Первая группа. Ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом, применяют его на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.
Вторая группа. Учащиеся в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики первой группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Нуждаются в активизирующей и организующей помощи учителя.
Третья группа. Ученики, которые с трудом усваивают программный материал. Им необходимы разнообразные виды помощи: словесно-логическая, наглядная, предметно-практическая.
Обучающиеся с РАС
Адекватно оценивайте реальный эмоциональный возраст ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Помните, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.
Приемы работы с обучающимися с РАС[1]:
ü моделирование;
ü натуралистические (природные) стратегии обучения;
ü стратегия «Обучение сверстниками»;
ü структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку;
|
|
ü стратегия управления собственным поведением, самоуправление;
ü стратегия «Социальные истории»;
ü стратегия «Игровое время»;
ü коммуникативная система обмена изображениями.
Обучающийся с РАС может испытывать трудности с восприятием информации на слух. Ему сложно понять объяснения учителя и включиться в общую дискуссию в классе.
Важно
Дайте ребенку наглядную опору. Дублируйте записи, сделанные на доске во время объяснения, в тетради ученика. Нарисуйте схему, план, которые помогут ученику с РАС понять, усвоить, запомнить новый урок.
Разрешите ученику с РАС при выступлении на уроке использовать подготовленные записи в тетради. Не требуйте рассказать подготовленный доклад (как от других учеников), позвольте прочесть его.
Детям с РАС сложно удерживать последовательность операций при решении задач. Предложите им алгоритм решения, схему в виде карточки.
Если ребенок с трудом выражает мысли, помогите ему при ответе у доски (выступлении). Предложите ученику составить план ответа в виде вопросов или рисунков. Учащийся делает это дома в процессе подготовки к уроку.
Варианты дидактических средств по разным учебным предметам [2].
Предмет | Индивидуальные средства |
Математика | Схемы, справочные таблицы по пройденному материалу. Например, таблица сложения, таблица умножения. Карточки с формулами. Образец решения (при решении типовых задач, уравнений). Пошаговая инструкция решения задачи. Линейка и калькулятор. |
Русский язык | Схемы, справочная таблица по пройденному материалу. Подробный план (вопросы или рисунки) при написании изложений и сочинений. |
Литература | Планы ответов, конкретные вопросы, подсказки в виде рисунков для устных ответов. |
История | Планы ответов, использование учебного материала при ответе: записей в тетради, атласа и учебника. Даты основных событий (справочная таблица). |
Информатика | Использование записей в тетради при ответе, подробный алгоритм действий при работе за компьютером, подсказки названий инструментов работы, редактирования (рисунка, текста). |
Английский язык | Англо-русский словарь, справочные таблицы по пройденному материалу, подсказки в виде рисунков для устных ответов и заучивания слов |
|
|
Слабовидящие обучающиеся и дети с функциональными нарушениями зрения
Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования.
Если у ребенка нет светобоязни и ему нужно дополнительное освещение, осветите рабочее место настольной лампой с регулятором степени освещенности. Количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика.
Если у учащегося сильная светобоязнь, посадите его спиной к окну или закройте окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, посадите ребенка так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
Когда ребенок с нарушением зрения пишет, следите за его осанкой. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения необходимо использовать подставки.
Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15–20 минут непрерывной работы.
Важно
Помните, что темп письма и чтения слабовидящего обучающегося ниже, чем нормально видящих сверстников. Это необходимо учитывать при оценивании.
На уроках математики используйте компенсаторные механизмы памяти (устный счет).
Речь учителя должна быть выразительной и точной. Проговаривайте все, что делаете.
Словарную работу проводите на каждом уроке, а не только на уроках родного языка. Это важно, т. к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который связан с обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.
Работу по обучению ориентировке в пространстве ведите на всех уроках, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Например, при работе с книгой, планом, на уроках по изобразительному искусству и физической культуре. Используйте все сохраненные и нарушенные анализаторы.
Рекомендации учителю по использованию наглядности
при работе с учащимися с нарушением зрения
1. Необходимо использовать различные виды наглядности, способствующей охране зрения, развитию зрительных функций и коррекции познавательной деятельности:
- изобразительную (репродукции, иллюстрации);
- экранную (кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, диафильмы, телепередачи);
- натуральные предметы.
2. Учитывать, что зрительный дефект оказывает влияние на процесс восприятия зрительной информации:
- при пигментной дегенерации сетчатки, атрофии зрительного нерва наблюдается снижение скорости восприятия;
- при катарактах зрительное восприятие осуществляется более эффективно вдали от источника света;
- при глаукоме качество восприятия зависит в значительной степени от близости естественного или искусственного источника света;
- при скотомах имеет место частичное выпадение поля зрения на различных участках;
- при косоглазии затрудняется динамичность восприятия;
|
|
- при близорукости наступает быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии, боли в глазах, в области лба и висков, что отрицательно сказывается на длительности восприятия;
- при дальнозоркости напряженная зрительная работа вызывает зрительное утомление, которое появляется виде головной боли, тяжести в глазах, иногда имеет место головокружение, очертания предъявляемой зрительной информации сливаются, становятся неясными;
- при астигматизме отмечаются трудности определения расстояния между предметами, а также, какой из них находится дальше, какой ближе, при этом искажается восприятие контуров самих предметов, и соответственно их изображение воспринимается глазом не четко.
3. Необходимо соблюдать требования к качеству изобразительной наглядности, используемой на уроке и условия и их экспонирования:
- четкое изображение действующих лиц и предметов окружающей обстановки;
- отсутствие мелких деталей;
- небольшое количество действующих лиц;
- преимущественное использование цветовой гаммы, облегчающей зрительное восприятие (желтый, зеленый, коричневый и их оттенки);
- использование иллюстраций и репродукций оптимальных размеров (10х10 см; 20х30 см);
- соблюдение определенного расстояния от глаз до изобразительной наглядности;
- рациональное сочетание словесного объяснения и показ изображений;
- оптимизация условий восприятия посредством применения специальных устройств, увеличения степени освещения, использования подставок для книг
Важно помнить:
- на качество восприятия учащимися с нарушением зрения зрительной информации вообще и изобразительной наглядности в частности решающее влияние оказывает не острота зрения и клиническая форма заболевания глаз, а степень сформированности у учащихся обобщенных способов восприятия этой наглядности;
- лучше использовать иллюстрации к произведению, чем репродукции картин;
|
|
- используемые иллюстрации, должны соответствовать содержанию текста;
- поверхность изображения должна быть матовой, так как глянцевая создает блики, вызывающие быстрое утомление зрения;
- в изображении должны быть соблюдены пропорции в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- если изображение на картине недостаточно четкое, размытое и сливается с фоном, необходимо прорисовать контуры объектов и их детали;
- во время рассматривания картины дети могут подходить к ней для того, чтобы иметь возможность рассмотреть все детально;
- для оптимальной зрительной работы важно, чтобы демонстрируемая картина была хорошо освещена; свет должен падать слева и сверху;
- для лучшего зрительного восприятия картина должна демонстрироваться на контрастном фоне;
- учителю необходимо использовать указку для обведения объектов на картине, детализации изображенного, при этом кончик указки должен быть окрашен в яркий контрастный цвет.
4. При применении технических средств обучения необходимо
- соблюдение светового режима;
- рациональное сочетание демонстрации отрывков кинофильма, диапозитивов с объяснением учителя и опросом;
- соблюдение определенного расстояния от глаз до экрана;
- скорость подачи кадра;
- длительность просмотра ТСО учащимися с различными нарушениями зрительных функций и острота зрения.