Риск прямо связан с неопределенностями

Если нео­пределенность равна нулю (полная детерминированность), то риск оценивается как нулевой (никакого риска нет). В быту риск обычно связывают с проявлением отрицательных результатов. Поэтому когда говорят об отсутствии риска, то имеют в виду нулевой риск.

 Если неопределенность очень высока (ненадежные данные, неквалифи­цированные специалисты), то риск может быть максимальным: 100%, или 1. Часто для придания позитивного или негативного оттенка в записи риска указывают дополнительную информацию.

Например, риск возврата кредита (предмет риска) при усло­вии изменения курса доллара в диапазоне 30—32 руб. за 1 дол. (дополнительная информация) составляет 70% (величина риска). Для каждого уровня неопределенностей характер изменения риска свой.

При низком уровне неопределенностей риск растет незначи­тельно и часто им можно пренебречь. Средний и высокий уровни неопределенностей существенно повышают риск получения отри­цательного результата. Сверхвысокий уровень не оставляет надеж­ды на положительные результаты.

В деятельности персонала организации риск в той или иной степени проявляется и учитывается. Это один из обязательных элементов деятельности менеджера или специалиста при разработ­ке, выборе и реализации управленческого решения. Предметом рис­ка может быть производственный процесс, структура и методология управления, ход выполнения договорных обязательств, имуществен­ный комплекс организации, персонал, финансово-хозяйственная деятельность. Риск может привести как к потерям и новым опасно­стям, так и к приобретениям и удачам.

Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике организации. По­следствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке: разра­ботка — выбор — организация — исполнение решения [19, с. 164— 166].

Управление рисками — сравнительно новая и динамично раз­вивающаяся сфера профессиональной деятельности современного менеджмента. В организациях создаются специальные должности риск-менеджеров, которые участвуют в анализе, обосновании и при­нятии рискованных решений.

Управление рисками — это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возмож­ных отрицательных последствий на результаты деятельности орга­низации при принятии ошибочных по разным причинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в дея­тельность руководителей и собственников.

Управление риском включает шесть стратегий:

1) уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;

2) принятие ответственности за риск с гарантией полной ком­пенсации за счет собственных средств организации (создание стра­хового фонда);

3) распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;

4) создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответствен­ностью;

5) продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например страховщику;

6) сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например создание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д.

Наиболее распространенными приемами для снижения степе­ни риска являются: диверсификация, получение дополнительной информации о ситуации принятия решения, лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита, страхование [12, с. 273].

Для влияния на все виды риска у менеджера имеется опреде­ленный инструментарий (рис. 4.7).

Уменьшение отрицательной составляющей риска и закрепле­ние положительной могут быть достигнуты применением различ­ных методов: экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических и идеологических.

Экономические методы основаны на использовании совокуп­ности экономических стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполнения решения.

Таблица - Инструментарий снижения влияния риска

Риск -менеджмент   Уменьшение риска   Преодоление риска  
Улучшение приобретения информацииУлучшение переработ­ки инфор­мации Улучшение накоплений Улучшение связей Эластичность Корректировка плана Альтер­нативное планирование Накопления Осознание риска Персональ­ный отбор сотрудников Передача знаний   Системы обеспечения Сокращение систем Указатели ошибок  Быстрое отключение Содержание в исправном состоянии Ограничение риска (крутизны вреда) Компенсация риска(вырав­нивание вреда) Предвидение риска (самокомпенсация) Перекла дывание риска Обеспе- чение

Организационно-распорядительные методы основаны на раз­работке и соблюдений:

— регламентов в структуре и деятельности организации;

— регламентов в работе с партнерами и внешними условиями;

—дисциплинарных мер стимулирования и ответственности.

 

Социально-психологические методы предусматривают:

— развитие благоприятной среды коммуникаций;

— побуждение к благородным мыслям и поступкам;

— повышение эффективности в деятельности коллектива и лич­ности.

Идеологические методы основаны на формировании и поддер­жке современных общечеловеческих моральных норм и ценностей и поддержке традиций и лояльности работников к своей организа­ции.

Процедуры управленческих действий по минимизации рисков включают:

— разработку и осуществление мер политической и обществен­ной поддержки действий по минимизации рисков, привлечение вли­ятельных политиков, общественных движений, спонсоров и т.д.;

— использование метода лимитирования — это установление предельных норм расходов, кредитов, затрат, которые могут потра­тить организации;

— получение дополнительной информации;

— распределение средств в различные проекты (например, приобретение акций разных предприятий вместо акций одного пред­приятия);

— использование правил минимизации риска (принцип мини-макса, минимаксного риска, правило «оптимиста — пессимиста»);

— возможность использования метода самострахования;

— разработку и реализацию ситуационного плана. Он содер­жит действия, которые необходимо предпринять, если события бу­дут развиваться неблагоприятно. Для большей объективности при­меняется метод экспертных оценок.

Управленческие риски приводят к оперативным и стратеги­ческим приобретениям или потерям в деятельности организации.

Позитивное действие управленческих рисков всеми работниками воспринимается как само собой разумеющееся, а негативное вызы­вает раздражение у руководителей и желание не допустить эти рис­ки в дальнейшем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: