Проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (организации)

Процесс реформирования Российского образования предполагает изменение характера и качества управления образовательными системами всех уровней. Совершенствование моделей управления обусловлено необходимостью соблюдения принципа системности в управлении территориальными образовательными пространствами.

Введение в образовательный процесс современных технологий обуславливает необходимость объединения педагогов в группы, команды, которые осуществляют аналитическую, прогностическую и плановую разработку социально-педагогических, психолого-педагогических и образовательных проектов, моделирование разнообразных областей педагогической и организационной деятельности. Проектирование разнообразных аспектов деятельности становится одним из приоритетных направлений совершенствования практики образовательных учреждений. Выбор и осуществление необходимых преобразований в той или иной области педагогической практики требует включения трёх взаимосвязанных видов деятельности: моделирования, проектирования и планирования предстоящих изменений.

Проект – средство преобразования (внесение изменений).В основе всех проектов лежат действия, получающие поддержку за счёт управления, планирования, контроля и проверки. Все проекты представляют собой единовременное явление, которое включает в себя определение последовательности взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение чётко определённого результата. Сроки, затраты, реализация – это измерения определяющие рамки проекта, которые должны быть правильно определены, подвергаться контролю и проверке на всех этапах осуществления проектной деятельности.

Цикл проекта включает в себя 4 этапа: техническое обоснование, разработка и планирование, производственное осуществление, завершение. Проекты сопряжены с изменениями, позитивный характер которых вполне очевиден и осуществляются людьми, которые в нём заинтересованы. Они являются субъектами возможных и необходимых изменений (Ф. Бэгьюли, 2002). Т.е. для осуществления проекта необходима команда, творческий подход к делу, энергия, активность, креативность.

Проекты стали частью повседневной жизни, с их помощью преобразуется мир, в котором мы живём и позволяют создавать не только что – то новое, но и использовать ресурсы человека наиболее эффективно. Проекты – фактор, определяющий успех и расширение деятельности всех организаций, независимо от того, какие цели они преследуют, какую продукцию выпускают, какие услуги оказывают. Проекты подразумевают работу, действия, устройство, переустройство, достижения и результаты.

Сущность каждого проекта заключается в деятельности, но для того, чтобы проект увенчался успехом, необходимо тщательное управление им, служащее гарантией достижения конечной цели. Неудачные проекты отличаются отсутствием чётко сформулированных задач и плохой организацией – т.е. плохим планированием. Планы таких проектов не отличаются гибкостью, плановые действия плохо соотносятся с поставленными задачами. Успешные проекты решают реальные, конкретно сформулированные задачи, предполагают и планируют систематический контроль промежуточных результатов, позволяющий анализировать успех (не успех), внесение корректив и достижение желаемой цели. Настойчивость и энергия участников позволяет доводить проекты до успешного завершения.

Центральным звеном проекта являются действия, которые составляют самую сущность реализации проекта. Все процессы проекта взаимосвязаны и подкреплены управлением, планированием, проверкой и контролем. Проект – одно из самых эффективных средств достижения намеченных результатов.

Для исполнения проекта важно планирование, определённость и содержание этапов, методы. План – это направленное управление проектируемым будущим, управление проектом. Проект – сознательно выбранная система действий, план – неотъемлемая часть и создания, и выполнения проекта. План должен быть достаточно гибким, чтобы выстоять под натиском проблем, возникающих в процессе выполнения проекта (где ситуация может меняется непредвиденно и/или очень быстро). План должен предусматривать возможность изменения промежуточных результатов проекта, не теряя при этом из вида конечной цели. Планирование может осуществляться в разных формах и иметь различную представленность: графики, таблицы, последовательность действий и пр. Чтобы создать план, нужно знать кто, что, когда, и как будет делать для реализации задач проекта, а так женеобходимый уровень достижений качества результата (продукта) заявленного в проекте. Если в проекте что-то не получается, нужно предпринять конкретные меры, направленные на устранение причин сбоя спланированный системы проектных действий.

Анализ изменений среды (процесса, продукта и пр.) в результате выполнения проекта, представляет собой эффективное средство контролянад проектом. Контроль, осуществляемый руководителем проекта и должен быть основан на фактах, а не на мнениях и субъективных оценках. Контроль имеет цель – соблюдение намеченных сроков, расходов и достижение результатов. Проверка и контроль нацелены на соблюдение соответствия промежуточных (конечных) результатов с намеченными; сокращение, устранение «разрывов» между тем, что реально происходит, и тем, что запланировано. Возникновение проблем в процессе реализации проекта не считается чем-то необычным. Они возникают в любом проекте (большие и маленькие, серьёзные и несерьёзные). Большинство проблем характеризуются недостатком информации, отсутствием прогноза их возникновения и чётких вариантов их преодоления (устранения). Проблемы могут сорвать реализацию проекта, поэтому умение их решать – необходимое качество хорошего руководителя.

В процессе реализации проектов накапливаются определённые материалы (учётные документы, разработанные рекомендации, методы, технологии и мн. др., что было использовано в процессе проектной деятельности). Они представляют собой хронику проекта. Завершают проекты процедуры анализа и «постпроектной» оценки полученного результата, которые проводятся для того, чтобы проверить, стала ли цель проекта реальностью, и если нет, то почему. Оценка может использоваться в процессе анализа ошибок и удачных решений. Благодаря оценке возможно соотносить объём затрат и реальную ценность полученного результата, использовать различные, более эффективные методы, технологии и формы планирования проектов.

До недавнего времени термин проект использовался преимущественно в технической сфере. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов.

Большое значение проектированию образовательных систем уделяет Т.Г. Новикова (2002). Автор подчёркивает мысль о том, что «целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная и научно обоснованная, инновационная педагогическая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования. В настоящее время без научной разработки проблем методологии и технологии педагогического проектирования невозможно управлять процессом преобразования образовательных систем и обучать педагогов как субъектов непрерывного образования».

Вариативным аспектам использования проектирования в образовании посвящено большое число работ как отечественных, так и зарубежных исследователей М. Азимова, О. Анисимова, В.Н. Буркова, В.И. Воропаева, Ю.В. Громыко, Дж. Джонса, Д.А. Новикова, Г. Саймона, В.И. Слободчикова, В.Д. Шапиро и др. Существенный вклад в теоретическое обоснование и проектирование моделей новой школы внесли М.В. Кларин, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург.

Проектная деятельность призвана исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценивать последствия реализации тех или иных замыслов; это деятельность, направленная на осознанные культурно-исторические преобразования, на создание новых возможностей деятельности, на расширение горизонтов развития человеческой субъектности. (В.Д. Шапиро). Учёт психолого-педагогических аспектов проектной деятельности позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего личностному развитию его участников, созданию благоприятного психологического климата сотрудничества, атмосферы творческой активности членов проектной команды и, главное, достижению актуальных намеченных целей.

В настоящее время проектирование рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Выделяют следующие направления проектирования: проекты в области финансирования и управления воспитательно-образовательными учреждениями; по организации преподавания; по разработке содержания образования; по образовательным технологиям, формам, методам обучения.

Сущность проектирования определена актуальными потребностями образования и объективными условиями их удовлетворения; последовательностью принятия ответственных решений и их выполнением; возможностью моделирования желаемого объекта и его созданием; научными основами и поиском (отбором) практико-ориентированных путей их эффективного использования в образовательной практике. Проектирование обуславливает необходимость осознания цели (смысла) проекта, определения реальных возможностей проектных трансформаций действительности, изучения степени готовности (способностей) людей к инновационным преобразованиям. Деятельность проектирования требует выполнения ряда необходимых действий:

- исследования и анализа исходной ситуации (условий и факторов опосредующих необходимость изменений);

- предвидения (предвосхищения) возможных путей и результата преобразований, конечного продукта проектируемых преобразований;

- целеполагания, конкретизации задач (как путей достижения целей);

- определения ожидаемого, прогнозируемого результата;

- выбора совокупности приоритетных средств осуществления проекта;

- разработки системы мониторинга (в т.ч. текущего контроля реализации проекта).

Модели и моделирование

Необходимой составной частью проектирования инновационной деятельности является моделирование. У.Р.Эшби писал, что моделирование как метод исследования – это логика упрощения. С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития. Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов, относительно которых имеются принципиально неполные знания. Именно моделирование позволяет наладить стабильное функционирование системы в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений. Процессы моделирования и проектирования любых направлений развития образовательных учреждений определяют один из современных аспектов управления их деятельностью.

Модель – образ (изображение, описание, схема) какого-либо объекта (процесса, явления), используемый в качестве его заместителя. Модель – (образец, прообраз) – заместитель изучаемого объекта, система элементов – знаков, воспроизводящая свойства оригинала. Модели позволяют отражать самые существенные, устойчивые свойства объектов, относительно которых имеются принципиально неполные знания.

По мнению Грибановой М.В. «модель (от лат. Modulus – мера)» можно толковать как «образец чего-либо, позволяющий выявить (раскрыть) характеристики соразмерности элементов и специфику их взаимосвязей в какой-либо системе, определяющей сущность изучаемого объекта. Моделирование – поиск соразмерности элементов системы, мера истинности в понимании внешних и скрытых характеристик, свойств объекта, их связей и зависимостей. Модели могут различаться:

- по назначению (исследование, изучение, модернизация, апробация, проектирование, прогнозирование и т. п.);

- по формам и их воплощения (графическая, описательная, схематическая, математическая, физическая и т. п.);

- по области применения (в математике, промышленном производстве, экспериментальной науке, образовании т.п.).

В практике исследовательской и инновационной деятельности широкое распространение получили следующие виды моделей: концептуальная, концептуально-технологическая, технологическая, содержательная, управленческая или функциональная.

1. Концептуальная модель представляет собой обобщённую модель объекта, процесса, явления и пр., которую необходимо апробировать (реализовать) для получения поставленной цели. Основу концептуальной модели определяет совокупность идей (концептуальных положений, понятий) выраженных в форме знакового отображения структурных компонентов (элементов) модели. Концептуальная модель позволяет обозначить системообразующий элемент моделируемого явления; обозначить прогнозируемый результат, выделить своеобразие различных структурных (подструктурных) элементов системы, характер их связей; смоделировать приоритетные направления достижения цели.

2. Концептуально-технологическая модель представляет собой модель-схему организационной структуры и процесса осуществления намеченных изменений. Назначение концептуально-технологической модели – построение нового варианта стратегии и определение тактических характеристик (задач, направлений реализации) какого-либо проектируемого процесса.

3. Технологическая модель представляет собой структурно-организован-ные ключевые характеристики предстоящей проектной деятельности (область изменений, цель, задачи, программное обеспечение, реальные средства, результат, представленный измеряемыми показателями). Назначение – ясная формулировка целей, задач (например, предмета и объекта инновационной деятельности); определение приоритетных направлений предполагаемой деятельности, ресурсного обеспечения, оптимальных средств достижения цели; осмысление их целесообразности и соразмерности по отношению к задачам, конкретизация ожидаемого результата.

4. Содержательная модель позволяет определить оптимальный вариант содержательного компонента проектируемой системы, его объём, характер структурирования содержания в контексте предполагаемых изменений (например, тематическая матрица образовательной информации, блок – схема содержания предмета изучения, схемы анализа содержания образовательной области и др.).

5. Управленческая или функциональная модель позволяет установить внешние и внутренние связи (отношения), возникающие между субъектами инновационной деятельности, функциональные характеристики моделируемой системы.

Как показывает анализ практики ДОО сложность взаимодействия, взаимопроникновения структурных составляющих вариативных педагогических систем требуют моделирования процессов их оптимальной, соразмерной интеграции и построения такой модели управления, которая смогла бы обеспечить максимальные возможности и современные подходы к осуществлению образовательных процессов развивающего характера.

Ключевую управленческую функцию в образовании выполняет планирование, являющееся одним из факторов совершенствования педагогического процесса, посредством которого достигается целенаправленность, и успешность педагогической деятельности. Планирование предполагает постановку цели на определённый промежуток времени, а так же выработку стратегии и тактики действий, с помощью которых должна быть достигнута намеченная цель. Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Планирование позволяет устроить целевую неопределённость, выделить приоритетные и второстепенные направления работы педагогов, структурировать и придать упорядоченность задачам, выбрать средства оптимизации педагогического процесса и, наконец, определить содержание и формы мониторинга ожидаемых результатов. Конкретизируя и направляя педагогическую деятельность воспитателя в нужное русло, план содержит предвидение результатов, а так же пути совершенствования педагогического процесса посредством разнообразных технологий, способов, методов, приёмов, форм.

Анализ публикаций научно-практического характера по проблемам управления ДОО и существующей сегодня практики планирования показывает, что проблема организации и управления педагогическим процессом остаётся сложной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровнях.

В практике современного образования имеют место типичные недостатки планирования разных аспектов деятельности ДОО:

– нерациональная композиция целей и задач, обуславливающая малоэффективные пути достижения желаемых результатов;

– выдвижение в качестве цели процесса, а не результата;

– чрезмерная концентрация внимания на второстепенных деталях и мн. др.

Технологии традиционного планирования образовательного процесса (ориентированные, прежде всего на режим дня) требуют совершенствования и перехода к более гибким формам планирования, где при сохранении стратегических направлений работы педагоги вправе менять тактику в соответствии с потребностями наличной ситуации. Формы планирования работы с детьми должны обеспечивать прогноз результатов педагогической деятельности на длительную перспективу и, в то же время, оставлять возможности для ситуативных изменений. Удобные, не требующие больших затрат времени формы календарного планирования, опосредуют предпосылки успешной деятельности каждого сотрудника, что в целом обеспечивает успех деятельности всего коллектива.

Изменение технологий планирования направлено на переход к новым формам организации работы педагогов, использованию возможностей проектирования, моделирования, вариативных форм перспективного и календарного планирования,к открытию возможностей быстро и конструктивно решать возникающие в процессе работы проблемы. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью образовательной деятельности ДОО в целом.

Эффективность планов опосредована рядом принципов (правил, требований) их разработки, соблюдение которых приводит к полноценным результатам. План (или их совокупность по отдельным направлениям деятельности ДОО) должен носить целостный, системно-структурный характер. Цели, задачи и соответствующие им планы каждой подструктуры ДОО должны быть соразмерно увязаны. Принцип непрерывности предполагает обязательное наличие краткосрочных и долгосрочных планов (проектов), реальных перспектив и конкретных путей их достижения. Принцип «гибкости» форм планирования, должен обеспечивать возможность тактических изменений, при условии сохранения стратегических целей. Принцип целесообразной и детальной проработки отдельных форм планирования обеспечивает лёгкость и эффективность выполнения плана в целом.

Современное планирование образовательного процесса ДОО подчиняется ряду «требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», изложенных в приказе министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г., (№ 655). Обозначенные требования опосредуют новые подходы к определению содержания, форм, стратегий и тактик планирования работы с детьми дошкольного возраста.

Изменение технологий планирования современного педагогического процесса ДОО ориентировано на реализацию ряда принципов.

1. Принцип обеспечения образования, цель которого – разностороннее развитие ребенка. В планировании педагогического процесса этот принцип находит своё отражение в интегрированном характере организации НОД (непосредственно образовательной деятельности) и других формах взаимодействия педагога с детьми. Любой образовательный аспект взаимодействия должен быть направлен на изменения личности ребёнка, системы его отношений с окружающим миром, формирование обобщённых способов познания, освоение и преобразование информации о мире в природосообразных видах деятельности и т.п. Задачи развития ребенка как субъекта поведения, учет интересов и предпочтений каждого, содействие проявлениям активности и самостоятельности; ориентация на развитие творческих способностей; предоставление детям права выбора действия, поступка, деятельности во всех доступных возрасту ситуациях должны стать главными ориентирами планирования образовательной работы.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости ориентирует педагогов на использование универсальных технологий и форм планирования образовательного процесса, которые не зависят от особенностей содержания примерных программ дошкольного образования, но подчиняются основным научным положениям возрастной педагогики и психологии развития детей (физиологии, гигиены и пр.).

3. Принцип «минимакса» – требование, опосредующее направленный отбор и структурирование образовательной информации от максимально возможных объёмов, до целесообразного минимума, необходимого для формирования целостного образа предмета познания у детей разного возраста. Данный принцип отражается в перспективных формах планирования образовательного процесса (например, в спиралевидной модели обогащения естественнонаучных представлений и знаний детей об окружающем мире).

4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей, в процессе реализации которых формируются только те знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к его развитию (то есть непосредственному изменению личности, когнитивных процессов, способов осуществления разных видов деятельности, физического состояния и т.п.). Этот принцип находит своё отражение в технологических моделях организации и реализации образовательных областей, интегрированном характере конспектов НОД, тематических проектах и пр.

5. Принцип интеграции образовательных областей находит отражение в календарных формах планирования дня и недели (недельных тематических проектах, углублениях в тему, конспектах НОД и пр. формах взаимодействия педагогов с детьми). Планирование способно конкретно и наглядно отразить все возможные формы интеграции задач, взаимосвязи и взаимодополнения содержания одних образовательных областей другими.

6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса опосредует необходимость создания концептуально-технологической модели трансляции образовательной информации детям (в рамках разных областей и предметов познания), целью которой становится формировании целостной картины мира. Здесь целесообразно использовать календарные сетки разброса тем, которые можно дифференцировать на базовые (повторяющиеся ежегодно), ключевые (конкретизирующие и углубляющие знания детей разного возраста в область познания) и календарно-недельные темы (наиболее вариативные темы, находящие своё воплощение в тематических недельных проектах). Главное требование к выбору и планированию той или иной темы – целостность, системность и структурированность знаний детей, опосредующих в конечном итоге целостные картины мира людей, предметов, природы, культуры, объединяемых между собой по ряду целесообразных оснований.

7. Принцип вариативности форм взаимодействия, содеятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей находит своё отражение в модели организации и планировании дня пребывания ребёнка в ДОО. Реализация данного принципа связана так же с планированием разнообразных форм работы с детьми.

8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми опосредует включение и интеграцию игры практически во все виды детской деятельности и общение воспитателя с детьми. Игра становится форматом организации жизни детей. Планирование места и времени игры в течение дня, недели, месяца требует создания модели интеграции игры в образовательное пространство всего учреждения.

Анализ теоретических исследований и современного состояния практики по вопросам использования проектирования, моделирования и планирования в качестве средств оптимизации педагогического процесса ДОУ (на материале продуктивной деятельности дошкольников) позволил выделить ряд проблемных аспектов данного процесса:

– отсутствие в широкой практике ДОУ целенаправленного проектирования и моделирования любого раздела работы с детьми;

– механистическая реализация методических рекомендаций авторов и отсутствие у педагогов целостной картины осуществляемой деятельности;

– недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогов для осу­ществления моделирования содержания образовательно-воспитательной работы с детьми, обучения детей основам моделирования и т.п.;

– широкая практика методически закрепощенных способов организации процессов освоения детьми новой деятельности, нового знания, новых отношений к окружающему;

– приоритет обучения детей репродуктивному характеру деятельности с ориентацией на ЗУНы.

Обозначенные проблемы выделенные проблемы в организации педагогического процесса ДОУ, снижают результативность педагогической деятельности. Одним из путей разрешения обозначенных проблем М.В. Грибанова рассматривает технологию блочно-тематического планирования.

Технология блочно тематического планирования – научно обоснованная, практико ориентированная совокупность методов и действий преобразования образовательно-развивающей среды ДОО. Система упорядоченных и последовательных действий трансформации образовательного пространства предполагает осуществление следующих видов педагогической деятельности:

– моделирование вариативных аспектов деятельности педагога (продукт – концептуальные, концептуально-технологические, технологические и содержательные модели организации воспитательно-образовательного процесса);

– структурирование содержания любой образовательной области по принципу темы – предмета познания (продукт – тематическая матрица);

– определение максимально возможного и ситуативно-целесообразного объёма работы с детьми в рамках темы познания (продукт – тематический блок и перспективно-календарный план работы по определённой теме);

– гибкое планирование последовательности вариативных форм работы по освоению любой темы (продукт – тематический проект и календарная сетка занятий);

– разработка частных (узких) тематических блоков информации (тематических проектов), опосредующих интеграцию образовательных областей, способов логического и образного познания детьми окружающего мира, становление репрезентативной структуры (образа предмета познания) и совершенствование индивидуально-неповторимых способов освоения предмета познания (продукт – тематические проекты «Углубление в тему»).

Эффективность использования технологии блочно-тематического планирования предопределяется реализацией ряда направлений.

1. Анализ современного категориального аппарата педагогики, психологии, концепции общеобразовательной программы и любой образовательной области («Детский сад – дом радости», «Истоки», «Развитие», «Детство», «Монтессори-педагогика» и пр.). Цель анализа – определение ключевых понятий и концепции построения образовательных областей, моделирование системно-структурных отношений между блоками информации, моделирование технологического аспекта выполнения требований программы.

2. Обогащение, обобщение, интеграция и другие трансформации информационно-содержательных (образовательно-тематических) блоков. Цель – определение минимума и максимума содержания по той или иной образовательной области, определение принципов и объёма («разумного минимума») транслируемого содержания.

3. Разработка содержания образовательной области (темы, тематического блока). Минимизация объёма сведений с целью выделения и трансляции модели познания и освоения детьми содержательного обобщения темы. Цель – обеспечение процесса освоения детьми способа действия, развития способности к самостоятельному обогащению содержательного обобщения конкретным содержанием.

4. Разработка перспективных планов, календарных сеток занятий, конспектов и других форм содеятельности педагогов с детьми. Цель – максимальная интеграция приоритетных линий развития ребёнка на материале содержательно-образовательных областей. Включение в содержание занятий интегрированных задач интеллектуально-познавательного, речевого, художественно- эстетического и созидательно-продуктивного характера.

Любой тематический блок, в рамках технологии блочно-тематического планирования, обеспечивает решение четырёх образовательных направлений в работе с дошкольниками:

– формирование «целесообразного минимума» упорядоченных, системных знаний об объектах познания;

– формирование культуры восприятия, разноаспектного познания объектов окружающей действительности, способов умственных действий и умений использовать результаты познания в продуктивных, художественно-творческих видах деятельности;

– развитие эмоционально-образного мышления, а на его базе субъективно-зна-чимого, ценностного отношения к объектам познания;

–  обеспечение условий самостоятельного использования полученных знаний, умений, навыков в продуктивно-творческих видах деятельности.

На основании вышеизложенного можно говорить о возможностях использования технологии блочно-тематического планирования в процессе разработки обновлённого варианта образовательных программ и модернизации образовательного процесса ДОО.

Блочно-тематическое планирование обеспечивает высокий уровень результативности процессов воспитания и обучения.

1. В процессе перехода от информационно-когнитивной к ценностно-смысловой, культурно-исторической педагогике технология блочно-тематического планирования обеспечивает механизм трансформации (субъективизации) транслируемой детям образовательной информации в их субъективные ценности (значения и смыслы), благодаря тематическому принципу планирования воспитательно-образовательного процесса и организации развивающей среды.

2. В формате осваиваемой темы детям предоставлены возможности преобразования нового, освоенного знания в субъективные смыслы и значения, посредством создания условий для их «самостоятельного открытия», обеспечения обогащённой практики познания, переживания-деятельности и рефлексии.

3. Освоение детьми содержания образовательного тематического блока (в обозначенный отрезок времени) опосредует формирование культуры самоосуществления себя в сенсорно-познавательной, интеллектуальной, художественно-эстетической, продуктивной, игровой физической и других видах деятельности.

4. Процесс формирования у детей целостного образа мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками организован в виде концентрической модели. Одни и те же разделы программы осваиваются детьми 3-7 лет в четырёх плоскостях (на 4-х условных ступенях обучения), но в разных объёмах и с разной глубиной по отношению к возрастным возможностям

5. В формате технологии используется мониторинг индивидуального развития каждого ребёнка. Измерение достижений осуществляется не только в сравнении со среднестатистическими нормами развития, но и в сравнении начальных показателей степени проявления того или иного свойства ребёнка с конечными. То есть динамика достижений каждого ребёнка оценивается по индивидуальному конечному результату Мониторинг ориентирован на изучение компетентностей ребёнка (знает, умеет применить знания, выражает отношение к содержанию деятельности, способен самостоятельно организовать и получить продукт) в природосообразных видах деятельности и развитие творческой индивидуальности в формате продуктивной деятельности.

6. Технология блочно-тематического планирования предполагает использование системы технологий, реализующих принципы педагогики развития:

– личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

– диалогового общения;

– проблемно-поисковых ситуаций;

– сообразной интеграции логического и образного мышления, их оптимального, взаимопроникающего развития;

– событийности, содеятельности, сотрудничества и прочих субъектов педагогического процесса;

– процесса формирования целостного образа мира;

– природосообразного, личностного, интеллектуального и творческого развития детей и пр.

7. В формате технологии блочно-тематического планирования решаются задачи формирования информационной культуры не только детей, а и педагогов. Введение в качестве обязательных составляющих технологии моделирования и проектирования разных аспектов работы требует от педагогов освоения вариативных моделей, способов, приемов обработки информации в соответствии с возможностями, потребностями и реальным психологическим возрастом детей.

Моделирование и проектирование, как прогностические виды педагогической деятельности, позволяют сформулировать цели, задачи предстоящей работы, ожидаемые результаты по любому направлению развития детей, сгруппировать (систематизировать) совокупность наличных и необходимых средств, опосредующих оптимальные пути достижения желаемого результата; конкретизировать (подобрать) оптимальные формы и содержание педагогического мониторинга достижений детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: