Если неопределенность равна нулю (полная детерминированность), то риск оценивается как нулевой (никакого риска нет). В быту риск обычно связывают с проявлением отрицательных результатов. Поэтому когда говорят об отсутствии риска, то имеют в виду нулевой риск.
Если неопределенность очень высока (ненадежные данные, неквалифицированные специалисты), то риск может быть максимальным: 100%, или 1. Часто для придания позитивного или негативного оттенка в записи риска указывают дополнительную информацию.
Например, риск возврата кредита (предмет риска) при условии изменения курса доллара в диапазоне 30—32 руб. за 1 дол. (дополнительная информация) составляет 70% (величина риска). Для каждого уровня неопределенностей характер изменения риска свой.
При низком уровне неопределенностей риск растет незначительно и часто им можно пренебречь. Средний и высокий уровни неопределенностей существенно повышают риск получения отрицательного результата. Сверхвысокий уровень не оставляет надежды на положительные результаты.
|
|
В деятельности персонала организации риск в той или иной степени проявляется и учитывается. Это один из обязательных элементов деятельности менеджера или специалиста при разработке, выборе и реализации управленческого решения. Предметом риска может быть производственный процесс, структура и методология управления, ход выполнения договорных обязательств, имущественный комплекс организации, персонал, финансово-хозяйственная деятельность. Риск может привести как к потерям и новым опасностям, так и к приобретениям и удачам.
Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике организации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке: разработка — выбор — организация — исполнение решения [19, с. 164— 166].
Управление рисками — сравнительно новая и динамично развивающаяся сфера профессиональной деятельности современного менеджмента. В организациях создаются специальные должности риск-менеджеров, которые участвуют в анализе, обосновании и принятии рискованных решений.
Управление рисками — это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятельности организации при принятии ошибочных по разным причинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников.
Управление риском включает шесть стратегий:
1) уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;
|
|
2) принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);
3) распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;
4) создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;
5) продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например страховщику;
6) сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например создание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д.
Наиболее распространенными приемами для снижения степени риска являются: диверсификация, получение дополнительной информации о ситуации принятия решения, лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита, страхование [12, с. 273].
Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис. 4.7).
Уменьшение отрицательной составляющей риска и закрепление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических и идеологических.
Экономические методы основаны на использовании совокупности экономических стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполнения решения.
Таблица - Инструментарий снижения влияния риска
Риск -менеджмент | Уменьшение риска | Преодоление риска |
Улучшение приобретения информацииУлучшение переработки информации Улучшение накоплений Улучшение связей | Эластичность Корректировка плана Альтернативное планирование Накопления | Осознание риска Персональный отбор сотрудников Передача знаний | Системы обеспечения Сокращение систем Указатели ошибок Быстрое отключение Содержание в исправном состоянии | Ограничение риска (крутизны вреда) Компенсация риска(выравнивание вреда) Предвидение риска (самокомпенсация) | Перекла дывание риска Обеспе- чение |
Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдений:
— регламентов в структуре и деятельности организации;
— регламентов в работе с партнерами и внешними условиями;
—дисциплинарных мер стимулирования и ответственности.
Социально-психологические методы предусматривают:
— развитие благоприятной среды коммуникаций;
— побуждение к благородным мыслям и поступкам;
— повышение эффективности в деятельности коллектива и личности.
Идеологические методы основаны на формировании и поддержке современных общечеловеческих моральных норм и ценностей и поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.
Процедуры управленческих действий по минимизации рисков включают:
— разработку и осуществление мер политической и общественной поддержки действий по минимизации рисков, привлечение влиятельных политиков, общественных движений, спонсоров и т.д.;
— использование метода лимитирования — это установление предельных норм расходов, кредитов, затрат, которые могут потратить организации;
— получение дополнительной информации;
— распределение средств в различные проекты (например, приобретение акций разных предприятий вместо акций одного предприятия);
— использование правил минимизации риска (принцип мини-макса, минимаксного риска, правило «оптимиста — пессимиста»);
— возможность использования метода самострахования;
— разработку и реализацию ситуационного плана. Он содержит действия, которые необходимо предпринять, если события будут развиваться неблагоприятно. Для большей объективности применяется метод экспертных оценок.
|
|
Управленческие риски приводят к оперативным и стратегическим приобретениям или потерям в деятельности организации.
Позитивное действие управленческих рисков всеми работниками воспринимается как само собой разумеющееся, а негативное вызывает раздражение у руководителей и желание не допустить эти риски в дальнейшем.