Техника, созданная Лимоном (1908-1972г. ) техника Лимона

       Как уже рассматривалось в исторической части, основные принципы этой техники сформулировала Д. Хэмфри. Она говорила: «моя внутренняя техника заключается в потере равновесия и возвращении в него». Две потребности человека – в стабильности и покое с одной стороны и в риске и прогрессе с другой, она трансформировала в свою теорию падения и восстановления (возврата) (fall and recovery). Основанный на этом принципе, класс Хэмфри и Вейдмана включал разнообразные свинговые движения, в которых тело или его части двигались по широким траекториям, имеющим формы арки, круга или восьмерки, движения строились на ощущении падения веса, отдачи, зависания. Техника Хэмфри, как и техника Грэхэм, непосредственно связана с дыханием, но вместо того, чтобы подчеркивать открывающий и закрывающий аспект дыхания, Хэмфри концентрировалась на его восходящем и падающем характере. Она классифицировала движения, как происходящие в унисон, в оппозицию или последовательно. Ее наиболее известные упражнения построены именно на идее последовательного движения. Дорис Хэмфри не систематизировала и не зафиксировала свою технику в полной мере, как это сделала Грэхэм. Однако элементы ее класса использовались впоследствии в уроках многих танцовщиков ее компании, создававших на основе базовых принципов свои вариации упражнений и комбинаций.

  Хосе Лимон, в течение десяти лет танцевавший в компании Хэмфри и Вейдмана, преподавал и развивал технику, основанную на динамике падения и отражения. Будучи по природе более экспрессивным танцовщиком, он фокусировал большую часть своего класса на использовании веса и атакующей силы движения. Техника Лимона получила огромное распространение. В том виде, в котором ее преподают бывшие танцовщики его компании и ученики, она сохранила в себе многие черты техники Хэмфри. В отличие от техники Грэхем, эта техника не каноническая и не лицензированная, поэтому многие педагоги на основе базовых принципов, создают свои вариации упражнений и комбинаций. В этом случае обычно говорят о Limon-based технике.

   Мы рассмотрим основные принципы и базовые упражнения техники Хосе Лимона. Обучаясь этой технике, танцовщик учится воплощать в движении такие принципы, как выравнивание (alignment), последовательность (succession), оппозиция (opposition), потенциальная и кинетическая энергия, падение (fall), вес (weight), восстановление (recovery), отражение (rebound), зависание (suspension). Именно использование этих принципов позволяет достичь тех качеств движения, которые отличают стиль Лимона – экспансивности, естественности и свободы.

Выравнивание (alignment) – обычно этот термин применяется для описания расположения стоп, бедер и плеч в положении стоя. В более широком смысле выравнивание – это расположение всех частей тела по отношению друг к другу. В положении стоя правильное выравнивание означает, что стопы параллельны и расположены точно под тазобедренными суставами, плечи точно над бедрами, шея длинная, макушка направлена точно вверх и центральная ось от нее до точки между стопами точно вертикальна. Если тело правильно выровнено, то затраты мускульных усилий на поддержание его в вертикальном положении минимальны.

       Последовательность (succession) – порядок прохождения движения через части тела. В последовательном движении как бы происходит цепная реакция, это похоже на волну, проходящую через тело и приводящую в движение его части. Последовательные движения позвоночника позволяют обнаружить, как посредством позвоночника связаны между собой голова, плечи, грудная клетка, таз. Осознав эту связь, далее можно почувствовать, что руки также связаны с позвоночником и эта связь может инициировать их последовательное движение.

ПРИМЕР 1. Последовательное движение позвоночника (roll down, roll up).

И.П.— Сидя на полу в позиции «по-турецки» (колени согнуты, щиколотки скрещены одна над другой), седалищные косточки (здесь и в дальнейшем мы будем так называть седалищные бугры (выступы) тазовых костей, так как именно такое название используется большинством педагогов современного танца [2]) на полу, позвоночник вертикален, руки свободно опущены на пол.

1— 4— Используя вес головы, и оставляя шею свободной, наклоните голову, направляя макушку вперед и вниз. Почувствуйте, что самая высокая точка, на которой «висит» голова в процессе наклона перемещается от макушки в середину шейного отдела позвоночника. Ощущение этой точки очень важно, т.к. именно через нее проходит теперь воображаемая вертикальная ось тела. В дальнейшем будем называть её «верхней точкой». По мере исполнения roll down «верхняя точка» перемещается вниз по позвоночнику.

5— 8— Следуя за весом головы, последовательно, позвонок за позвонком продолжайте наклоняться вперед и вниз. Постепенно в движение включаются плечи, грудная клетка, поясница. Почувствуйте, как вес головы растягивает позвоночник. По окончании движения вниз «верхняя точка» будет находиться в поясничном отделе позвоночника.

1— 8 – Начиная от основания позвоночника (представьте, что оно находится точно между седалищными косточками) медленно, как бы нанизывая позвонок за позвонком на вертикальную ось, возвращайте спину в вертикальное положение. В движение последовательно включаются поясница, грудная клетка, плечи, шея и голова. Представляйте, как «верхняя точка» движется вверх по позвоночнику и заканчивает свое движение в макушке. Во время исполнения roll up постарайтесь сохранять ощущение пространства между позвонками.

    Описанные принципы последовательного движения действуют и при наклонах в сторону. В этом случае важно сохранять фронтальное положение головы, взгляд должен быть направлен вперед. В положении стоя при наклоне вперед вслед за поясницей в движение включается таз, и по окончании roll down «верхняя точка» находится в основании позвоночника между седалищных косточек. Соответственно, при выполнении roll up в движение сначала включается таз и, только когда он приходит в вертикальное положение, позвоночник продолжает разворачиваться вверх. Для естественного выполнения roll up важно ощущение веса, как будто тянущего копчик и седалищные косточки вниз.

  Отдельно стоит описать наклон назад. Он начинается также от «верхней точки» – макушки. Вслед за ней позвоночник удлиняется сначала вверх, а затем по диагонали назад. При этом шея остается длинной по возможности свободной, голова и лопатки как будто покоятся на невидимой опоре, грудная клетка приподнимается и открывается вверх, взгляд направлен по диагонали вперед и вверх. Важно, что изгиб позвоночника происходит только в грудном отделе, в центре которого находится «верхняя точка», а поясница остается свободной и длинной. Это положение аналогично high lift в технике Грэхэм, однако для его описания в технике Лимона и во многих других используют слово arch (арка, дуга, изгиб).

ПРИМЕР 2. Последовательное движение рук.

И.П. Стоя во 2 парал. позиции (как описано в определении выравнивания) или сидя, как в Примере 1.

1— 8 – roll down вперед и вниз до талии.

1— 8 – roll up. В то время, когда в движение включается грудной отдел позвоночника, почувствуйте небольшое натяжение в области лопаток. Позвольте рукам приподняться, скрестив предплечья перед собой, как если бы вы собирались снять свитер через голову. По мере разворачивания позвоночника плечи расслабляются, локти поднимаются, пока не окажутся над головой, предплечья остаются скрещенными. Далее в вертикальное положение возвращаются шея и голова, грудная клетка мягко раскрывается, что позволяет лопаткам двигаться навстречу друг другу, приводя плечи в их естественное положение. Плечи, возвращаясь на место, заставляют локти раскрываться в стороны. Руки разворачиваются и вытягиваются по диагонали вверх и в стороны. Вытягивая руки, оставьте кисти сокращенными. Это позволяет почувствовать растяжение рук и верхней части спины, в то время, как плечи остаются расслабленными в их естественном положении, а также активизировать мышцы грудной клетки. (После того, как вы научитесь чувствовать это растяжение и удлинение в руках и вдоль ребер, можно выполнять это упражнение, не сокращая кисти).

   1— 8 – Исполнить всю последовательность предыдущих 8 счетов обратно, начиная с наклона головы вперед и вниз.

    Это упражнение может показаться очень простым, однако оно очень важно для понимания принципов последовательности и оппозиции. Важно осознать, что последовательное движение рук представляет собой цепную реакцию. Причиной движения здесь является разворачивание позвоночника, движение рук является результатом этого процесса. Во время выполнения упражнения необходимо добиваться плавного, непрерывного и согласованного движения позвоночника и рук.

   Это же упражнение можно исполнять с наклоном корпуса в сторону. При этом сначала в движение может вовлекаться только одна рука (левая – при наклоне вправо и наоборот), а другая оставаться свободной и расслабленной.

   Оппозиция   (opposition) – принцип, позволяющий создавать в движении ощущение удлинения и растяжения, избегая при этом излишнего напряжения и сжатия (сокращения) мышц. По Лимону, в вертикально стоящем теле есть 5 точек оппозиции – макушка, правая и левая рука (кончики пальцев или ладони в зависимости от положения кистей), правая и левая стопы. Если представить, что каждая из этих точек тянется в свою сторону, как если бы некие воображаемые нити, привязанные к ним, создавали равное натяжение от центра, можно создать ощущение удлинения и растяжения позвоночника и конечностей. В последовательном движении позвоночника точками оппозиции являются точки, от которых мы начинаем движение и удлинение — макушка и основание позвоночника. Перемещающуюся «верхнюю точку» можно назвать шестой точкой оппозиции. Осознание, в каком месте позвоночника в каждый момент движения находится эта точка очень важно, т. к. именно она определяет положение вертикальной оси в теле.

Взяв принцип оппозиции за основу и установив, что любое движение создает в теле свои точки оппозиции, которые могут располагаться где угодно (например в левой лопатке, правом колене и т.д.), нидерландский педагог и хореограф Анук ван Дайк создала свою технику, названную ею countertechnique (от англ. сounter – противоположный).

  Энергия - это способность тела к движению. Потенциальная энергия - энергия в ее несвободном состоянии, это энергия тела перед движением. Кинетическая энергия – это потенциальная энергия, воплощаемая в движении. В контексте техники Лимона потенциальная энергия накапливается в теле и может быть освобождена под действием силы тяготения. Когда она освобождается, она превращается в кинетическую. Простейший пример этого превращения – падение (fall). В технике Лимона танцовщик ощущает потенциальную энергию различных частей тела и использует ее освобождение для движения.

  Падение (fall) – полное освобождение мышц в то время, как тело падает под воздействием силы тяжести. В технике Лимона танцовщик учится, как освобождать различные части тела и позволять им падать независимо друг от друга. В процессе падения скорость движения возрастает, а с ней растет и кинетическая энергия движения. Эта освобожденная энергия может быть использована для recovery или rebound.

     Как и многие другие слова, recovery и rebound имеют множество версий перевода на русский язык. Для лучшего понимания будет целесообразно привести несколько вариантов перевода каждого из них. Итак:

   Recovery – возврат, восстановление, возвращение в исходное положение, балансировка на ногах, сохранение равновесия, выпрямление, вставание, подъем.

Rebound – отдача, отскок, отражение, рикошет, восстановление.

  Фактически оба понятия в современном танце стали терминами, такими, как plie или tendu в классическом балете, поэтому будет правильным в дальнейшем использовать их английский вариант, а не какую-либо версию перевода.

       Физический смысл этих процессов один и тот же: потенциальная энергия, освобожденная и превращенная в кинетическую, аккумулируется в нижней точке падения и перенаправляется. При recovery тело или его часть проходит через нижнюю точку падения и продолжает двигаться по той же траектории, как маятник. В этом случае мы говорим о свинге (swing). При rebound, мышцы, достигнув предельного растяжения в нижней точке падения, естественным образом упруго сокращаются, а возникающая при этом энергия движения перенаправляется по новой траектории.

     Итак, основной принцип техники Лимона –  fall and recovery. Так же, как и в технике Грэхэм, основной принцип связан с дыханием. На вдохе происходит замедление, кинетическая энергия движения постепенно переходит в потенциальную. На выдохе потенциальная энергия освобождается и превращается в кинетическую, происходит ускорение.

Зависание (suspension) — продление движения в его высшей фазе. Это наращивание потенциальной энергии, как бы «последний вдох» перед падением. В этот момент тело будто наполняется воздухом, расширяется и удлиняется, увеличивается натяжение между точками оппозиции. В реальном исполнении этого «последнего вдоха» не происходит, но создается его иллюзия. Очень важно в это время не останавливать движение. Даже если оно не видно глазу, движение продолжается в теле и в пространстве. С помощью зависания создается внутреннее ощущение и внешнее впечатление парения, тело танцовщика как будто плывет в воздухе.

  Вес – наиболее сложный для описания элемент техники Лимона. Можно сказать, что ощущение веса – это характеристика качества движения. В контексте изложенных выше принципов и понятий, можно сказать, что важным является умение танцовщика ощутить вес любой изолированной части тела и позволить ей падать под действием силы тяжести, сохраняя при этом зависания, оппозицию и «верхнюю точку» остальной части тела.

Еще один термин, который необходим для описания упражнений техники Лимона – bounce – означает пружинящее, упругое покачивание или приседание. Это слово может использоваться для описания не всего покачивания или приседания, а именно для момента падения, в этом случае вслед за bounc e следует rebound (отдача).

Основные понятия и принципы техники Лимона можно проиллюстрировать следующими подготовительными упражнениями:

  ПРИМЕР 3.

  И.П. 2 парал. поз. ног

1— 4 – делая глубокий вдох, представьте, что голова, подобно воздушному шару, медленно поднимается за макушкой вверх, позвольте пяткам оторваться от пола. Продолжая движение за макушкой вверх, поднимитесь в положение высокого releve.

5— 8 – медленный выдох через рот с шипящим звуком, одновременно пятки медленно опускаются на пол. Опуская пятки, постарайтесь сохранить ощущение головы, как воздушного шара, летящего вверх, и почувствуйте, что пятки, опускаясь на пол, растягивают икры, заднюю поверхность бедра и позвоночник.

ПРИМЕР 4. Размер ¾.

И.П. 2 парал. поз. ног

1— 12 –  Используя вес головы, и оставляя шею свободной, наклоните голову, направляя макушку вперед и вниз. Почувствуйте, что «верхняя точка» теперь находится в середине шейного отдела позвоночника. Если действительно позволить весу головы упасть, естественное растяжение мышц шеи вызовет их мягкое сокращение – rebound. Исполните bounce четыре раза (1 – bounce, 2-3 – rebound).

1— 12 – Позвольте весу головы увлечь за собой плечи, «верхняя точка» переместится к основанию шеи. Исполните bounce плечами и головой четыре раза.

1— 12 – В движение включается грудная клетка, позвольте рукам свободно свисать вниз, «верхняя точка» - между лопатками. Исполните bounce четыре раза.

1— 12 – Поясница опускается вслед за за весом головы настолько, насколько это комфортно. При этом таз и бедра должны оставаться в вертикальном положении точно над стопами. «Верхняя точка» - в поясничном отделе позвоночника. Исполните bounce четыре раза.

1— 12 – Слегка согните колени и почувствуйте в них действие rebound. Исполните bounce корпусом и коленями четыре раза. Помните, что руки остаются свободными и расслабленными.

1— 12 – Углубите plie и повторите bounce четыре раза.

1— 12 – Исполните один bounce и используйте rebound, чтобы начать roll up позвоночника до вертикального положения, позвольте ногам вытягиваться вслед за поднимающейся «верхней точкой».

1— 12 – Исполните r eleve на 1-6 и опустите пятки на пол на 7-12, как в Примере 3.

Во время исполнения всего упражнения необходимо сохранять ощущение оппозиции и натяжения вверх в «верхней точке» позвоночника.

Это упражнение можно выполнять также в сторону, как в параллельной, так и в 1 или 2 выворотной позициях ног. При этом важно сохранять ощущение «верхней точки» позвоночника и всего тела, например при наклоне вправо «верхняя точка» тела находится в левом плече, таким образом, спина остается широкой и корпус наклоняется точно в сторону, а не вперед и в сторону. Чтобы правильно ощущать rebound, нужно помнить о дыхании: bounce вниз на выдохе и rebound обратно на вдохе. Вдох необходимо выполнять через нос, а выдох через рот.

ПРИМЕР 5. Размер ¾.

И.П. 2 откр. поз. ног.

В этом упражнении так же, как и в предыдущем, выполняется fall и rebound в plie, но амплитуда движения увеличивается и при каждом rebound колени почти вытягиваются.

1— 12 – исполните 4 bounce, постарайтесь почувствовать, что rebound происходит естественно, практически без специальных усилий. Поднимаясь наверх, делайте вдох, чтобы ощутить зависание. На 4-й раз, поднимаясь из plie, последовательно поднимите руки вверх (см. Пример 2).

1— 12 – Повторите bounce 4 раза, одновременно выполняя swing руками: при опускании в plie руки падают через стороны вниз, кисти скрещиваются перед корпусом, когда ноги вытягиваются, руки падают и раскрываются в стороны до уровня плеч.

1-3 – Исполните 1 bounce, последовательно поднимая руки вверх.

Если вам сложно ощутить естественную скорость падения, на счет 4-12 продолжите движение наверх, поднимаясь на releve и продлевая зависание, чтобы увеличить амплитуду падения.

В этом упражнении к bounce в ногах можно добавить bounce корпусом, как вперед, так и в сторону, как это было описано в Примере 4. Руки могут выполнять при этом swing в стороны – внутрь, пока корпус раскачивается, оставаясь в изогнутом положении и последовательный подъем, когда корпус выполняет roll up, а ноги вытягиваются. Вытягивая ноги, можно каждый раз подниматься на releve, тем самым увеличивая амплитуду падения. Необходимо помнить о зависании в последний момент перед падением.

     Приведенные выше упражнения даны практически в том виде, в котором они преподавались Хосе Лимоном. Эти подготовительные упражнения необходимы для понимания принципов выравнивания и оппозиции, а также того, как комбинация ощущений веса головы, эластичности позвоночника и освобождения коленных суставов может помочь в создании ощущения rebound во всем теле.

  С техникой Лимона модерн-джаз танец связывает понятие свинга (англ. swing— раскачивание). В движении свингозначает моторно-ритмическое раскачивание всего торса или отдельных частей тела, при этом дыхание и движение происходит в точном соответствии с принципом fall and recovery: падение торса или отдельных частей тела исполняется на выдохе, подъем на вдохе. Приведем пример простейшего упражнения на свинг из техники Лимона:

ПРИМЕР 6. Размер ¾. Счет: 1-2-3, 1-2-3, 1-2-3-4-5-6

И.П. Ноги в широкой 2 откр. позиции, голова наклонена вправо, взгляд направлен вперед, руки свободны.

1— 3 – Свинг головой вперед и затем влево, описывая полкруга. На счет 3 - зависание, постарайтесь удерживать ощущение натяжения в “верхней точке” в центре шеи.

1— 3 – Повторите предыдущие 3 счета в другую сторону.

1— 6 – Свинг головой вперед, влево, назад, вправо, вперед и влево (полтора круга). Чувствуйте «верхнюю точку» на протяжении всего движения.

1— 12 – Повторите комбинацию, начиная вправо.

1— 24 – Повторите комбинацию, вовлекая в движение плечи, позволяя им падать вперед за весом головы и открываться, когда голова наклоняется в сторону. Когда голова отклоняется назад, плечи раскрываются. Сохраняйте свободное движение головы. На протяжении всего свинга чувствуйте «верхнюю точку» в основании шеи и зависание на счет 3 и 6.

1 -2 4 – Повторите комбинацию, включив в движение грудную клетку. «Верхняя точка» находится между лопатками. При изгибе назад оставляйте позвоночник длинным, проходя через положение arch.

1— 24 – Повторите комбинацию, вовлекая в движение верхнюю часть торса до талии. «Верхняя точка» – в поясничном отделе позвоночника. Однако, при выполнении свинга назад, в движении участвуют только голова, плечи и грудная клетка, т.е. корпус проходит через положение arch, не прогибаясь в пояснице.

1— 24 – При последнем повторе в движение включается таз. В этом случае, при наклоне вперед «верхняя точка» находится в основании позвоночника, при наклоне в сторону— в нижней части грудной клетки, а при наклоне назад – между лопатками. Во время наклона вперед таз может отводиться назад, чтобы компенсировать вес торса, однако при наклоне в сторону и назад таз и бедра должны возвращаться в исходное положение, не сдвигаясь в сторону или вперед.

       При исполнении всего упражнения каждый раз в положении наклона в сторону плечи должны быть раскрыты, взгляд направлен точно вперед.

    Для выполнения этого упражнения особенно важно ощущение веса, придающее движению сходство с качанием маятника: падение, свинг, зависание, вновь падение и т.д. Скорость движения в данном случае не важна. Раскачивание должно происходить в том темпе, какой необходим для того, чтобы почувствовать возможную амплитуду движения, не теряя качества падения, recovery и зависания.

  Свинг может исполняться и отдельными частями тела. Например, свободное раскачивание рукой или ногой. Подобные упражнения достаточно часто встречаются во многих техниках танца модерн. При исполнении свинга необходимо добиваться полной свободы в суставах, при свинге торса – свободы позвоночника.

    Урок техники Лимона обычно начинается с упражнений сидя или лежа на полу, затем следуют упражнения в положении стоя на середине класса и комбинации на перемещение в пространстве. Сам Хосе Лимон использовал в своем классе также упражнения у станка, однако большинство его последователей отказались от этой части урока. Некоторые из них прибегают к упражнениям у станка только в случае необходимости, например, если из-за потери баланса у студентов возникают трудности в достижении необходимого качества движения.                                                             Упражнения на полу обычно включают последовательные движения и bounce позвоночника, в сочетании с движениями рук, twist (спиралями) торса. Их задача: разогреть и освободить мышцы спины, позвоночника и грудной клетки, растянуть мышцы ног.

     Упражнения на середине начинаются также с последовательных движений позвоночника (roll down и roll up), bounce, которые могут сочетаться с plie, движениями рук и исполняться как по параллельным, так и открытым позициям.

    Далее обычно следуют комбинации с использованием tendu и plie для разогрева стоп, голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, мышц ног. В этих упражнениях также могут присутствовать движения позвоночника и рук, использование принципа fall and recovery для выполнения releve.

    На этом этапе можно считать разогрев завершенным, тело подготовленным к работе. С этого момента задачи и комбинации усложняются.

      В основной части урока присутствуют упражнения свингового характера, развивающие как умение изолировать различные части тела при свинге, так и соединять ощущения падения, зависания, оппозиции, recovery и rebound во всем теле. Эти упражнения выполняются как в параллельных, так и в открытых позициях, а так же со смещениями центра тела при переходе из одной позиции в другую.

    В эту часть урока могут входить упражнения на изолированную работу стоп (prance), которые снимают нагрузку с верхней части тела. Однако стоит заметить, что эти упражнения не являются неотъемлемой и существенной частью техники Лимона.

  Далее работа ног усложняются, вес тела может переноситься с одной ноги на другую, исполняются различные упражнения с использованием passé, developpe, tombe, cou de pied, выпадов (lounge), в которых работа ног сочетается с одновременной работой корпуса и рук. Здесь же могут присутствовать вращения, в том числе с использованием спиралей торса.

  В последней комбинации этой части обычно используются все технические элементы, изученные в предыдущих частях урока. Работа на середине может завершаться маленькими прыжками. Возможны сочетания прыжков с падениями и зависаниями корпуса и рук, а также с вращениями.

    Заключительная часть урока – комбинации с перемещением в пространстве (cross). Хосе Лимон для этой работы использовал метафору «тело как оркестр». Таким образом, он подчеркивал важность ощущения каждой части тела, как отдельного инструмента со своими качествами, звуком и ритмом в координации с движением всего тела в пространстве. В этой части урока могут быть использованы любые виды шагов, падения в plie, подъемы и зависания на releve или pique, подскоки и прыжки; корпус и руки могут работать согласованно или изолированно с движениями ног.

  Отдельно необходимо сказать о таком важном элементе техники Лимона, как работа с темпом и ритмом. Говоря о темпе, мы имеем в виду не изменение темпа музыкального сопровождения в процессе выполнения одного упражнения, но изменение темпа самого упражнения. Т.е., начав изучение каждого движения в комбинации на 3 или 4 счета, можно впоследствии ускорить темп, исполняя каждое движение на один счет, разумеется, следя за тем, чтобы при этом не терялось качество самого движения. В музыкальном сопровождении урока могут использоваться неквадратные музыкальные фразы. Одно и то же упражнение может выполняться в разном размере, например на 4/4 или 5/4, более того, в одной и той же комбинации могут присутствовать фразы с разным ритмом, например, 2 такта по 6/8 и 2 такта по 4/4.

   Как можно заметить, техника Лимона отличается от техники Грэхем большей свободой как позвоночника и торса, так и других частей тела. Она не требует от танцовщика затрачивать большое количество физических усилий и напряжения мышц, а фокусируется на использовании веса и расслабления для достижения широты движения и растяжения тела в пространстве. При изучении этой техники важно помнить, что самые важные идеи Хосе Лимона были результатом его уважения к человеческому телу и стремления во всей полноте использовать его возможности, не нанося ему вреда.

     Примеры упражнений, которые могу использоваться во время урока:

    В «Разогреве» 

УПРАЖНЕНИЕ 1.

И.П. —   1 аут-поз. ног, руки свободно опущены вдоль ­торса.

1–4 —   Roll down до середины торса.

5–8 —   Продолжить roll down, произнося звук «с».

1–4 —   Demi-plie, руки касаются пола.

5–6 —   Вытянуть колени и поднять торс в положение flat back, руки в III поз.

7–8 —   Drop  торса вниз и demi-plie.

1–2 —   Roll up, вытянуть колени, подняться на полупальцы, руки в III поз.

3–8 —   Опустить руки через II поз. в подготовительное положение.

1–4 —   Drop  торса вправо, руки свободно опущены (фото 1)

5–8 —   Demi-plie, углубить наклон торса со звуком «с». Л.Р. поднимается в V-пол. вверх.

1     —   Drop  торса вперед, Л.Р. скрестно перед грудью, ладонь около П.плеча.

2     —   Выпрямить торс, подняться на полупальцы, Л.Р. в III поз.

3–8 —   Опустить Л.Р. вниз, опуститься на всю стопу.

1–16 —   Повторить влево последние 16 счетов.

1–4 —   Flat back вперед, руки в III поз.

5–8 —   Со звуком «с» расслабить корпус и drop  вперед-вниз, одновременно demi-plie.

1–2 —   Roll up, вытянуть колени и подняться на полупальцы, руки в III поз.

3     —   Опуститься на всю стопу и одновременно толчок П.Р. вперед, движение начинается от плеча.

4     —   Отвести руку назад, делая замах.

5     —   Повторить.

6     —   Отвести руку назад.

7     —   Исполнить максимальный толчок рукой вперед, рука опускается вниз и исполняет круг назад.

8     —   Л.Р. исполняет одновременно с П.Р. круг вперед и, заканчивая движение, приходит в III поз., П.Р. опускается вниз.

1–6 —   Повторить движения Л.Р.

1–6 —   Повторить вместе обеими руками.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

И.П. — 2 парал. поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1     —   Поворот в т. 7 и малая поза II arabesque, П.Н. сзади на полу, П.Р. диагонально вперед-вверх.

И    —   Небольшой шаг П.Н. назад.

2     —   Шаг Л.Н. сзади П.Н.

3     —   Шаг П.Н. в т. 3, в положение 1 с другой ноги. Торс во время этого перехода исполняет drop  вниз.

И 4 —   Повторить шаги с Л.Н.

5     —   Повторить 1.

6     —   Перенести тяжесть корпуса во 2 парал. поз.ног en face, demi-plie, одновременно полукруг торсом за П.Р. вправо.

7     —   Повторить полукруг торсом влево, П.Р. перед торсом и поднимается вперед-вверх.

8     —   Повторить свинговое раскачивание торса вправо за П.Р.

1     —   Поворот в т. 3 и поза II arabesque на П.Н., Л.Н.вытянута сзади, Л.Р. диагонально вперед-вверх.

2–8 —   Повторить с Л.Н. последние 8 счетов.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

И.П. — 1 аут-поз. ног, руки во II поз.

1–4 —   Grand plie.

5–6 —   Demi-plie.

7–8 —   Plie-releve.

1–4 —   Вытянуть колени, поднять руки в III поз.

5–8 —   Grand plie, одновременно торс от головы наклоняется вперед, руки скрещиваются перед грудью и толчок во II поз., кисть flex (фото 2-3)

1–4 —   Вытянуть колени, вытянуть торс, одновременно повернуть руки ладонями вверх и слегка согнуть локти.

5–8 —   Battement tendu П.Н. в сторону и degage во 2 аут-поз.

1–24 — Повторить комбинацию по 2 аут-поз.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

И.П. — 5 аут-поз. ног, руки во II поз.

Из-за такта:

7–8 —   Demi-plie.

И    —   Battement tendu П.Н. вперед на demi-plie.

1     —   Вытянуть Л.Н.

2     —   Закрыть П.Н. в И.П. и demi-plie.

И    —   Перенести тяжесть корпуса на Л.Н., поднять пятку П.Н. вверх (фото 4).

3     —   Опустить пятку на пол.

И 4 —   Повторить И 3.

И    —   Вытянуть Л.Н., перевести П.Н. в положение cou-de-pied спереди.

5     —   Открыть П.Н. вперед на носок.

6     —   Перенести тяжесть корпуса на обе ноги (4 аут-поз.)

7     —   Поднять стопу П.Н. вверх (тяжесть корпуса на Л.Н. не переносится).

8     —   Перенести тяжесть корпуса на Л.Н., П.Н. вытягивается носком в пол.

И    —   Закрыть П.Н. в И.П.

1     —   Привести П.Н. в положение cou-de-pied спереди, руки скрестить перед торсом.

2     —   Открыть П.Н. вперед и tombe, Л.Н. сзади поднимается на 45о, руки раскрываются во II поз.

3     —   Не сгибая коленей, degage на Л.Н., П.Н. поднимается вперед на 45о, руки скрещиваются перед грудью.

4     —   Повторить 2.

5–6 —   Закрыть Л.Н. сзади в И.П.

7–8 —   Demi-plie.

1–16 —   Повторить с Л.Н. назад последние 16 счетов.

1–8 —   Повторить 1–8 предыдущего такта, П.Н. в сторону.­

1–2 —   Battement tendu П.Н. в сторону, Л.Н. на demi-plie.

3–4 —   Повернуться в т. 3, сохраняя demi-plie, в 4 парал. поз., руки в I поз.

5–8 —   Круг торсом вправо, положение ног фиксируется.

1     —   Поворот en face, тяжесть корпуса на П.Н., Л.Н. вытянута в сторону, колени вытягиваются.

2–3 —   Battement releve lent Л.Н. на 90о в сторону (a la seconde).

4     —   Опустить Л.Н. на носок.

5–6 —   Закрыть в И.П.

7–8 —   Demi-plie.

1–16 —   Повторить с Л.Н. в сторону последние 16 счетов.                                                       

           

Упражнения, которые могут быть использованы в «Основной части»

УПРАЖНЕНИЕ 1.

И.П. —   1 парал. поз. ног, руки во II поз.

И 1 —   Battement tendu П.Н. вперед.

И 2 —   Два battement tendu на 1/8.

И    —   Battement tendu, оставить ногу на носке.

3     —   Опустить пятку П.Н. на пол.

И    —   Закрыть ногу в И.П.

4     —   Demi-plie.

5     —   Passe П.Н. (параллельно), вытянуть Л.Н.

6     —   Battement developpe П.Н. вперед на 45о.

7     —   Demi-plie на Л.Н., П.Н. passe (параллельно).

И    —   Подняться на полупальцы Л.Н.

8     —   Опуститься на всю стопу и перевести стопы в 1 аут-поз.

1–4 —   Повторить с П.Н. в сторону 1–4 первого такта.

5     —   Glissade с П.Н. в сторону (фото 5)

6     —   Одновременно с приземлением на П.Н. Л.Н. исполняет demi rond en dedans и поворот корпуса на опорной ноге в т. 3, прийти в 4 парал. поз., Л.Н. впереди.

7     —   Округление спины, demi-plie, руки запястьями вперед (фото 6).

И 8 —   Шаг вперед на П.Н., и поворот en face, одновременно grand battement Л.Н. в сторону, руки во II поз.

1     —   Tombe на Л.Н. в сторону, руки скрещиваются перед торсом.

И 2 —   Оттолкнуться Л.Н. от пола и вернуться в пол. 8, руки во II поз.

3     —   Закрыть Л.Н. в И.П.

4     —   Пауза.

1–12 —   Повторить движения в сторону с Л.Н. с поворотом в т. 7.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

И.П. —   1 аут-поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1     —   Л.Р. исполнить полукруг в III поз. через II поз.

2     —   Выпад П.Н. вправо, одновременно side stretch вправо (П.Р. в подготовительном положении, Л.Р. в III поз.)

3     —   Перевести side stretch в положение low back, поворачиваясь в т. 3, 4 парал. поз. ног, П.Н. впереди, demi-plie, руки в I поз.

4     —   Зафиксировать положение ног, углубить low back.

5–6 —   Продолжая поворот торса в т. 5, согнуть колено Л.Н., положить на пол на Л. бедро, стопа П.Н. около колена Л.Н.

7–8 —   Наклонить торс вперед, плечами коснуться пола (фото 7).

1     —   Поднять торс в нейтральное положение.

2     —   П.Н. вытянуть и отвести назад, П.Р. так же отводится назад в параллель с ногой.

3–4 —   Резко взмахнуть П.Р. вверх и, опускаясь на локоть Л.Р., исполнить arch торса, П.Н. остается на месте, бедра направлены в т. 5.

5–6 —   Полукруг торсом за П.Р. вправо и вернуться в положение 5–6 предыдущего такта.

7     —   Rond en dehors П.Н. во вторую поз., одновременно вытянуть Л.Н. и закончить лицом в т. 7 во второй поз.

8     —   Зафиксировать положение.

1–2 —   Поставить согнутую в колене П.Н. через колено Л.Н. и, опираясь на руки вытянуть П.Н. Корпус в направле­нии в т. 3. Л.Н. поднимается сзади на максимально возможную высоту в положении attitude.

3–4 —   Л.Н. исполнить характерное fondu, одновременно сгибая колено П.Н.

5–6 —   Поднять торс в нейтральное положение, одновременно вытянуть Л.Н., лицом в т. 3.

7–8 —   Опустить Л.Н. на носок, поворот en face и И.П. Исполнить комбинацию влево с Л.Н.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

И.П. — 1 аут-поз. ног, руки во II поз.

1–7 —   Семь battement jete П.Н. вперед.

8     —   Passe (выворотно) П.Н.

1     —   И.П.

2     —   Demi rond en dehors П.Н.

3     —   Degage на П.Н.

4     —   Поворот на опорной ноге в т. 3, Л.Н. закрыть в И.П.

5     —   Tombe Л.Н. вперед и одновременно drop  торса вперед-вниз (фото 8)

6     —   Вернуть тяжесть корпуса на П.Н., Л.Н. поднять вперед на 90о, руки во II поз.

7     —   Опустить Л.Н. на пол.

8     —   И.П.

Повторить комбинацию с Л.Н. в направлении т. 3 и закончить en face.

Повторить с П.Н. и Л.Н., исполняя demi rond en dedans, и поворотом в т. 7.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

И.П. — 1 аут-поз. ног, руки во II поз.

1     —   Grand battement П.Н. вперед, нога в положении attitude (фото 9-10).

2     —   Аналогично назад через passe par terre.

3     —   Повторить вперед.

И 4 —   Вытянуть П.Н. и исполнить характерное fondu, закончить в И.П.

5–8 —   Повторить 1–4, начиная назад, после fondu оставить П.Н. открытой в сторону, носок в пол.

И    —   Preparation: Л.Н. — demi-plie, П.Р. в I поз., Л.Р. во II поз.

1     —   Tour en dehors на Л.Н. на 360о; П.Н. в положении attitude открыта в сторону на 90о, одновременно наклон торса к ноге.

2     —   Grand jete с П.Н. вперед (в т. 1), Л.Н. остается открытой на 45о сзади.

3     —   Закрыть Л.Н. в И.П.

4     —   Пауза.

Повторить комбинацию в Л.Н.

       Упражнения, которые могут использоваться в разделе «Кросс»

УПРАЖНЕНИЕ 1.

И.П. — 1 парал. поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса, исполняется с П.Н. по диагонали из т. 4 в т. 8.

1 И 2 — Triplet с П.Н. (два шага на полупальцах П.Н., Л.Н., tombe на П.Н.), одновременно Л.Р. делает сзади замах вверх — как бы бросок мяча в потолок, корпус следует за рукой: прогибается назад и чуть наклоняется вперед во время tombe (фото 11).

3 И 4 — Повторить triplet с Л.Н. и П.Р.

И    —   Шаг Л.Н. на месте, П.Н. открыть в сторону на носок, Л.Н. demi-plie, П.Н. вытянута.

5     —   Перенести тяжесть корпуса на П.Н. и исполнить шаг Л.Н. на месте, поворачивая корпус в т. 5.

И    —   Повторить поворот в т. 3.

6     —   Повторить поворот в т. 1.

И    —   Шаг Л.Н. в направлении т. 8 (продолжая движение по диагонали), П.Н. сзади в положении attitude, П.Р. исполняет такой же замах, как в triplet и, следуя за рукой вниз, торс наклоняется, рука опирается на пол (фото 12).

7     —   Продолжая наклон торса и сгибая колено Л.Н., опуститься на пол на П. бедро.

8     —   Продолжая поворот на полу, мах Л.Н. влево.

1     —   Продолжая поворот, скрестить П.Н. перед коленом Л.Н. и, опираясь на руки, вытянуть П.Н., руки остаются на полу, Л.Н. открыта назад в положении attitude..

2–3 —   Л.Н. исполняет характерное fondu, П.Н. сгиба­ется.

4     —   Вытянуть П.Н., поднять торс в нейтральное положение, поставить П.Н. на носок и закрыть в И.П.

Повторить комбинацию из т. 6 в т. 2 с Л.Н.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

И.П. — 1 парал. поз. ног. Движение начинается правым боком из т. 6 к т. 2, руки во II поз.

1     —   П.Н. в положении attitude, сделать мах диагонально вперед-влево (фото 13)

2     —   Шаг П.Н., demi-plie, Л.Н. вытянута сзади П.Н., торс наклоняется вправо, руки в подготовительном положении (фото 14).

3     —   Поворот fouette к Л.Н. и, поворачиваясь лицом в т. 2, Л.Н. впереди на носке.

И 4 И — Triplet с Л.Н.

5 И 6 — Повторить triplet с П.Н.

Техника, созданная Хортоном (1906-1953г.)

Техника, созданная Хоукинсом (1909-1994г.)

 

Техника танца постмодерн                                                                                                                                                        ТЕХНИКА КАННИНХЭМА.

           Как уже рассматривалось в исторической части, М. Каннинхэм прежде всего хореограф, и его новации касались в основном постановки спектакля. Однако одновременно он был и высокотехничным танцором, и всю свою творческую жизнь сотрудничал с профессиональными исполнителями. Естественно, это вызвало необходимость создание собственной техники и школы. Нельзя сказать, что в основу своей техники М. Каннинхэм положил совершенно новый подход к исполнению движений, как это было в технике Грэхем и Лимона, однако соединение базовых упражнений классического экзерсиса и упражнений из танца модерн, привели к совершенно новому взгляду на композицию урока и его методологию. В школе Каннинхэма учились очень многие исполнители и хореографы не только из США, но и из других стран, поэтому эта техника получила распространение по всему миру и в настоящее время является одной из наиболее распространенных.

Некоторые характеризуют стиль Каннингхэма как балетную технику, поскольку в его уроке используется вертикальное держание спины и сложные движения ног, заимствованные из экзерсиса классического балета. Но его подход к форме исполнения, времени и последовательности упражнений далек от академического балета. В его классе нет излишней эмоциональной окраски движений, как у Грэхем и Хэмфри. Основная идея, которую пытался воплотить Каннингхэм,— одинаковое развитие техники ног, которое игнорируется многими педагогами танца модерн, с одновременной работой над движениями торса, которая игнорируется классическим балетом. В его уроке нет партера, нет станка, все упражнения исполняются на середине класса. Сначала упражнения для торса, затем – упражнения для ног, затем их соединения – движения торса и ног одновременно. Каннингхэм разработал достаточно много упражнений для развития подвижности позвоночника во всех его отделах, используются всевозможные повороты, твисты, спирали и скручивания торса, которые соединяются с движениями ног на месте и с передвижение. Важным элементом служит нарушение баланса в адажио, вплоть до падения, и это тоже противоречит принципам классического балета. Особенностью композиции урока является противопоставление чистого, «сухого» простого разогрева со сложными танцевальными комбинациями, которые в конце урока развивают техничность и как бы не связаны с «Разогревом.                                                                                                                        

Особенностью класса является отсутствие музыкального сопровождения практически всех упражнений. Это вызвано своеобразным отношением Каннинхэма к музыке, и способах соединения ее с движением. Во многом такой подход является оправданным, поскольку исполнитель сосредоточен на внутренней работе мышц и технике их исполнения.

Класс начинается с разогрева, с упражнения на растягивание позвоночника в сочетании с demi-plie.

УПРАЖНЕНИЕ 1

И.П. 1 парал. поз ног руки в подготовительном положении.

1— 8 curve вперед и шесть pulse (покачиваний) вперед.

1 – 8 четыре demi-plie, торс выпрямлен.

1 – 8 said stretch вправо П.Р. в 3 поз. Л.Р. в подготовительном положении, восемь pulse в этом положении.

1 – 8 также влево и перейти во 2 аут. позицию, руки во 2 позиции.

1 – 8 два grand plie, на последний счет twist торса вправо П.Р. в 3 поз., Л.Р. – остается во 2 поз.

1 – 8 curve по диагонали и восемь pulse в этом положении, руки сводятся в подготовительное положение. На последний счет выпрямить торс и twist влево.

1 – 8 повторить влево предыдущие 8 счетов.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

И.П. 2 аут поз. ног, руки во 2 поз.

 1 -2 grand plie, одновременно loy back, руки в подготовительное положение.

3 – 4 flat back, сохраняя grand plie, руки раскрываются во 2 поз.

5 – 6 вытянуть колени, сохраняя положение.

7 – поднять торс в И. П.

8 – twist торса вправо, П.Р. в 3 поз. Л.Р. – во 2 поз. бедра остаются en face

1 – 2 curve по диагонали, руки в подготовительное положение.

3 – 4 grand plie, одновременно вытянуть торс в положение flat back, руки принимают положение 8

5 – 6 вытянуть колени, сохраняя положение

7 – поднять торс в положение 8

8 – перевести диагонально влево

1 – 8 – повторить последние 8 счетов влево и перейти в 4 аут поз. П.Н. впереди

1 – 7 – повторить предыдущие 8 счетов

8 – passé par terre П.Н. назад и перейти в 4 аут поз с Л.Н.

1 – 7 повторить предыдущие 7 счетов

8 – закрыть ногу в 1 аут поз.

1— 8 повторить по 1 аут. поз.

УПРАЖНЕНИЕ 3

И.П. 1 аут. поз ног, руки во 2 поз.

1 – 6 три раза prance П.Н.

7 – 8 battement tendu П.Н. в сторону.

1 – 8 повторить с Л.Н.

УПРАЖНЕНИЕ 4

И.П. 1 парал. поз. ног, руки во 2 поз.

1 – 2 twist торса вправо

3 – 4 curve и одновременно demi-plie, руки остаются во второй поз.

5 – 6 сохраняя положение, перевести торс en face.

7 – 8 вытянуть торс в положение flat back, вытянуть колени и И. П.

1 – 8 повторить влево

1 – 4 повторить 1-4 предыдущего такта

5 – 6 сохраняя demi-plie и twist выпрямить торс диагонально назад, руки – диагонально П.Р. – внизу, Л.Р. – вверху. (рис. 35)

7 перевести торс в положение high release сохраняя demi-plie

8 вытянуть колени и И. П.

1 – 8 повторить влево.

УПРАЖНЕНИЕ 5

И.П. 2 парал. поз.ног

1 – замах П.Р снизу вверх, в 3 поз.                                                                             

2 – curve вперед

3 – curve вправо, П.Р во 2 поз.(рис. 36, без demi-plie)

4 – сдвинуть грудную клетку за Л.Р. в сторону, Л. Р. во 2 поз.

5 – 6 — на demi-plie, over contraction

1- 6 – повторить, начиная Л.Р.

1 – повторить 1 предыдущего такта

2 – продолжить круг торсом вправо (кисть П.Р. над головой)

3 – назад                                                                                                                   

4 – влево

5 – вперед

6 – смена рук, не выпрямляя торс, сохраняя curve

1 – 6 – круг торсом за Л. Р.

УПРАЖНЕНИЕ 6

И.П. 2 парал. поз. ног, руки в 3 поз.

1 – 2— arch торса

3 – круг руками назад

4— demi-plie, одновременно flat back, руки в 3 поз.

5 – сохраняя положение—  contraction

6— release и roll up, сохраняя demi-plie, руки во 2 поз.

7 – 8—  contraction

1 – 2 – twist торса вправо, П.Р. согнута, кисть у груди, Л.Р. во 2 поз.

3 – 4 – arch торса, вытянуть колени, руки диагонально.

5 – 6 – перевести торс в положение 1 предыдущего такта и повторить комбинацию все исполняя в другую сторону.

УПРАЖНЕНИЕ 7

И.П. 1 аут поз. ног, руки в 1 поз.

1 – 8 два demi-plie, на последнюю И перевести во 2 аут поз. и раскрыть руки во 2 поз.

1 – 8 так же по 2 поз., на последнюю И П.Н вперед в 4 аут поз., Л.Р. перевести в 1 поз., П.Р. остается во 2 поз.

1 – 8 повторить два demi-plie, на последнюю И – закрыть ногу в 5 аут поз. и опустить руки в подготовительное положение.

1 – 8 повторить два demi-plie, на последнюю И через passé par terre перевести П.Н. назад и сменить позицию рук. Л.Р. – во 2, П.Р. в 1 поз.

1 – 8 повторить предыдущий такт с Л.Н. на последнюю И – закрыть Л.Н. в 5 аут. поз., руки в подготовительное положение.

1 – 8 повторить два demi-plie, на последнюю И вернуться в И.П., руки в подготовительном положении.

1 – 4 grand plie, руки поднимаются в 1 поз.

5 – 8 вытянуть колени, руки в 3 поз.

1 – 2 releve, руки раскрываются во 2 поз.

3 – 4 опуститься на всю стопу и перейти во 2 аут поз. ног

5 – 8 grand plie, руки переводятся в 1 поз.

1 – 4 вытянуть колени, руки открываются в во 2 поз.

1 – 2 releve, руки переводятся в 3 поз.

3 – 4 опуститься на всю стопу, перейти в 4 аут поз. ног, руки в подготовительном положении

5 – 8 grand plie, Л.Р. в 3 поз. П. Р. во 2 поз.

1 – 4 вытянуть колени, руки в 3 поз.

5 – 6 releve, руки переводятся во 2 поз.

7 – 8 опуститься на всю стопу, перейти в 5 аут поз. ног, руки в подготовительном положении.

1 – 4 grand plie, руки через стороны поднимаются во 2 поз.

5 – 8 вытянуть колени, руки поднимаются в 3 поз.

1 – 2 releve, руки в 1 поз.

3 – 4 опуститься на всю стопу, перейти в 4 аут поз. ног с Л.Н. и повторить комбинацию по 4 и 5 позиции с Л.Н.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Комбинация battement s tendus и battement tendus jete.

Исполняется по 1 парал. поз ног, вперед, в сторону и назад по 1 аут поз. Варианты рук могут быть разнообразны.

Приводиться пример вперед. В сторону и назад аналогично.

1 – 2 battement tendu

3 – 4 demi-plie

5 – 8 повторить

1 – 2 battement tendu

3 – 4 повторить

5— battement  jete на 45

6 – фиксация положения

7 – И. П.

8 – перевод стоп и рук в параллельное и выворотное положение.

По этой же схеме исполняется маленькое developpe носком в пол и на 45

УПРАЖНЕНИЕ 9

И. П. 1 аут поз ног, руки свободны

1— battement tendu П. Н. вперед, одновременно demi-plie на Л.Н. П.Р. в 1 поз., Л.Р. – во 2 поз.

2 – опустить П. стопу на пол

3 – pointe

5 – demi-rond  П.Н. в сторону

6— повторить 2-3

8— demi-rond  П.Н. назад

1 – через passé par terre П.Н. вперед, вытянуть Л. колено

2— demi-rond  П.Н. в сторону

3— demi-rond  П.Н. назад

4— через passé par terre П.Н. вперед на 45

И – flex П. стопы

5 – rond назад сохраняя положение

И 6, И 7, И 8 – повторить 3 раза 4 И 5

1 – 4 – четыре rond de jambe par terre en deor, закончить на demi-plie, П.Н на 45

5 – 8 – обводка на 45, опустить ногу ссади на всю стопу и demi-plie на Л.Н.

Все повторить en dedans. Возможно соединить движения ног с движениями торса: twist,  contraction, curve

УПРАЖНЕНИЕ 10

Это упражнение аналогично battement frappe в уроке классического танца и состоит в очень быстрых, на 1/8, бросках ноги на 10 градусов, возможно через cou-de-pied, возможно сочетание с passé par terre. Сочетание, направление (вперед, назад, в сторону), положение рук примерно как в упр. 8

УПРАЖНЕНИЕ 11. Адажио

И.П 1 парал. поз ног, руки в подготовительном положении

1 – 8 battement developpe вперед, руки через подготовительное положение – во 2 поз.

И – раскрыть стопы в 1 аут поз.

1 – 8 – повторить battement developpe вперед Л.Н. на demi-plie

1 – 4 — battement developpe в сторону, руки через подготовительное положение раскрываются: П.Р. остается в 1 поз., Л.Р. во 2 поз.

5 – 6 – согнуть ногу до положения attitude и выпрямить.

7 – 8 – опустить П.Н. и руки в И.П.

1 – 4— battement developpe назад Л.Н.

5 – 8— demi-plie Л.Н.

1 – 4 – согнуть Л. Н. в положение attitude и выпрямить

5 – 7 – опустить Л.Н. в И.П.

8 – перевести стопы в 1 парал. поз.

Все повторить, начиная с Л.Н. Это упражнение возможно усложнить движениями торса: twist,  contraction, curve. Например исполняя battement developpe вперед, добавить curve вперед. Исполняя battement developpe назад, добавить наклон торса вперед, либо исполнив arch торса.

УПРАЖНЕНИЕ 12

И.П. 1 аут поз. ног, руки в подготовительном положении.

1— battement tendu П. Н. вперед, П.Р. во 2 поз. Л.Р в 1 поз.

2 И – battement fondu из урока народного танца (закрывая колено, приложить внутреннюю поверхность стопы к щиколотке, открывая колено – внутреннюю)

3 – не открывая ногу, поднять в положение «у колена».

4 – И.П.

Так же исполнить в сторону. При первом движении руки открываются во 2 поз.

Так же исполнить назад. При первом движении руки открываются: Л.Р. во 2 поз., П.Р. в 3 поз. положение allonge.

Повторить комбинацию в два раза быстрее.

УПРАЖНЕНИЕ 13 G rand battement.

И.П. 1 аут поз. ног, руки во 2 поз.

G rand battement исполняется во всех направлениях; по параллельной позиции вперед и по аут позиции – в сторону и назад. Может сочетаться с demi-plie на опорной ноге во время броска. Возможно исполнить задержку на ¼ в верхней точке, возможно сочетание с passé и исполнение «мягкого» g rand battement.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Это упражнение построено на сочетание demi-plie и releve. В эту же комбинацию возможно добавить releve с задержкой на 2/4, «рабочая нога» приходит в положение cou-de-pied. Возможно сочетание нескольких позиций: demi-plie в 1 аут поз., во время releve, через jete перейти во 2 аут позицию или 4 аут позицию. Возможны различные варианты.

Следующая часть урока построена на комбинациях, которые развивают ориентацию в пространстве. Поэтому все упражнения связаны с изменениями ракурсов, вращениями вокруг опорной ноги и сменой направления движения.

УПРАЖНЕНИЕ 15

И.П. 1 парал. поз. ног, руки в подготовительном положении

1 – 2— battement tendu П. Н. вперед, одновременно руки поднимаются в 1 поз.

3 – 4— battement tendu П. Н. в сторону, руки раскрываются во 2 поз.

5 – 6— battement tendu П. Н. в сторону, одновременно  twist торса вправо, П.Р. сгибается, ладонь около груди

7 – 8— battement tendu П. Н назад П.Р. в 3 поз. положение allonge, торс en face.

1 – preparation, Л.Н. сгибается в колене, П.Н. опускается пяткой на пол, Руки в оппозицию.

2 – passé П.Н. руки в 3 поз.

3 – 4 – открыть П.Н назад в положение attitude (параллельно), одновременно наклон торса вперед в положении flat back, П.Р. вниз, Л.Р. – вверх

5 – 6 – сохраняя положение, поменять положение рук: П.Р. вверх, Л.Р. – вниз

7— passé П.Н. руки в 3 поз.

8 – И.П

Повторить комбинацию en dedans, начиная с Л.Н. назад

Исполнить g rand battement с П.Н. «крестом» по 1 парал. поз. руки меняют положение как в упр. 12

Повторить комбинацию, начиная с Л.Н.

УПРАЖНЕНИЕ 16

Это упражнение построено на battement tendu и g rand battement с одновременными  twist и спиралями торса к «рабочей» ноге и от ноги. Battement tendu и g rand battement исполняются «крестом», торс поворачивается к ноге и от ноги. Руки варьируют положения. Возможно соединение с поворотами en dedans, en deor.

УПРАЖНЕНИЕ 17

И.П. 1 парал. поз. ног, руки в подготовительном положении.

1 – 4 – grand plie, руки в 3 поз.

5 – 6— releve, руки во 2 поз.

7 – 8 – сохраняя releve, flat back вперед.

1 – 4 – выпрямить торс и  flat back назад, руки в 1 поз., сгибая колени, сохраняя releve.

5 – 6 – поднять торс, опуститься на всю стопу

7 – 8 – demi-plie, одновременно наклон торса вперед (flat back), П.Н. поднимается на 90 в положении attitude (параллельно), П.Р. в 1 поз. Л.Р. во 2 поз.

1 – 4 – сохраняя demi-plie поворот на 90 в т. 3, торс чуть приподнимается но сохраняет наклон, П.Н. сгибается в колене и приходит в положение «у колена», руки во 2 поз.

5 – 8 – вытянуть колени и открыть П.Н. положение tilt. Руки во 2 поз.                                                                                  

1 – сделать широкий шаг на П.Н. и принять положение 5-8 на П.Н.

2 – 4 – фиксировать положение

5 – 6— demi-rond  Л.Н. вперед в положение attitude

7 – passé Л.Н., одновременно поворачиваясь в т.1

8 – И.П.

Повторить с Л.Н. Возможно усложнить комбинацию поворотом на 360 в положении tilt, поворот может исполняться как en dedans, так и en deor.

УПРАЖНЕНИЕ 17

Это упражнение исполняется по принципу упр. 16, но используется battement developpe, т.е. одновременно с выниманием ноги исполняется twist или наклон торса к ноге или от ноги. Это упражнение вырабатывает устойчивость в позах.

Следующая часть урока – «Cross». Используются различные виды шагов прыжков и поворотов. М. Каннингхэм уделяет очень большое внимание ориентации исполнителя в пространстве, поэтому все виды шагов исполняются с резкой сменой направление, например, два шага вперед в т. 1, demi-plie с поворотом на 90 в т. 3, два шага спиной (к т. 7), tilt  на П.Н., fuettte  в т. 1 и два шага вперед с П.Н. Такие комбинации сначала исполняются на середине класса, затем с продвижением по диагонали класса.

В этом же разделе в упражнения включаются повороты, в основном используются pirouette и партерные туры. Положение ноги, особенно в турах может быть различным: вперед на 90, в сторону, назад. Нога может быть прямая и в положении attitude. Особенностью техники Каннингхэма является усложнение поворотов наклонами, спиралями и твистами торса. Они могут исполняться и к «рабочей» ноге, и от ноги. Эти наклоны усложняют поворот, поскольку ось вращения становиться не вертикальной, а несколько наклоняется. Поэтому все вращения с наклонами и спиралями торса исполняются за счет точного расположения «центра тела» (точки, которая располагается на ладонь ниже пупка, на пересечении вертикально оси нашего тела с линией, идущей между тазовыми костями) над опорой.

       В «Кроссе» также используются триплеты, т.е два шага на полупальцах на «раз И» и один шаг- tombe на «два». Триплеты исполняются вперед, назад, с изменением направления и по кругу. Комбинация триплетов – вперед, назад, вправо, влево, триплет-поворот может быть исполнена по точкам: 1, 5, 3, 5, а может сместиться по точкам: 2, 6, 4, 8. Подобные задания развивают у исполнителей ориентацию в пространстве. Триплеты также исполняются по диагонали класса, усложняясь поворотами и позами.

       Allegro начинается с temps saute по 1 аут и по 2 аут позициям. Обычно задается следующая комбинация:

1 – 8— Восемь temps saute по 1 аут поз.

1 – 8— Так же по 2 аут поз.

1 – 8 – Так же по четыре в каждой позиции

1 – 4 – Так же по два

5 – 8 – Так же по одному четыре раза.

       В прыжковой технике М. Каннингхэм базируется на технике классического балета. Классические прыжки pas echappe, pas assamble, sisson ouverte, sisson fermee исполняются практически без изменений, иногда дополняясь некоторыми изменениями в позициях рук и наклонами и поворотами торса. В мужском исполнении часто встречается исполнения «заносок». Особая «приверженность» М. Каннигхэма к использованию в комбинациях прыжка «grand jete». Этот прыжок исполняется и вперед, и назад, и в сторону, причем в одной комбинации может быть использовано несколько направлений. Это еще раз подчеркивает особое внимание этой техники к воспитанию у исполнителей хорошей ориентации в пространстве. В «Кроссе» возможно использование комбинации из шагов, прыжков и вращений, которая исполняется на середине класса или по диагонали.

       Последний раздел урока – комбинация с использованием падений. Техника падения достаточно подробно изучена в пособиях по «Сценическому движению», поэтому нет необходимости подробно на ней останавливаться.

Техника релиз.

Контактная импровизация.

Вспомогательные техники и методы.

 

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается основа техники танца постмодерн -                                                                                                                                                                                          (ТЕХНИКА КАННИНХЭМА)?

2. Назвать имя создателятехники танца модерн

3. Основой какой техники современного танца являются движения Contraction и release? 4.Назвать годы основания техники Лиммона.

5. К какой технике относится понятие «Свинг» (свинговые движения или повороты)?

6. Выравнивание (alignment), последовательность (succession), оппозиция (opposition), потенциальная и кинетическая энергия, падение (fall), вес (weight), восстановление (recovery), отражение (rebound), зависание (suspension – к какой из техник относятся названные принципы?

 

(Ответить письменно).


[1] Суриц Е.Я. «Балет и танец в Америке». Екатеринбург, Издательство Уральского Университета, 2004, с. 61

[2] Седалищные бугры. См……



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: