Предметно развивающая среда дошкольного образовательного учреждения (организации)

Комплекс разнообразных средств образовательного процесса образует собой основу образовательной среды детского сада, включающей в себя взаимосвязанные мини-среды: предметную, природную, социальную.

Образовательная среда относится к важнейшему фактору развития личности ребенка. Успешное решение задач образовательной программы дошкольного образовательного учреждения невозможно без создания современной образовательной (развивающей) среды. Вопросы изучения роли, структуры, принципов построения и возможностей использования образовательной среды в образовательном процессе детского сада исследовались известными психологами и педагогами: Т.В. Антоновой, Т.Н. Дороновой, Л.М. Клариной, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, В.А. Петровским и др.

Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Предметно-развивающая среда (ПРС) – составная часть образовательной (развивающей) среды дошкольного детства. C.JI. Новоселова определяет предметно-развивающую среду детского сада как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика и предполагающую единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных вопросам организации развивающей среды и ее влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, определены ее основные функции:

- информационная: среда является для ребенка источником сведений об окружающем мире и средством передачи социального опыта;

- стимулирующая: среда оказывает развивающее влияние только в том случае, если она представляет для ребенка интерес, побуждает к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам;

- развивающая: развивающее влияние среды связано с тем как в ней сочетаются традиционные и новые, необычных компонентов. Их оптимальное сочетание обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой (1993). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989), применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы следующие принципы построения развивающей предметной среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первое условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей – установление контакта между ними. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок – «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога – партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться, к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.

2. Принцип активности, реализация которого предполагает формирование активности у детей и проявления активности взрослых.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости – закрытости, реализация которого предполагает открытость: природе, обществу и т.д.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Авторы концепции обращают особое внимание на то, что предметно-развивающая среда должна быть безопасной для жизни детей, способствовать улучшению их здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

В «Концепции развивающей предметной среды детства» (1996.), автором которой является С. Л. Новоселова, дается характеристика обогащенной предметно-развивающей среды в ДОУ. Такая среда представляет собой единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами обогащенной предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, со-масштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования, указывает автор, формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

В концепции Л.А. Парамоновой так же определены требования к развивающей предметной среде ДОУ, которые не противоречат ранее приведенным принципам построения такой среды, а дополняют их:

- учет возрастных интересов развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов);

- соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л.С. Выготский);

- соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддъяков);

- предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Обозначенные принципы к содержанию и структурированию предметно-развивающей среды ДОУ (организации) нормативно закреплены в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в форме принципов (правил):

- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников (познавательной, речевой, коммуникативной, двигательной и пр.) во взаимодействии с предметным окружением;

- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения (направленностью реализуемых образовательных программ: общеобразовательная, коррекционная и пр.), содержанием воспитания (приоритетное направление образовательного процесса, особенности контингента воспитанников), культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса (соотнесенность объектов ПРС с образовательными областями и организационными формами работы с детьми) и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Авторскими коллективами комплексных программ дошкольного образования («Детство», «Истоки», «Радуга» и др.) были разработаны рекомендациипо созданию предметно-развивающей среды с учетом тех концептуальных оснований и целевых ориентиров образования детей дошкольного возраста, в соответствии с которыми разработаны эти программы.

В работе Ю.М. Горовец структура предметно-развивающей среды представлена как целесообразное сочетание и организация разных видов пространств. К таковым автор относит пространство интеллектуального развития и творчества:

- игровая комната (имеет стабильное оборудование, ориентированное на определенный возраст); универсальная игровая зона - центральная зона ДОУ с высокой степенью трансформируемости пространства и оборудования и тематическими «подзонами» (спортивными, игровыми);

- дизайн-студия для занятий художественно-творческой деятельностью;

- пространство физического развития: зоны моторных и спортивных игр (спортивные площадки с соответствующим оборудованием); водная зона (бассейн, души-аттракционы, сауна);

- пространство экологического развития: ландшафтные зоны (естественный и искусственный рельеф, искусственные водопады, живописные холмики и пр.); природная среда (озеленение); зоны для сельскохозяйственных работ (огород, теплица); зеленые уголки в интерьере групповой комнаты; средства реализации «экологических программ» (пейзажи в разных климатических зонах, животный мир);

- компьютерное пространство: компьютерный зал; игровой зал; спорткомплекс; комната психологической разгрузки.

Предложенный автором подход к структурированию предметно-разви-вающей среды представляет интерес с точки зрения упорядочивания элементов среды по разным направлениям образовательного процесса и видам детской деятельности. Привлекательным является в данном подходе выявление возможностей трансформации развивающих пространств и решения в условиях каждого из них задач разных образовательных областей.

Важной задачей педагога является не только использование возможностей среды в решении задач образования и развития ребенка, но и ее грамотное проектирование и содержательное насыщение.

М.Н. Поляковой предлагает следующую последовательность действий педагога при организации предметно-развивающей среды в групповых помещениях:

- формулирование цели и задач, определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для предметно-развивающей среды группы;

- определение видов, состава учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников, подбор игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, а так же оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ширма для театра и т.д.);

- составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного

- для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т.д.);

- оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор лишь необходимых материалов, пособий, оборудования (лишнее оборудование, не требующееся в ближайшем будущем, необходимо оставить на хранение в подсобном помещении или предложить для работы коллегам из других групп);

- определение пространственного размещения оборудования в группе и

- дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования;

- размещение мебели и крупного оборудования согласно разработанному плану-схеме;

- изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение корректив в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада;

- продумывание последовательности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года с учетом содержания образовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых материалов и оборудования.

Создание предметно-развивающей среды в группах, на участке и в помещениях дошкольного образовательного учреждения стало уже привычной задачей для педагогических коллективов. В детских садах проводятся разнообразные конкурсы предметно-развивающей среды, в своих публикациях воспитатели делятся инновационным опытом в решении задач оснащения среды, ее структуризации и возможностей использования. В то же время некоторые проблемы создания и функционирования такой среды в детских садах сохраняются и требуют решения. Так, в частности, н аучными сотрудниками Института детства РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга выделен ряд таких проблем:

1. Сохранение и, иногда, доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80 х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво, оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов.

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта.

4. Непродуманность и нерациональность организации среды (среда структурируется совокупность тематических зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости).

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов.

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Решение обозначенных проблем возможно на уровне выполнения прикладных педагогических исследований, путем разработки детальных методических рекомендаций к построению и использованию предметно-развивающей среды в детском саду, посредством проведения специальной работы по повышению компетентности педагогов в вопросах организации предметно-развивающей среды в условиях конкретного образовательного учреждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: