Руководство играми детей

На обыденном уровне сознания игра часто воспринимается как совершенно естественная, неизменно сопровождающая период дошкольного детства деятельность, не требующая никакого вмешательства со стороны взрослого, становление которой происходит само по себе. Но это впечатление обманчиво, поскольку игра как и любой вид деятельности, имеющий четко выраженную структуру и особенности генезиса, без целенаправленного руководства не может достичь того уровня, который обеспечивает реализацию ее развивающей, воспитательной и обучающей функции.

В исследованиях С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной изучались особенности и возможности комплексного руководства игровой деятельностью. Несмотря на то, что их работы выполнялись в контексте сюжетно-ролевой игры, общий алгоритм использования комплексного метода может быть применен по отношению к разным видам игр, поскольку он предполагает:

- планомерное обогащение опыта детей, направленное на усвоение сути и назначения предметов, смысла социальных отношений, углублении и детализации замысла игры, ее содержания;

- перевод реального опыта в игровой план, формирование способов воспроизведения действий в игре;

- поступательное изменение игровой среды, подбор атрибутов, способствующих самостоятельному, творческому решению ребенком игровых задач в зависимости от игрового и практического опыта детей, от конкретных образовательных ситуаций;

- участие воспитателя в игровом процессе с целью создания игровых и проблемных ситуаций, провоцирующих поиск новых вариантов и способов решения игровых и коммуникативных задач, разрешения возникающих в игре конфликтов.

В руководстве игровой деятельностью традиционно выделяют 3 направления, предполагающие:

- освоение игры как деятельности, которое связано с созданием педагогических условий для становления всех ее компонентов, с развитием разных видов игр в детском саду и установлением между ними взаимосвязи, с развитием умений самоорганизации, самостоятельности и творчества детей;

- использование разных видов игр в качестве средства воспитания, образования и развития личности ребенка (игра как средство воспитания рассматривается в том случае, когда педагог в процессе руководства игровой деятельностью детей ставит и решает воспитательно-образовательные задачи, создает для этого необходимые условия); например, игры на бытовую, общественную, трудовую тематику позволяют решать задачи воспитания ответственности, доброжелательности, гуманности; коллективные игры способствуют формированию коллективизма, дружеских отношений, умений совместной деятельности; дидактические формируют навыки и умения познавательной деятельности, стремление к самостоятельному решению познавательных задач, обогащают кругозор;

- использование разных видов игр как формы организации педагогического процесса, которое предполагает наполнение жизни детей в детском саду игровой деятельностью (ежедневное включение в режим дня всех видов игр), создание условий для игровой деятельности (развивающая предметно-игровая среда, постоянное ее обогащение новыми элементами, предоставление достаточного времени для самостоятельной свободной игры детей).

Каждое из этих направлений реализуется поэтапно, связано срешением разных задач, с доминирующей функцией и ролью воспитателя в процессе руководства игровой деятельностью.

Начально-диагностический этап. Цель: выявление уровня развития детской игры как деятельности (умения сюжетосложения, распределения ролей, создания атрибутов и игровой среды и т.д.), возможностей ее влияния на развитие личности ребенка и взаимоотношений со сверстниками, актуализация желания детей научиться играть в конкретную игру, активизация игрового интереса каждого ребенка.

Диагностика уровня игровой деятельности и интерпретация полученных результатов проводится с учетом особенностей возраста и уровня личностного развития детей при помощи адкеватных, валидных и надежных методов диагностики. Полученные результаты служат основанием для дальнейшей работы педагога как по направлению развития игры как деятельности, так и в контексте использования ее образовательного потенциала.

Для того, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящей игре или продемонстрировать ее новые возможности, используют целенаправленные наблюдения за играми старших детей. Такие наблюдения позволяют раскрыть перед детьми преимущества коллективного взаимодействия, общую схему деятельности, донести до их сознания смысл нормативных регуляторов, акцентировать внимание на достижении результата. Во время этих наблюдений внимание детей обращается на взаимоотношения детей, специфику их игрового и реального взаимодействия.

Для достижения большего воспитательного эффекта на данном этапе организуется предварительная работа с родителями в разных формах (беседы, устные журналы) с целью информирования их о специфике и развивающих возможностях игры, актуализации их воспитательных функции, обучения родителей разным видам игр, взаимодействию в совместной игровой деятельности.

Результатом первого этапа является информированность педагога и родителей об уровне развития игровой деятельности детей и устойчивый интерес детей к предстоящей игровой деятельности.

Подготовительный этап. Цель: обогащение знаний, представлений, которые будут отображаться или использоваться в игре, формирование практических навыков, необходимых для игры, развитие и поддержание интереса к игре, обогащение игровой среды, гармонизация детских взаимоотношений.

На этом этапе проводится работа по конкретизации знаний детей, имеющих отношение к содержанию предстоящей игры, обогащаются представления о специфике ролевого взаимодействия. В зависимости от того, какая сфера отношений ребенка с миром находит отражение в игре, эти знания могут быть различными, относящимися к разным видам культуры: экологической, гностической, физической, художественно-эстетической, народной, правовой, гендерной, нравственно-этической, экономической и др.

Результатом подготовительного этапа является освоение детьми необходимого содержания и актуализация потребности детей в отражении полученных впечатлений в разных видах игр.

Обучающий этап. Цель: формирование разных способов построения игры, игровых умений и навыков, взаимодействия в игре и умения совместной деятельности. На этом этапе раскрывается сущность и необходимость выполнения правил, последствия их соблюдения и нарушения, отрабатываются способы исполнения роли, изготавливаются атрибуты, планируется и определяется перспектива создания игрового пространства, мотивируется предстоящая игровая деятельность. Особое внимание на этом этапе игры уделяется формированию осознанного отношения детей к ее результату. Результатом этого этапа является овладение детьми всеми структурными элементами игры и актуализация потребности в их самостоятельном использовании.

Этап самостоятельной игровой деятельности. Цель: реализация потребности в самостоятельной игре, сохранение интереса к ней, желания играть самостоятельно, по своей инициативе, формирование навыков самоорганизации, развитие взаимной ответственности и творчества.

На этапе самостоятельной игровой деятельности детей работа педагогов направлена на актуализацию совместного взаимодействия, нравственных мотивов поведения, активное использование знаний по теме игры. Решение обозначенных задач предполагает проведение предварительной и заключительной беседы, комментариев по ходу игры, анализа и оценок действий, напоминания правил, сюжета игры, обращения к личному опыту детей, актуализации и обсуждения проблемных ситуаций. Внимание детей на этом этапе обращается на характер игрового взаимодействия (соблюдение правил, качество выполнения игровых ролей, причины успеха или неудачи) и на рефлексию собственной деятельности (каким был в игре, как проявил себя по отношению к другим детям и т.д.).

На этом этапе роль воспитателя существенно меняется, находя свое отражение в косвенном руководстве игровой деятельностью, проявляющемся в наблюдении за игрой детей, по мере необходимости – в разрешении возникающих конфликтов, в анализе игровой деятельности, взаимодействия детей в игре. Результатом данного этапа является более высокий уровень овладения игровыми навыками, способами взаимодействия и контроля, актуализация потребности в поиске новых вариантов игры, использования более интересных атрибутов, сюжетных линий, ролевого поведения.

Этап творческого развития игры. Цель: содействие развитию игры как самостоятельной и творческой деятельности детей. На этом этапеособое внимание уделяется придумыванию новой тематики, вариации, комбинированию и созданию новых сюжетных линий, игровых персонажей, диалогов, правил и совместному созданию (с воспитателем, родителями) новых атрибутов.

С целью стимулирования творческого потенциала детей на этом этапе воспитатель обогащает знания детей по теме игры, актуализирует потребность в повторном переживании позитивных эмоций, подчеркивает преимущества совместной деятельности, создает ситуации радости от успеха.

Результатом данного этапа является повышение творческого потенциала детей в игре и потребность в обогащении тематики, содержания игровой деятельности и игрового взаимодействия.

Рассмотренные этапы руководства являются универсальными при подготовке и проведении детских игр. Конкретное содержание, средства и методы на каждом из них определяются в зависимости от возраста детей, уровня их психического и личностного развития, вида игры и предпочитаемых педагогом технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: