Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Соблюдайте двигательный режим ученика. Фиксируйте его в специальном стуле, который удерживает вертикальное положение ребенка сидя или стоя. Применяйте утяжелители для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги) или другую учебную деятельность (например, чтение, т. к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки). Делайте обязательный перерыв на физкультминутку.

В каждый урок желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию.

Примеры упражнений:

1. Положи ручку справа от тетради.

2. Найди сегодняшнюю дату на календаре.

Если у ребенка усиленное слюнотечение, напоминайте ему о том, что надо проглотить слюну. Это сформирует у него устойчивую привычку – контроль за слюнотечением.

Обращайте внимание на состояние эмоционально-волевой сферы, учитывайте его во время работы с учеником.

Например, детям с церебральным параличом свойственны повышенная тревожность, ранимость, обидчивость. Гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука, при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий. Тестовая форма заданий избавит ребенка от необходимости давать развернутый речевой ответ.

Слабослышащие обучающиеся

Советы педагогу:

ü давайте обучающимся с нарушениями слуха больше времени для выполнения заданий, особенно письменных, т. к. у них замедлен темп работы;

ü подавайте информацию так, чтобы обучающийся мог ее воспринимать обязательно с использованием зрения;

ü мотивируйте все новые слова конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой. Это нужно, чтобы незнакомые слова включились в активную речь детей;

ü отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий;

ü включайте обучающихся в диалог, обсуждайте их достижения;

ü убедитесь при смене видов деятельности или задания, что ребенок вас понял. Например, используйте прием «Повтори, что ты будешь делать», «Расскажи ребятам, что надо сделать»;

ü не допускайте повышенного уровня шума в классе. «Минуты молчания» – своеобразный отдых для слуха, они будут полезны всем учащимся;

ü повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз. Просите ребенка с нарушенным слухом повторять за учителем;

ü ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на размышления;

ü оказывайте оперативную помощь ребенку с нарушением слуха. Например, повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово, напишите всю фразу;

ü используйте площадь доски по максимуму. Выносите часть учебного материала/новый словарь на школьную доску. Иллюстративный материал поможет усвоить информацию;

ü разрешайте ребенку с нарушением слуха поворачиваться к говорящему. Это не нарушение дисциплины, а необходимость – зрительная поддержка восприятия звуковой информации.

Важно

Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога/полилога, обращайте внимание слабослышащего учащегося на говорящих. Дайте ему установку постоянно поворачиваться к ним лицом – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).

 

 

3. Как организовать взаимное обучение?

Взаимное обучение – это когда один ученик (обучающий) учит другого (учащегося) под наблюдением педагога.

Варианты названий методики: обучение при посредничестве сверстников, стратегии обучения с помощью сверстников (PALS), взаимное обучение в условиях класса, программы поддержки друзей, парное чтение и взаимная поддержка[3].

Взаимное обучение – эффективная стратегия повышения социальных контактов учеников с особыми потребностями и без. Оно повышает общую успеваемость в инклюзивных классах.

В качестве метода обучения лучше всего применять для развития навыков путем повторения или на этапе закрепления полученных навыков и знаний. Для этапа первоначального обучения он не подходит. Метод является дополнительным по отношению к другим методам обучения. Используйте его только в качестве инструмента углубления знаний учеников.

Важно

Формы применения взаимного обучения варьируйте в зависимости от возраста и уровня сформированности навыков у участников пар.

Варианты:

1. Более успешный обучающий учит менее успевающего учащегося примерно одного с ним возраста.

2. Обучающий старше учит учащегося (межвозрастное обучение).

3. Все ученики в классе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся (взаимное обучение в условиях класса).

Необходимо учитывать степень вовлеченности ученика в процесс обучения. Помните, что ученики с особыми образовательными потребностями (обычно с менее выраженными видами инвалидности), выступая в роли обучающих, повышают самооценку и добиваются успехов в учебе, если работают с младшими обучающимися.

При правильном применении взаимное обучение полезно:

ü для тех, кто учится – им уделяется больше индивидуального внимания, работа проходит на их уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений;

ü обучающих – они закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других;

ü педагога – вы повышаете уровень сотрудничества в классе, получаете время для индивидуальных занятий с другими учениками.

 

Как применять метод?

Тщательно спланируйте взаимное обучение. Наблюдайте за учениками, корректируйте их ошибки.

Важно

К каждойпаре добавьте наблюдателя, а потом меняйте роли всех трех участников. Наблюдатель будет оказывать помощь как обучающему, так и учащемуся. Отслеживайте прогресс учеников.

Разбивайте учеников на пары случайным образом, просите их меняться ролями в паре. Еженедельно назначайте новые пары.

Спланируйте обучение во времени. Например, 15–20 минут 3–4 дня в неделю в течение двух недель.

Используйте материалы, которые позволят самостоятельно исправить ошибки. Например, карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на заучивание.

Научите обучающих и учащихся, как:

- задавать вопросы;

- подавать подсказки;

- давать положительную обратную связь;

- исправлять ошибки;

- регистрировать процесс обучения.

Важно

При общеклассном взаимном обучении предложите парам соревноваться между собой. Ученики будут ежедневно зарабатывать очки, которые видны всем. Если вы используете такой подход, обязательно дайте каждой паре почувствовать себя победителями в чем-то.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: