Традиционно под результатом образовательного процесса понимают уровень развития ребенка, отражающий приращения в физическом, личностном, интеллектуальном, социальном развитии воспитанников; готовность ребенка к школе.
Для контроля качества и результативности образовательного процесса, отслеживания динамики развития воспитанника и его образовательных достижений необходима специальная процедура - мониторинг.
Понятие «мониторинг» применительно к сфере образования означает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы. Такая система обеспечивает непрерывное слежение за состоянием педагогической системы и прогнозирование её развития.
Сущность мониторинговых процедур состоит в непрерывности слежения за состоянием образовательной системы или ее элементов. Объектом педагогического мониторинга выступают результаты образования и процесс их достижения.
Мониторинг наряду с контролем качества и результативности образовательного процесса предполагает анализ причин выявленных рассогласований между качеством организации образовательного процесса и его структурными элементами (уровнем психического и физического здоровья детей, характером деятельности детей и качеством развивающей предметной среды, поведением детей и их взаимоотношениями между собой, отношением воспитанника к самому себе и уровнем сформированности личностных качеств и т.п.); направлен на поиск путей их преодоления, внесение соответствующих корректив.
|
|
Цель мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии согласно заявленным результативным показателям (интегративные качества личности, стартовая готовность к обучению в школе) основной общеобразовательной программы ДОУ; отслеживание динамики развития данных качеств и осуществление на этой основе психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном процессе ДОУ.
Задачи мониторинга: выявление актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе, определение уровня стартовой готовности к обучению на ступени старшего дошкольного возраста, выявление уровня освоения содержания программы; выявление личностных достижения ребёнка в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ, разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными, осуществление действенной обратной связи в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.
|
|
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования отмечено, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов.
В связи с этим требованием с помощью мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) изучается:
- качество результатов деятельности (личностные, физические и интеллектуальные качества ребенка; степень освоения им образовательной программы и образовательные достижения; степень готовности к обучению в школе; удовлетворенность разных групп потребителей деятельностью образовательного учреждения);
- качество образовательного процесса (качество образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности; организации самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей;
- качество условий деятельности образовательного учреждения: кадровый потенциал, развивающая среда и др.
Мониторинг проводит аналитико-диагностическая группа дошкольного образовательного учреждения (организации), в состав которой входят: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник.
Субъектами психолого-педагогического мониторинга выступают воспитатели; специалисты дошкольного образовательного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник); родители.