Классификация детских игр

Одним из актуальных направлений исследования теоретических и прикладных аспектов игровой деятельности на протяжении всего периода дошкольной педагогики являлась проблема классификации игр (Ф. Фребель, К. Гросс, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Л. Новоселова).

Многочисленные попытки исследователей определить основания дифференциации разных видов игр привели к созданию разных классификаций: дифференцирование игровой детальности осуществлялись по разновидностям отражаемого в ней содержания (математические, спортивные, экологические, речевые и др. игры), по доминированию формирующихся личностных и развивающихся психических процессов и качеств (игры по физическому, сенсорному, нравственному воспитанию, игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи), по инициированию активности ребенка в игре (творческие игры и игры с правилами) и т.д.

Несмотря на это, наиболее распространенным является их деление на игры творческие и игры с правилами.

К творческим играм (играм с открытыми правилами), предполагающим активность и самостоятельность ребенка в определении темы, ролей, игровых действий, развитии сюжета относятся предметные, режиссерские, театрализованные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-импровизации, строительно-конструктивные и др.

Предметные игры отличаются обязательным наличием действия с предметами, используемыми в качестве предметов-заместителей.

В режиссерской игре ребенок сам создает игровую ситуацию, выполняет роли, строит ролевой диалог, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. В качестве носителей роли в этой игре выступают игрушки и персонажи. Этот вид игровой деятельности появляется раньше сюжетно-ролевой игры (в конце 3-го года жизни), примерно тогда, когда у ребенка уже сформированы определенные навыки, необходимые для отражения реальной или сказочной ситуации. Вместе с тем, несформированность навыков игрового общения (учет позиции партнера, умение согласовывать с ним замысел, распределять роли, вступать в ролевой диалог) не позволяет организовывать совместную сюжетно-ролевую игру со сверстниками. Особое значение этих игр состоит в развитии игровых навыков, навыков взаимодействия и ролевого диалога, воображения, мышления, речи.

Основным видом игровой деятельности ребенка дошкольного возрастаявляется сюжетно-ролевая игра. Ей присущи все основные черты творческой игры: эмоциональная насыщенность, высокий уровень самостоятельности и активности детей, активизация воображения, проявление творчества во всех компонентах игровой деятельности (замысел, средства и т.д.). сюжетно-ролевые игры разнообразны по тематике и отражают бытовые ситуации, специфику труда взрослых и социальных отношений.

Одним из видов творческих игр являются строительно-конструктивные игры. С.Л. Новоселова считает необходимым различать этот вид игр и конструирование, поскольку в них решаются разные задачи. В конструировании основной задачей является создание постройки, соответствующей определенным условиям. В конструктивной игре постройка часто создается для ее обыгрывания. Как правило, обыгрывание постройки проходит в форме режиссерской игры. Сама же строительно-конструктивная игра предполагает использование конструирования как средства реализации игрового замысла. В этом случае главным становится решение игровой задачи, а постройка носит условный, схематический характер. Особое значение данного вида игр состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка ориентировки в пространстве, освоения конструктивной деятельности, умения планировать, передавать через конструкцию функциональное назначение любого строения, умение пользоваться схемами, моделями, чертежами, использовать конструктивный материал для реализации игрового замысла, развивают мышление дошкольника.

Игры-драматизации игры с различными видами театра, предполагающие драматизирование сказочных и художественных произведений, специфика которых состоит в синтезе восприятия литературного текста и ролевой игры. Сюжет, роли, место, декорации, характер взаимоотношений между персонажами, отражаемыми в игре, задаются текстом произведения.Особое значениеэтих игр состоит ввоспитании нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, формировании основ коммуникативной культуры, овладении системой средств выразительности (вербальные, невербальные), формировании социальной ориентации, воспитании интереса к художественным произведениям.

Театрализованные игры на темы литературных произведений и киносюжетов отличаются от игр-драматизаций менее устойчивой связью с текстом произведения. В этом виде игр возможно совмещение, комбинирование событий из разных произведений, изменение сюжета, введение новых персонажей, свободная передача содержания отображаемого произведения.

Игры-импровизации предполагают изображение в движении, в жестах (без слов) то, о чем рассказывает воспитатель (например, дети импровизируют поведение котят: спят, просыпаются, мяукают, потягиваются, бегут за бабочкой…).

Вторая группа игр в традиционной классификации - игры с правилами. Они подразделятся на игры обучающие (дидактические, музыкальные, компьютерные, подвижные) и досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

Дидактические игры создаются для детей взрослыми и имеют своей целью решение образовательных и обучающих задач. Дидактические игры подразделяют на: игры с предметами и природными материалами (пирамидки, вкладыши, листья деревьев и т.д.), настольно-печатные (мозаики, лото, домино и т.д.), словесные («Угадай по описанию», «Фанты», «Съедобное – несъедобное»).

Дидактическая игра имеет специфическую структуру, которая включает: обучающую и игровую задачу; содержание игры; роль; правила; игровые действия; результат. Наряду с дидактическими играми в практике работы с детьми используют игры-занятия и дидактические упражнения. По сравнению с играми-занятиями возможности дидактической игры более ограничены: в дидактической игре нельзя научить ребенка рисовать, лепить, конструировать. Дидактическую игру от упражнения отличает наличие в ней выигрыша, кооперированность играющих, а объединяет получение заранее определенного конечного результата. Упражнения организуются и проводятся взрослыми, и без их участия не существуют, а игра может быть самостоятельной деятельностью.

Компьютерные игры отличаются необходимостью использования специальных программ. Ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей, что способствует развитию знаковой функции сознания. Особое значение компьютерных игр состоит в том, что они позволяют получать ребенку информацию в привлекательной форме, ускоряя запоминание содержания, делая его осмысленным и долговременным. Кроме того, они способствуют развитию мелкой мускулатуры рук, моторики, познавательной мотивации, произвольности памяти и внимания, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют в накоплении двигательного опыта. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Разнообразные двигательные операции в подвижной игре тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей, благодаря чему совершенствуются выразительность движений, ловкость, скорость и другие физические качества. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их влиянием на физическое развитие ребенка, поскольку они развивают быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение точно оценить обстановку, способствуют формированию волевых черт характера, организованности.

Отличительной особенностью музыкальных игр является синтез двух начал – учебного (познавательного) и игрового (занимательного). Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения. Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Воспитательное значение музыкальных игр состоит в конкретизации специальных музыкальных знаний, развитии музыкальных способностей, формировании эстетического вкуса, коллективных взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: