший за школьный партой, в этот период был готов идти на фронт, сражаться за правое дело.

В воспоминаниях Галямовой Л. (1937 г.р), уроженки Дюртюли (Республика Башкортостан) и Раянова Наифа (1935 г.р.), жителю дер. Ново-Каинлыково Краснокамского района РБ, тоже идет упоминание о военной и строевой подготовке школьников в этот период.

День для учеников северо-запада Башкортостана, начиная с седьмого класса делился на учебную (до обеда) и трудовую (после обеда). Наравне со взрослыми трудились они на колхозных полях: пахали, боронили, сеяли, убирали урожай, пололи сорняки, заготавливали силос - собирали траву серпом и веревкой, трудились на покосах. В зимний период работали на лесозаготовках, вывозили навоз на поля, помогали кормить животных, чистить скотные дворы; готовили дрова, собирали и сдавали государству лекарственные растения, внося посильный вклад в общее дело победы над фашизмом. У каждого подростка, как у взрослого, была норма. По окончанию трудового дня в табеле «трудодень» получали отметку о выполнении нормы. Домашние заботы легли на плечи учеников начальной школы.

На северо-западе Башкоростана Новокаинлыковская школа две дюртюлинские школы, в военный период, продолжает свою деятельность. Школьники получали знания с твердой убежденностью, что это помогает приблизить Победу над врагом.  

Одной из серьезных проблем являлось обеспечение школ учителями.
Так, всех мужчин – учителей Новокаинлыковской школы взяли на фронт, их заменили вчерашние выпускницы школы. Интересен приказ директора школы Закира Лукманова от 6 февраля 1942 года: «В связи с призывом в армию, обязанности директора передаю завучу Саубану Каусарову». А ровно через месяц взяли на фронт и его. Обязанности директора он передал также завучу школы Гамиле Нургалиевой. Один учитель, по воспоминаниям Раянова Н вел одновременно урок для первоклассников и третьеклассников. Второклассники занимались вместе с четвероклассниками. Бывало, что уроки в начальной школе вели старшеклассники. Из-за нехватки учителей детей в сельской местности отпускали на кани­кулы теперь не на два-три месяца, как раньше, а на пять – с мая по ок­тябрь.

В Дюртюлях работали, по воспоминаниям Галимовой Л, две школы: татарская и русская. В русской преподавали учителя, эвакуированные из Москвы и Ленинграда.

Для многих учеников посещение школы, особенно в сельской местности, стало серьезной проблемой, так как не было одежды и обуви Так по воспоминаниям Раянова Наифа зимой в школу в Ново-Каинлыково ходили в лаптях. Валенки для многих были роскошью.

В самом помещении школы было холодно, у многих замерзали чернила. Ученики учились не раздеваясь. Учебники были, а вот тетрадей не было. Писали на полях или между строк книги. Писали заточенным гусиным пером или железным пером, которое привязывали к палочке. Получалась перьевая ручка, которую нужно было окунать в баночку-непроливайку, куда наливались чаще всего самодельные чернила: разводили сажу из печи с водой,а в Новокаинлыково был другой способ создания: из шишки на листе дуба выдавливали сок, добавляли туда железо и ждали когда почернеет. В холодной школе чернила застывали, поэтому «отмораживали» их, согревая ладошками и дыханием. Мел и доска – позволяли потренироваться.  

Перед началом занятий уборщица топила печь в школе и на стол учителя ставила керосиновую лампу. Но это было не единственным освещением. На каждой парте у учеников были самодельные лампы. Школьные парты были со специальными углублениями для чернильниц-непроливаек и для самодельных светильников (в бутылочку наливали керосин и опускали туда конец веревочки, второй конец, торчащий из бутылочки, поджигали).

Не хватало еды. Семьи выживали как могли: хлеб пекли из различной суррогатной муки. Обычно для этого мололи черные мелкие семена лебеды или древесную кору ильма. Весной ели дикий лук и щавель, летом землянику.

Несмотря на многие лишения и трудности, дети и подростки военных лет вместе со взрослыми приближали Победу. «Все для фронта! Все для Победы!: единство фронта и тыла – этим лозунгом жили, и это что придавало силы обессилившим, полуголодным совершать трудовой подвиг.

Как видим, система образования на севере-западе Башкортостана, несмотря на военные невзгоды, не только выстояли, но и поднялись в своем развитии на новую ступень:

1. Введение военного обучения школьников, способствовало укреплению здоровья, физической закалке, а все вместе взятое свидетельствовало о значительных по своей широте образовательно-воспитательных возможностях военно-физической подготовки школьников.

2. Активное участие школьников в сельскохозяйственных работах оказывали сильнейшее влияние на жизненный опыт школьников, обогащало их полезными навыками, а также оказывало неоценимую помощь фронту, республике.

3. Закаленное невзгодами, холодом, голодом подрастающее поколение 30-40гг сумело выстоять, объединившись в общей вере людей в скорую победу и светлое будущее страны. Не случайно фашисты приравнивали школы к военным объектам, жгли, взрывали их так же как музеи, театры, библиотеки – уничтожали всё, что создавало и хранило национальную культуру и является решающим как для индивидуального успеха человека, так и для развития страны.

 

Литература:

1. Воспоминания Галямовой Л., Раянова Н. – Уфа: Китап, 1997. – 103 с.

2. Иванова Г. А. Общеобразовательная школа Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны: Дис. канд. ист. наук. – Куйбышев, 167 с.

3. История Башкортостана в ХХ веке. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007 – 308 с.

4. Синенко С. Школьное образование в Башкирии 1930-х – начала 1940-х гг. Интернет ресурс:posredi.ru/shkoly-bashkirii-v-gody-velikoj-otechestvennoj


УДК 37.035.6

                                                                                Хамматова С. А.

                           Доктор пед. н, профессор Академии ВЭГУ (Уфа, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: