Военно-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности работы по военно-патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.  

Ключевые слова: младшие школьники, военно-патриотическое воспитание, внеурочная деятельность.

 

Как реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые? Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос: «Какими мы хотим видеть своих детей?» Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. Именно в детстве закладываются основы патриотизма, уважения к своей стране, воспитывается любовь к Родине.

Большие возможности в реализации патриотического воспитания дают нам внеурочная учебная и воспитательная деятельность. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. п. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Очень актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет». В условиях школы большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит педагогам. Главное для педагога, классного руководителя - передать детям знания о традиционных демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах, на личном примере показать связь традиционной национальной культуры с современностью. Источниками и средствами патриотического воспитания наших школьников являются: классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, секциях, студиях, рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом ученике высоко гражданственную личность. Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Тематика классных часов, которые рекомендуются для проведения в начальной школе: “Русь, Россия, Родина моя” - цикл классных часов о знаменательных событиях истории России; “День защитников Отечества” - проводится на каждой ступени обучения в различных формах; “Я – гражданин России” - цикл классных часов о выдающихся личностях города, страны; “Опалённые войной” - цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне и т.д.

В нашей гимназии уже не первый год в начальной школе проводится фестиваль военной песни. Его целью является формирование гражданско-патриотических чувств, сохранение памяти о прошлом, знакомство с военной песней.

Стало доброй традицией посещение нашими учениками накануне праздника 9 мая парка Победы и Республиканского музея Боевой славы, возложение цветов к памятникам. Многие ребята вместе со своими родителями участвуют в движении « Бессмертный полк», тем самым приобщаясь к жизни народа, всей страны.

Формированию патриотических убеждений способствуют экскурсии в музеи. Нашим ребятам повезло. В нашей гимназии есть музей Боевой славы. Посещение школьного музея вызывает интерес у ребят: они узнают в музее на фотографиях своих родных и близких, и это вызывает чувство гордости за то, что их деды, прадеды участвовали в войне против фашистов. Школьный музей Боевой славы гимназии был создан в 1984 году и создавался силами всей школы. Были собраны интересные, оригинальные экспонаты, которые стали новой экспозицией, альбомы и фотографии военных лет, солдатские письма. Большую роль в воспитании чувства патриотизма играют встречи с бывшими военными и с теми, кто сегодня служит в рядах нашей армии. Музей школы пополняется также экспозициями о выпускниках школы, участвовавших в Афганской войне и «горячих» точках. Материалы музея помогают школьникам в работе над докладами, рефератами; материалы витрин и стендов музея используются на уроках и внеклассных мероприятиях. Наш музей становился лауреатом различных городских конкурсов, дипломантом республиканского этапа Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций.

Ученики моего класса готовят проекты на патриотические темы и принимают активное участие в республиканских, российских научно-практических конференциях, где становятся победителями и призёрами. Также мои ученики участвуют во Всероссийских интернет конкурсах и викторинах «Всероссийская историческая викторина, посвящённая истории обороны и защиты города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны «Этот город бессмертный над синей Невой...», становясь победителями и призёрами.

Ежегодно проводится Республиканская олимпиада школьников по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Я помню. Я горжусь» – образовательно-патриотический проект, нацеленный на сохранение исторической памяти и актуализацию значимости Победы русского народа в Великой Отечественной войне, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся и формирование их гражданского самосознания.

Туристко-краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы познакомится со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными,  главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирование определенных умений и навыков поведения.

 

УДК 376

Ямалеева Ф. М.

Учитель – дефектологГБОШ № 88 для детей с ОВЗ

(Набережные Челны, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: