Базовый уровень
Вопросы:
1. В чем состоят особенности этапов познания окружающей действительности детьми младшего и старшего дошкольного возраста?
2. Чем обусловлена необходимость комплексного использования средств и методов умственного воспитания детей дошкольного возраста?
Задания:
1. Составьте картотеку диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста. Укажите название, автора, цель методики, ведущий диагностический метод, выходные данные источника.
2. Разработайте анкеты для педагогических работников с целью выявления актуальных прикладных проблем познавательного развития и умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Повышенный уровень
Вопросы:
1. В чем заключается потенциал умственного воспитания для разностороннего развития ребенка дошкольного возраста?
2. Каким образом могут быть привлечены родители к решению задач умственного воспитания детей дошкольного возраста семье и детском саду?
3. Какие условия организации процесса умственного воспитания детей дошкольного возраста необходимы для становления ребенка как субъекта познания?
|
|
Задания:
1. Составьте картотеку электронных ресурсов по вопросам познавательного развития и умственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Напишите краткую аннотацию на каждый ресурс.
2. Составьте конспект проведения опыта с использованием дидактической модели (примерные темы: «Рост и развитие растений», «Пропускающие свойства различных материалов»).
3. Составьте письменные рекомендации для родителей детей 4-5 лет по теме: «Как развивать любознательность детей в условиях семейного воспитания с помощью книги».
Вопросы для самоконтроля и задания к самостоятельной работе к параграфу 3.3.Основы методики социального воспитания детей дошкольного возраста
Базовый уровень
Вопросы:
1. Какие направления социального воспитания детей дошкольного возраста можно выделить по содержательному признаку?
2. Какие актуальные проблемы можно выделить в области социального воспитания и развития детей дошкольного возраста?
3. Какие виды социальной культуры входят в содержание социального воспитания?
Задания:
1. Решите педагогические задачи:
А. Дети собираются играть «в школу». Воспитатель повесил для игры доску. Наташа просит Лену: «Принеси, пожалуйста, мел!». Лена тихо, чтобы не услышал взрослый, отвечает: «Сама принесешь, не рассыпешься!». И Наташа пошла за мелом сама.
Как бы вы поступили, услышав такой разговор:
- не придали бы ему значения,
- укоризненно посмотрели на Лену,
- при удобном случае поговорили с обеими девочками? О чем?
|
|
Есть ли у вас другие предложения?
Б. Часто можно слышать, как взрослые говорят плачущему ребенку: «Не плачь, ведь ты мужчина!», «Что ты плачешь, как Царевна-Несмеяна! Перестань!»
Должен ли ребенок плакать? Надо ли успокаивать плачущего ребенка? А может быть, следует дать ему поплакать?
Умер близкий человек, и перед взрослым встает дилемма: сообщать или нет ребенку о смерти? Понятен ли дошкольнику смысл смерти? А может быть применить ложь во спасение?
Стоит ли дошкольнику присутствовать на похоронах?
В. Веня принес со двора чужую игрушку. Бабушка, увидев ее, спросила:
- Чья это игрушка? Тебе ее дали?
- Нет, я сам взял, хочу поиграть! – ответил внук.
- Сейчас же пойди и верни игрушку! – настаивала бабушка.
Мальчик не хотел этого делать, и тогда в разговор вступила мама:
- Ну что особенного – взял и взял! Пусть ребенок поиграет!
Оцените отношение бабушки и мамы к изложенному факту.
Какими могут быть последствия установок мамы, а какими – бабушки?
2. Составьте картотеку статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» за последние 5 лет, освещающих вопросы социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
3. Заполните таблицу:
«Педагогическая система социального воспитания детей дошкольного возраста»
Цель | Задачи | Средства | Методы | Формы | Условия | Результат |
Повышенный уровень
Вопросы:
1. Какие перспективы научных исследований по проблеме социального развития и воспитания детей дошкольного возраста можно определить в современный период развития дошкольной педагогики?
2. Каким образом связаны между собой структурные элементы педагогической системы социального воспитания?
3. В каких комплексных и парциальных программах для ДОУ наиболее полно отражены виды социальной культуры?
Задания:
1. Проанализируйте комплексные и парциальные программы на предмет отраженности в них задач и содержания социального воспитания.
2. Составьте картотеку статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» за последний год, освещающих вопросы социального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Напишите аннотацию на каждую статью.
Вопросы для самоконтроля и задания к самостоятельной работе к параграфу 3.4. Основы методики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Базовый уровень
Вопросы:
1. Какие принципы построения образовательного процесса необходимо учитывать при организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста?
2. Какие особенности восприятия и развития ребенка дошкольного возраста учитываются педагогом при организации художественно-эстетического воспитания?
3. Какие методы и приемы организации обучения и воспитания детей используют в организации изобразительной, музыкальной деятельности (современные акценты и форматы их использования).
Задания:
1. Составьте таблицу приоритетных методов и приёмов работы с детьми в разных видах художественно-эстетической деятельности
Ранний дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | ||
Изобразительная | ||||
|
| |||
Музыкально-исполнительская | ||||
|
| |||
Чтение художественной литературы | ||||
|
| |||
2. Приведите примеры проявлений художественного творчества по показателям: характера отношений к содержанию, процессу создания и конечному продукту деятельности; степени проявления детьми самостоятельности; выбора детьми способов творческих действий; соответствия продукта деятельности художественным требованиям.
3. Составьте картотеку журнальных публикаций содержание которых относится к области формирования певческих, изобразительных и читательских навыков детей дошкольного возраста (подбор статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «От А до Я», и т.п. студент осуществляет самостоятельно, указывает название, автора и выходные данные, дает краткую аннотацию на карточке).
|
|
Повышенный уровень
Вопросы:
1. В каких видах деятельности формируется ценностно-эстетическое отношение к окружающему миру, приведите примеры проявления обозначенного отношения в поведении детей?
2. Почему художественно-эстетическое развитие предполагает два направления работы с детьми: эстетическое воспитание и художественное развитие?
3. Какие воспитательные возможности раскрываются в организации художественно-эстетической практики детей, какое влияние оказывает художественно-продуктивная деятельность на разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста?
Задания:
1. Разработайте примеры образовательных ситуаций с использованием игровых приемов; игровых ситуаций; игровых мотивов; обучения в игре (возраст детей на выбор).
2. Сформулируйте рабочее понятие термина «принцип интеграции», приведите примеры его применения в образовательной работе ДОУ (организации).
3. Предложите примеры использования вариативных средств (приёмов познания, наглядности, произведений искусства и пр.) эстетического воспитания в образовательной практике и режимных моментах педагогического процесса.