Как формировать группы?

            Первая группа. Ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом, применяют его на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.

       Вторая группа. Учащиеся в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики первой группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Нуждаются в активизирующей и организующей помощи учителя.

       Третья группа. Ученики, которые с трудом усваивают программный материал. Им необходимы разнообразные виды помощи: словесно-логическая, наглядная, предметно-практическая.

Обучающиеся с РАС

Адекватно оценивайте реальный эмоциональный возраст ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Помните, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

Приемы работы с обучающимися с РАС[1]:

ü моделирование;

ü натуралистические (природные) стратегии обучения;

ü стратегия «Обучение сверстниками»;

ü структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку;

ü стратегия управления собственным поведением, самоуправление;

ü стратегия «Социальные истории»;

ü стратегия «Игровое время»;

ü коммуникативная система обмена изображениями.

Обучающийся с РАС может испытывать трудности с восприятием информации на слух. Ему сложно понять объяснения учителя и включиться в общую дискуссию в классе.

Важно

Дайте ребенку наглядную опору. Дублируйте записи, сделанные на доске во время объяснения, в тетради ученика. Нарисуйте схему, план, которые помогут ученику с РАС понять, усвоить, запомнить новый урок.

Разрешите ученику с РАС при выступлении на уроке использовать подготовленные записи в тетради. Не требуйте рассказать подготовленный доклад (как от других учеников), позвольте прочесть его.

Детям с РАС сложно удерживать последовательность операций при решении задач. Предложите им алгоритм решения, схему в виде карточки.

Если ребенок с трудом выражает мысли, помогите ему при ответе у доски (выступлении). Предложите ученику составить план ответа в виде вопросов или рисунков. Учащийся делает это дома в процессе подготовки к уроку.

Варианты дидактических средств по разным учебным предметам [2].

Предмет Индивидуальные средства
Математика   Схемы, справочные таблицы по пройденному материалу. Например, таблица сложения, таблица умножения. Карточки с формулами. Образец решения (при решении типовых задач, уравнений). Пошаговая инструкция решения задачи. Линейка и калькулятор.
Русский язык   Схемы, справочная таблица по пройденному материалу. Подробный план (вопросы или рисунки) при написании изложений и сочинений.
Литература   Планы ответов, конкретные вопросы, подсказки в виде рисунков для устных ответов.
История   Планы ответов, использование учебного материала при ответе: записей в тетради, атласа и учебника. Даты основных событий (справочная таблица).
Информатика Использование записей в тетради при ответе, подробный алгоритм действий при работе за компьютером, подсказки названий инструментов работы, редактирования (рисунка, текста).
Английский язык   Англо-русский словарь, справочные таблицы по пройденному материалу, подсказки в виде рисунков для устных ответов и заучивания слов

 

 

Слабовидящие обучающиеся и дети с функциональными нарушениями зрения

Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования.

Если у ребенка нет светобоязни и ему нужно дополнительное освещение, осветите рабочее место настольной лампой с регулятором степени освещенности. Количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика.

Если у учащегося сильная светобоязнь, посадите его спиной к окну или закройте окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, посадите ребенка так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

Когда ребенок с нарушением зрения пишет, следите за его осанкой. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения необходимо использовать подставки.

Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15–20 минут непрерывной работы.

Важно

Помните, что темп письма и чтения слабовидящего обучающегося ниже, чем нормально видящих сверстников. Это необходимо учитывать при оценивании.

На уроках математики используйте компенсаторные механизмы памяти (устный счет).

Речь учителя должна быть выразительной и точной. Проговаривайте все, что делаете.

Словарную работу проводите на каждом уроке, а не только на уроках родного языка. Это важно, т. к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который связан с обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.

Работу по обучению ориентировке в пространстве ведите на всех уроках, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Например, при работе с книгой, планом, на уроках по изобразительному искусству и физической культуре. Используйте все сохраненные и нарушенные анализаторы.

Рекомендации учителю по использованию наглядности
при работе с учащимися с нарушением зрения

       1. Необходимо использовать различные виды наглядности, способствующей охране зрения, развитию зрительных функций и коррекции познавательной деятельности:

       - изобразительную (репродукции, иллюстрации);

       - экранную (кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, диафильмы, телепередачи);

       - натуральные предметы.

       2. Учитывать, что зрительный дефект оказывает влияние на процесс восприятия зрительной информации:

       - при пигментной дегенерации сетчатки, атрофии зрительного нерва наблюдается снижение скорости восприятия;

       - при катарактах зрительное восприятие осуществляется более эффективно вдали от источника света;

       - при глаукоме качество восприятия зависит в значительной степени от близости естественного или искусственного источника света;

       - при скотомах имеет место частичное выпадение поля зрения на различных участках;

- при косоглазии затрудняется динамичность восприятия;

       - при близорукости наступает быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии, боли в глазах, в области лба и висков, что отрицательно сказывается на длительности восприятия;

       - при дальнозоркости напряженная зрительная работа вызывает зрительное утомление, которое появляется виде головной боли, тяжести в глазах, иногда имеет место головокружение, очертания предъявляемой зрительной информации сливаются, становятся неясными;

       - при астигматизме отмечаются трудности определения расстояния между предметами, а также, какой из них находится дальше, какой ближе, при этом искажается восприятие контуров самих предметов, и соответственно их изображение воспринимается глазом не четко.

       3. Необходимо соблюдать требования к качеству изобразительной наглядности, используемой на уроке и условия и их экспонирования:

       - четкое изображение действующих лиц и предметов окружающей обстановки;

       - отсутствие мелких деталей;

       - небольшое количество действующих лиц;

       - преимущественное использование цветовой гаммы, облегчающей зрительное восприятие (желтый, зеленый, коричневый и их оттенки);

- использование иллюстраций и репродукций оптимальных размеров (10х10 см; 20х30 см);

       - соблюдение определенного расстояния от глаз до изобразительной наглядности;

       - рациональное сочетание словесного объяснения и показ изображений;

       - оптимизация условий восприятия посредством применения специальных устройств, увеличения степени освещения, использования подставок для книг

Важно помнить:

       - на качество восприятия учащимися с нарушением зрения зрительной информации вообще и изобразительной наглядности в частности решающее влияние оказывает не острота зрения и клиническая форма заболевания глаз, а степень сформированности у учащихся обобщенных способов восприятия этой наглядности;

       - лучше использовать иллюстрации к произведению, чем репродукции картин;

       - используемые иллюстрации, должны соответствовать содержанию текста;

       - поверхность изображения должна быть матовой, так как глянцевая создает блики, вызывающие быстрое утомление зрения;

- в изображении должны быть соблюдены пропорции в соответствии с соотношениями реальных объектов;

       - если изображение на картине недостаточно четкое, размытое и сливается с фоном, необходимо прорисовать контуры объектов и их детали;

       - во время рассматривания картины дети могут подходить к ней для того, чтобы иметь возможность рассмотреть все детально;

       - для оптимальной зрительной работы важно, чтобы демонстрируемая картина была хорошо освещена; свет должен падать слева и сверху;

       - для лучшего зрительного восприятия картина должна демонстрироваться на контрастном фоне;

       - учителю необходимо использовать указку для обведения объектов на картине, детализации изображенного, при этом кончик указки должен быть окрашен в яркий контрастный цвет.

       4. При применении технических средств обучения необходимо

       - соблюдение светового режима;

       - рациональное сочетание демонстрации отрывков кинофильма, диапозитивов с объяснением учителя и опросом;

       - соблюдение определенного расстояния от глаз до экрана;

       - скорость подачи кадра;

       - длительность просмотра ТСО учащимися с различными нарушениями зрительных функций и острота зрения.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: