Таблица: методы и приёмы на занятиях в детском саду

Метод Приём Суть Пример

Словесный

Беседа Диалогическая форма работы с детьми, в которой малыши обмениваются мыслями и идеями по теме со взрослым и друг с другом. В младших и средней группе беседа строится на вопросах педагога, предполагающих однозначные ответы. В старших группах работа приобретает характер дискуссии по проблемным вопросам. «Какое название носит площадка, где артисты показывают спектакли?»; «Как называется место, где сидят зрители?»; «Какие виды театров вы знаете?»; «Почему люди ходят в театр, как вы думаете?». Картотеки бесед для ребят всех возрастных категорий по разным темам:
  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.
Объяснение Разъяснения требуют не только вопросы, связанные с материалом темы, но и касающиеся порядка выполнения того или иного задания. После инсценировки сказки В. Сутеева «Под грибом» педагог предлагает малышам сделать поделку по теме. Объяснение порядка выполнения задания воспитатель может сформулировать так: «Ребята, давайте возьмём кусочек пластилина, разогреем его в руках и, сделав «блинчик», прикрепим на кусок картона. Теперь на пластилиновую основу прикрепим широкую трубочку макарон. Делаем ещё один пластилиновый «блинчик», который крепим на трубочку. Сверху прикрепляем каштан приплюснутой формы. Гриб готов. Для создания атмосферы осени, приклеим на подложку вырезанные маленькие трафареты осенних листочков».
Загадки

Приёмы, призванные мотивировать малышей на ту или иную деятельность. Иногда вводятся конце занятия с целью систематизировать и обобщить изученный материал.

  • Если хочешь стать другим, — Призови на помощь …(грим);
  • То царём, а то шутом, Нищим или королём Стать поможет, например, Театральный… (костюмер);
  • Он актёров вдохновляет, Всем спектаклем управляет, Как оркестром дирижёр, Но зовётся — (режиссёр).
Стихотворения (для детей младших групп стихотворения могут быть в виде потешек, используемых для того, чтобы настроить малышей на работу) Можно воспользоваться классической подборкой по теме:
  • А. Барто «В театре»;
  • С. Маршак «В театре для детей»;
  • цикл стихотворений В. Берестова.
Скороговорки Скороговорки призваны разрабатывать речевой аппарат для чёткого и правильного произнесения звуков. Дети повторяют каждую из скороговорок за педагогом, а затем пытаются трижды произнести её быстро и без ошибок:
  • «Едет с косой косой козёл»;
  • «Ехал Пахом на козе верхом»;
  • «Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»;
  • «Дали Клаше каши с простоквашей».
Чтение В младших группах этот приём реализуется педагогом, а в старших, когда ребята уже могут складывать буквы в слоги, а слоги в слова, короткие тексты малыши могут читать сами. Например, на этапе знакомства с новым материалом, а именно: с информацией о Большом театре в Москве, ребята зачитывают короткую справку о нём:
  • Большой театр был построен больше века назад.
  • Большой театр является домом для оперы и балета.

Наглядность

Картинки Иллюстрациями должны сопровождаться все (!) виды работ с детьми. Картинки с изображением:
  • зрительного зала;
  • сцены;
  • гримёрных;
  • костюмерной;
  • актёров в образах;
  • кукол.
Видеоматериалы Обычно используются для презентации блока новой информации. Так, при знакомстве с видами театра, о театре теней малыши могут узнать из мультфильма «Фиксики. Театр теней». После просмотра видео, дети обсуждают увиденное, выясняют, что нового узнали из видео.
Демонстрация

Педагог презентует тот или иной вид деятельности своим примером. Например, показывает порядок выполнения поделки.

Практический метод

Рисунки

Малыши могут рисовать театральные маски, костюмы для персонажей известных сказок и пр.

Аппликации

К примеру, для закрепления внутреннего устройства театра, дети наклеивают элементы (сцену, зрительный зал, занавес и пр.) на основу.

Поделки

Этот приём можно использовать на подготовительном к занятию этапе, например, если требуется сделать декорации для представления пальчикового театра.

Наблюдения Систематизируют восприятие окружающего мира. Картотеки наблюдений по группам:
  • для младших групп;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.
Опытная деятельность Позволяет раскрывать и совершенствовать способности исследования свойств окружающего мира. Картотеку наблюдений для малышей разного возраста можно найти здесь.

Метод игры

Дидактические игры Способствуют накоплению, отработке и закреплению знаний, умений и навыков. «Театральное лото»: малыши получают по 3–4 больших карточки с изображением нескольких объектов, связанных с театром. Ведущий берёт из коробки маленькую карточку и дети, назвав изображённый на ней объект или явление, ищут такой же на своих карточках. Если участник нашёл, то он закрывает её. Побеждает тот, кто быстрее закроет все картинки на карточках. Примеры дидактических игр на другие темы можно найти здесь.
Подвижные игры Удовлетворяют потребность малышей в двигательной активности. «Теремок»: дети надевают маски персонажей сказки, остальные малыши становятся в круг, держась за руки — это теремок. «Звери» по сигналу забегают в «теремок», который по условному знаку «закрывает двери», то есть малыши опускают руки. Кто из «зверей» выбежать не успел, становится частью «теремка». Игра продолжает до тех пор, пока не останется один самый ловкий «зверёк». Примеры подвижных игр на другие темы можно найти здесь.
Театрализованные игры Помогает раскрыть творческий потенциал малышей, раскрепоститься. Например, в имитационной игре «Животные» малыши показывают голосом, жестами и мимикой разных животных. Примеры театрализованных игр на другие темы можно найти здесь.
Пальчиковые Способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи малышей, а также помогает готовить руку к письму воспитанников старшего дошкольного возраста.
  • «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо, выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»);
  • «Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец — какой-либо персонаж.
Примеры пальчиковых игр на разные темы можно найти здесь.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: