Объект и предмет исследования

Объект исследования – это явление, существующие независимо от исследователя и находящиеся в области данной науки (специальной педагогика, инклюзивного образования).

Объектом может быть деятельность субъектов образовательного процесса, процесс формирования речи, определенных качеств познавательной деятельности и личности, психологических новообразований, достижения желаемых результатов воспитания и обучения детей с ТНР; явления, связанные с включенностью личности в образовательный процесс – адаптация, неуспеваемость, трудности в обучении и воспитании ребенка и т.д. Например, «Объект исследования: речь, внимание и их взаимодействие» или «Объект исследования: речеслуховое внимание как одно из средств преодоления ОНР».

Некорректно называть объектом образовательное учреждение, ребенка, школьника, педагога и т.д.

Предмет исследования – это часть, сторона, аспект объекта, которые непосредственно изучаются в работе и непосредственно связаны с проблемой исследования. Предмет логически вытекает из темы исследования. Например, «Предмет исследования: формирование речеслухового внимания как одного из средств преодоления ОНР».

Таким образом, объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. 

4. Цель исследования – главный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования. Цель формулируется на основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования. Например, «Цель исследования – теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение коррекционных возможностей артикуляторно-орального моделирования в системе преодоления ОНР»; «Цель исследования – разработка и апробация основных направлений формирования предпосылок к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»

Гипотеза исследования

Гипотеза – предположениеоналичии, отсутствии или виде связей между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явлений и т.п. и логическое обоснование этого предположения. В работах формирующего типа гипотеза формулируется, как правило, начиная со слова «Если», за которым следует перечисление ряда действий, могущих привести к желаемому результату.

Гипотеза не должна быть самоочевидной (например, то, что повышение мотивации активизирует процесс самоопределения – понятно без всяких проверок и доказательств);

- гипотеза должна формулироваться позитивно («такие-то действия приведут к таким-то изменениям…»);

- гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью научных методов;

- понятия и суждения предположительного характера, которые фигурируют в гипотезе, должны быть достаточно четкими и конкретными;

- гипотеза не всегда подтверждается, а в некоторых случаях (использование нестандартизированных методик, самостоятельная модификация или разработка диагностического инструментария, несоблюдение правил диагностического обследования, проведения развивающей работы) работа по проверке гипотезы приводит к получению результата, вообще не свойственного изучаемому объекту в норме, возникшему в ходе его исследования – артефакту (от лат. artefactum – искусственно сделанное).

Например,

в нашем исследовании мы предположили, что у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией не сформировано пространственное восприятие, поэтому для преодоления оптической дисграфии необходим:

- учет онтогенеза пространственных представлений у детей;

- формирование пространственного восприятия у младших школьников с помощью коррекционной программы, которая будет входить в структуру занятий по предметам начальной школы;

- создание основы для разработки инновационной системы коррекционно-педагогической работы по преодолению дисграфии.

6. Задачи исследования – основные результаты основных действий, выражающиеся в основном содержании работы.

Задачи конкретизируют цели исследования и подразделяют ее на определенные этапы. Этапы – это действия, обеспечивающие выполнение работы (анализ литературы, сравнительный анализ подходов, сбор эмпирических данных и т.п.). Задачи, в отличие от этапов, – то, ради чего совершаются действия (то есть работа на каждом этапе исследования). Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 4-5-и задач. Формулировки задач, как правило, начинаются с глаголов (определить, раскрыть, обосновать, проанализировать, установить, разработать, апробировать, оценить результативность и т.п.).

Например, по теме «Предупреждение нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи»«Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме формирования предпосылок к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

2. Экспериментально изучить предпосылки к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

3. Разработать направления логопедической работы по предупреждению нарушений чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

4. Проверить результативность логопедической работы по предупреждению нарушений чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

7. Теоретико-методологическая база исследования – это концепции и теории, которые легли в основу исследования. Имеются в виду не все публикации, на которые ссылается автор, а только те (обычно их бывает от трех до пяти), которые определяют логику исследования, основные принципы, подходы, парадигму мышления.

Теоретико-методологические основы исследования формулируются примерно так: «Теоретико-методологической базой исследования являются...»: Например:

- концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

- современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева);

- положения Л.С. Выготского об интериоризации психических функций;

- фундаментальные исследования по вопросам формирования пространственного восприятия у младших школьников Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, О.В. Елецкой, А.Л. Лурия и других;

– принципы логопедии рассматриваются в трудах Р.Е.Левиной;

– положения И.Н.Садовниковой, И.Н.Семаго, Ю.К.Ткачука, Н.Н.Яковлевой, посвященных коррекции нарушений письма у обучающихся начальной школы;

– классификация речевых нарушений и системный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (Т.В. Ахутина, М.М.Безруких, Е.А.Кувшиновой).

 

Заявленные в данном пункте теории, подходы, концепции должны быть отражены в содержании теоретической главы.

8. Методы исследования – способы изучения предмета исследования. Традиционно методы исследования классифицируют на:

− методы теоретического уровня (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, моделирование, классифицирование, формализация, идеализация и др.);

− методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.);

− методы обработки полученных данных: качественные (интерпретация) и количественные (методы математической статистики).

Выбор методов исследования опирается на понимание специфики объекта и предмета исследования, а конкретные методики (техники, приемы) определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования, и описываются во второй (эмпирической) главе.

9. Экспериментальная база исследования – это, как правило, образовательная организация, в условиях которой проводилась эмпирическая часть исследования.

10. Этапы исследования – это действия, обеспечивающие выполнение работы (анализ литературы, сравнительный анализ подходов, сбор эмпирических данных и т.п.). Например: первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента; второй этап – осуществление констатирующего эксперимента, анализ его результатов; третий этап – реализация формирующего эксперимента по организации логопедической работы; четвёртый этап – проведение контрольного эксперимента, анализ результативности логопедической работы и разработка практических рекомендаций для педагогов.

11. Практическая значимость – это конкретная польза, которую могут принести результаты исследования, помощь кому-либо в его практической деятельности. Как правило, практическая значимость заключается в наличии научно-обоснованной и апробированной системы методов и средств, программы, методики совершенствования коррекционно-образовательного процесса.

12. Апробация результатов исследования – опыт представления, защиты и использования основных идей и результатов исследования. Например:

- научные публикации по теме исследования (статьи, тезисы);

- выступления на научно-практических конференциях, методологических семинарах, профессиональных и научных конкурсах и пр.;

- выступления на методических мероприятиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: