Технологические аспекты мониторинга личностного развития детей дошкольного возраста

В образовательном процессе используются три вида мониторинга:

- текущий, в процессе, которого происходит отслеживание динамики развития интегративных личностных качеств (текущая психолого-педагогическая диагностика проводится воспитателем группы ежедневно, согласно изучаемому программному материалу и освоению видов деятельности, согласно возрасту);

- промежуточный, включающий отслеживание актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка, на каждом возрастном этапе. Причем, промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика детского развития проводится один раз в год (май месяц), в конце каждого возрастного периода в 3, 4 года, 5, 6, 7 лет;

- итоговый, предполагающий определение итоговой оценки уровня развития интегративных качеств личности ребенка по завершению каждого возрастного периода, а также стартовой готовности ребёнка к школе.

Обследование детей старшего дошкольного возраста целесообразно проводить в октябре, мае текущего года и октябре, марте предшествующего поступлению ребенка в школу.

Процедура психолого-педагогической оценки предполагает двухуровневый подход к организации мониторинга.

Первый уровень использование низкоформализованных методов, применяемых воспитателем, основным из которых является целенаправленное наблюдение.

Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (тесты, опросники, проективные методики и т.п.)

Итоговый мониторинг предполагает применение разноуровневых методик, то есть комплексной системы оценки уровня развития интегративных качеств личности детей и стартовой готовности к школе и др. Например, изучение и отслеживание динамики социально-личностного развития детей дошкольного возраста осуществляется с помощью следующих методов:

- опрос (беседа, интервью);

- наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное);

- естественный, психолого-педагогический и лабораторный эксперимент;

- проблемные ситуации;

- метод экспертных оценок при ранжировании личностных качеств;

- социометрия;

- анализ продуктов детской деятельности;

- проективные методы (незаконченные предложения, интерпретация текстов, рисуночные тесты);

- игровые задания.

Формами фиксации результатов мониторинга могут являться: тетрадь индивидуальных встреч; «портфолио здоровья»; диагностические карты, аналитические листы; карты готовности детей к школе и др.

Педагогический мониторинг целесообразно организовывать поэтапно:

- организационно-подготовительный, в процессе которого происходит создание программы и разработка процедуры психолого-педагогического мониторинга по выявлению результативных показателей освоения образовательной программы;

- диагностический, в ходе которого осуществляется сбор диагностической информации;

- аналитико-прогностический, включающий постановку педагогического диагноза, определение целей и содержания работы с воспитанником, разработку психолого-педагогического сопровождения ребёнка;

- коррекционно-образовательный, обеспечивающий реализацию программ, их текущую коррекцию, отслеживание динамики развития ребёнка;

- результативно-аналитический, направленный на выявление эффективности результатов мониторинговых процедур, совершенствование их организации и качества (коррекция процедуры мониторинга).

Результатом психолого-педагогического мониторинга будет являться комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности в соответствии с возрастом и освоением основной общеобразовательной программы ДОУ, стартовых возможностей готовности к школе.

В федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагается перечень интегративных качеств личности ребенка, которые он может приобрести в процессе приобщения к разным видам культуры, интеоризации ценностей культуры и культуротворчества:

— физически развитый, овладевший основными культурно-гигие- ническими навыками;

— любознательный, активный;

— эмоционально отзывчивый;

— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

— способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.

Примерные общеобразовательные программы, содержащие инвариантную составляющую стандарта дошкольного образования, ориентированы на получение в качестве образовательных результатов тех качеств, которые определены в федеральных требованиях. Вместе с тем, в каждой из них предлагаются разные варианты описания организационно-методических аспектов мониторинга в детском саду (разработка и использование экспресс-диагностики, комплексных диагностических заданий, сроки и периодичность проведения мониторинга в разных возрастных группах, варианты участия специалистов в изучении достижений детей и др.)

Приведем пример системы мониторинговых процедур инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Инвариантная составляющая мониторинга

  Параметры Критерии Показатели Диагностические задания
I Интегра-тивные качества личности 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 2. Любознательный, активный. 3. Эмоционально-отзывчивый. 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. 1. Адекватность проявления, 2. интенсивность, 3. ситуативность, 4. самостоятель-ность.     1. Наблюдение за проявлениями ребенка в разных видах деятельности и педагогических ситуациях. 2. Метод экспертной оценки (фиксируют родители, оба воспитателя группы). 3. Беседы, интервью с детьми старшего возраста.  

II

Стартовая готовность к обучению в школе

1. Физическая готовность   1. Антропометри-ческие данные, 2. группа здоровья, 3. заболеваемость, 4. физическое развитие.   Региональная программа физического и валеологического развития дошкольного возраста «Азбука здоровья» Автор Т.Э. Токаева – Пермь; 1997 г.
2. Учебно-важные качества а) мотивационная готовность;     б) готовность руки к письму (развитие мелкой и крупной моторики);     в) познавательные функции (память, мышление, т.д.);     г) вводные навыки (коммуникативно-речевые навыки, математические, осведомлённость);   д) предпосылки учебной деятельности;     г) обучаемость. 2. Устойчивость мотивации, ведущий мотив.   3. Координация движений, мышечный тонус, умелость.   4. Беглость, гибкость мышления, владение мыслительными операциями (анализ, синтез), способность выделять признаки, уровень развития слуховой, речевой, двигательной памяти. 4. Качество речи, её активность, понятливость, программирование при пересказе, легкость оперирования числовым материалом, освоенность простейших арифметических операций, умение выбрать нужную информацию об окружающем мире.   5.Сознательное подчинение своих действий правилу, умение принимать, анализировать задачу. 6. Способность освоить новый материал по образцу. «Методика диагностики готовности к обучению в школе» г. Челябинск; 2004 г.

Использование мониторинга в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения позволяет:

- обеспечить постоянный (а не эпизодический как при обычной практике контроля) сбор информации об объекте контроля;

- делает возможным изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

-обеспечивает компактность, минимальность измерительных процедур и оптимальность включения их в образовательный процесс.

Вопросы для самоконтроля и задания к самостоятельной работе

Базовый уровень

Вопросы:

1. Какие виды мониторинга необходимо использовать в дошкольном образовательном учреждении?

2. Какие методы используются при проведении мониторинговых процедур с детьми?

Задания:

1.Разработайте систему мониторинговых процедур по определению уровня развития любознательности детей, на основе материалов пособия «Мониторинг в детском саду» С.-П., 2012г.

Повышенный уровень.

Вопросы:

1. В чем состоит участие в проведении мониторинга личностного развития ребенка дошкольного возраста принимают специалисты дошкольного образовательного учреждение (организации)? Сопоставьте методы и приемы мониторинга используемые воспитателями и узкими специалистами.

2. В чем состоит необходимость проведения мониторинговых процедур в детском саду с позиций федеральных требований к результатам дошкольного образования.

Задания

1. Подберите комплекс методов мониторинга, с помощью которых можно определить уровень развития одного из интегративных качеств детей (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками.

2. Составьте мини-проект по теме «Организация системы текущего мониторинга в детском саду»

Литература

Нормативные документы:

1.Закон РФ «Об образовании» // http// минобрнауки.рф//документы/884

2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования // http// www. rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.

3.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http// www. rg.ru/2011/11/21/programma-doshk.- dok.html.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// http://sdandart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

5.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении// http:// www. rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.- dok.html

6.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // http:// nasha-novayashkola.ru/.

7.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы// http:// www. rg.ru/2011/03/09/obrasovanie-site- dok.html.

8.http://deti.kurganobl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=315 национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы

9. http://www.fstec.ru/index.php/ru/kadrovoe-obespechenie/protivodejstvie-korruptsii/48-kadrovoe-obespechenie/protivodejstvie-korruptsii/dokumenty-po-profilaktike-korruptsionnykh-pravonarushenij/inye/125-tipovoe-polozhenie-ot-18-fevralya-2010-g-n-647p-p16-tipovoe-polozhenie-ot-18-fevralya-2010-g-n-647p-p16 Типовое положение от 18 февраля 2010 г. N 647п-П16

10. http://www.rg.ru/2012/11/06/perm-proekt-obrazovanie-reg-dok.html Проект концепции долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы"

11. http://ipk74.ru/virtualcab/norm/doshkolnoe-obrazovanie/edinaya-ramochnaya-koncepciya-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования

Электронные учебники:

http://fictionbook.ru/author/natalya_viktorovna_miklyaeva/doshkolnaya_pedagogika_teoretiko_metodic/read_online.html?page=1 Н. Микляева, Ю. Микляева. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений

http://nashaucheba.ru/v58625/бабунова_т.м._дошкольная_педагогика_-_педагогика_развития Бабунова Т.М. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ. Магнитогорск: МаГУ, 2004

http://nashaucheba.ru/v42339/козлова_с.а.,_куликова_т.а._дошкольная_педагогика Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

http://nashaucheba.ru/v62073/ядэшко_в.и.,_сохин_ф.а._ред._дошкольная_педагогика "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. "Просвещение", Москва, 1978 г.

http://rudocs.exdat.com/navigate/index-62852.html Е. А. Лобанова. Дошкольная педагогика. Учебно-методическое пособие. Балашов 2005

http://www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya.html Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. § 3. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса

ПРИКЛАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

http://lib.podelise.ru/docs/1725/index-2329.html?page=2#306042 Проект Образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №404» г. Перми

Основная литература:

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.:Питер, 2013.- 464 с.:ил.

5. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие/-.М.:ФЛИНТА:НОУВПО»МПСИ», 2012 -256 с.

3. Бабунова Е.С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / М., СФЕРА, 2007.- 246с.

 

Дополнительная литература:

1.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-изд, испр и доп./ Болотина Л.Р., Баранов С.П. Комарова Т.С. – М.: Академический проект; культура, 2005 и- 2040 с.

2.Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие / Буре Р.С. – С. Пб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца.-3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1981.- 176 с., ил.

3.Ветлугина Н.А. и др. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред Ветлугиной Н.А. – М.: Просвещение, 1985 – 207 с.

4.Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред Л.А. Венгера – М.: ИНТОР, 1996 – 128с.

5.Ворошнина Л.В. Художественно-творческое и познавательно-речевое развитие гиперактивных детей в дошкольном образовательном учреждении. учеб.пособие/- Перм.гос.пед.унт.-Пермь, 2012.-339с/

6. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования: материалы региональной научно-практической конференции (Добрянка, 24 февраля 2010) /отв. За вып. М.В. Грибанова. – Добрянка, 2010.

7.Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч./ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.: Просвещение,1988.

8.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение /Р.С. Жуковская - М.: Просвещение, 1975.

9.Князева Л.П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду. Учебное пособие по спецкурсу. – Пермь. 1984.-С. 27-60.

10.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Просвещение, 1985. –С. 39-89.

11.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб пос для студ сред пед учеб завед./ Козлова С.А., Куликова Т.А. – М.: Академия -1998, 2002- 432с

12.Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении./ В.А. Петровский, Л.М. Кларина и др. //Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов.- М., 1996.

13.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед.училищ по спец.2002 и 2010 /Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой.-М., Просвещение, 1979.- 272с.

14.Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации./ С.Л. Новоселова - М., 1995.

15.Коломийченко Л.В.Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр./ Л.В.Коломийченко:Перм.гос.пед.унт.-Пермь, 2008.-154с.

17.Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады /История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1987.

18.Токаева Т.Э. Мир физической культуры дошкольника: учеб.пособие/- Перм.гос.пед.унт.-Пермь, 2006.-156с.

19.Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца.-3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1981.- 176 с.,ил.

20.Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1988 – 192 с.

21.Умственное воспитание детей дошкольного возраста/под. Ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина.-М., Просвещение, 1984.-207с.

22.Шебеко В.П., Карманова Л.В. и др. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М., 2011. - 204 с.

 


Литература

Нормативные документы:

1.Закон РФ «Об образовании» // http// минобрнауки.рф//документы/884

2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования // http// www. rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.

3.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http// www. rg.ru/2011/11/21/programma-doshk.- dok.html.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// http://sdandart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

5.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении// http:// www. rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.- dok.html

6.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // http:// nasha-novayashkola.ru/.

7.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы// http:// www. rg.ru/2011/03/09/obrasovanie-site- dok.html.

8.http://deti.kurganobl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=315 национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы

9. http://www.fstec.ru/index.php/ru/kadrovoe-obespechenie/protivodejstvie-korruptsii/48-kadrovoe-obespechenie/protivodejstvie-korruptsii/dokumenty-po-profilaktike-korruptsionnykh-pravonarushenij/inye/125-tipovoe-polozhenie-ot-18-fevralya-2010-g-n-647p-p16-tipovoe-polozhenie-ot-18-fevralya-2010-g-n-647p-p16 Типовое положение от 18 февраля 2010 г. N 647п-П16

10. http://www.rg.ru/2012/11/06/perm-proekt-obrazovanie-reg-dok.html Проект концепции долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы"

11. http://ipk74.ru/virtualcab/norm/doshkolnoe-obrazovanie/edinaya-ramochnaya-koncepciya-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования

Электронные учебники:

http://fictionbook.ru/author/natalya_viktorovna_miklyaeva/doshkolnaya_pedagogika_teoretiko_metodic/read_online.html?page=1 Наталья Микляева, Юлия Микляева. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений

http://nashaucheba.ru/v58625/бабунова_т.м._дошкольная_педагогика_-_педагогика_развития Бабунова Т.М. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ. Магнитогорск: МаГУ, 2004

http://nashaucheba.ru/v42339/козлова_с.а.,_куликова_т.а._дошкольная_педагогика Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

http://nashaucheba.ru/v62073/ядэшко_в.и.,_сохин_ф.а._ред._дошкольная_педагогика "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. "Просвещение", Москва, 1978 г.

http://rudocs.exdat.com/navigate/index-62852.html Е. А. Лобанова. Дошкольная педагогика. Учебно-методическое пособие. Балашов 2005

http://www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya.html Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. § 3. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса

ПРИКЛАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

http://lib.podelise.ru/docs/1725/index-2329.html?page=2#306042 Проект Образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №404» г. Перми

Основная литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.:Питер, 2013.- 464 с.:ил.

2. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие/-.М.:ФЛИНТА:НОУВПО»МПСИ», 2012 -256 с.

3. Бабунова Е.С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / М., СФЕРА, 2007.- 246с.

 

Дополнительная литература:

1.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-изд, испр и доп./ Болотина Л.Р., Баранов С.П. Комарова Т.С. – М.: Академический проект; культура, 2005 и- 2040 с.

2.Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие / Буре Р.С. – С. Пб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца.-3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1981.- 176 с.,ил.

3.Ветлугина Н.А. и др. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред Ветлугиной Н.А. – М.: Просвещение, 1985 – 207 с.

4.Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред Л.А. Венгера – М.: ИНТОР, 1996 – 128с.

5.Ворошнина Л.В.Художественно-творческое и познавательно-речевое развитие гиперактивных детей в дошкольном образовательном учреждении. учеб.пособие/- Перм.гос.пед.унт.-Пермь, 2012.-339с

6.Грибанова М.В. Проектирование??????

7.Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч./ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.:Просвещение,1988.

8.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение /Р.С. Жуковская - М.: Просвещение, 1975.

9.Князева Л.П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду. Учебное пособие по спецкурсу. –Пермь. 1984.-С. 27-60.

10.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Просвещение, 1985. –С. 39-89.

11.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб пос для студ сред пед учеб завед./ Козлова С.А., Куликова Т.А. – М.: Академия -1998, 2002- 432с

12.Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении./ В.А. Петровский, Л.М. Кларина и др. //Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов.- М., 1996.

13.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед.училищ по спец.2002 и 2010 /Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой.-М., Просвещение, 1979.- 272с.

14.Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации./ С.Л. Новоселова - М., 1995.

15.Коломийченко Л.В.Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр./ Л.В.Коломийченко:Перм.гос.пед.унт.-Пермь, 2008.-154с.

17.Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады /История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1987.

18.Токаева Т.Э. Мир физической культуры дошкольника: учеб.пособие/- Перм.гос.пед.унт.-Пермь, 2006.-156с.

19.Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца.-3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1981.- 176 с.,ил.

20.Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1988 – 192 с.

21.Умственное воспитание детей дошкольного возраста/под. Ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина.-М., Просвещение, 1984.-207с.

22.Шебеко В.П., Карманова Л.В. и др. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М., 2011. 204с.


Научное издание

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: