Замашнюк Елена Вадимовна, канд. пед. наук, доцент кафедры тифлопедагогики, Института дефектологического образования и реабилитации
РГПУ им. Герцена
____________________________________________________________________________
Тема 3. Особенности работы педагога в условиях инклюзивного образования
1. Требования ФГОС к компетенциям учителя.
2. Как обучать детей с особыми образовательными потребностями?
3. Как организовать взаимное обучение?
Требования ФГОС к компетенциям учителя.
Требования к профессиональным компетенциям учителя устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
Педагогический работник должен обладать компетенциями:
1. Общекультурными:
- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
- использовать естественно-научные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
- к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
- к самоорганизации и самообразованию;
- использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;
- использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность.
2. Общепрофессиональными:
- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
- готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры; - готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
3. Профессиональными:
- готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
- способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
- способностью проектировать образовательные программы;
- способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся;
- способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
- способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп;
- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.
Как обучать детей с особыми образовательными потребностями?
При обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ можно использовать только те психолого-педагогические технологии, которые не наносят вред обучающимся.
Термины
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).
Психолого-педагогические технологии – одно из самых популярных и разрабатываемых направлений в педагогической науке. Его особенность в том, что новации, приемы, техники рождаются не за рабочим столом ученого, а в образовательной деятельности. Описание и систематизацию психолого-педагогических технологий можно найти в трудах В.П. Беспалько, М.М. Поташника, В.В. Гузеева, Т.И. Шамовой, М.М. Левиной, Г.К. Селевко и других отечественных ученых.
Для успешного применения технологий при работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью нужно:
ü разрабатывать адаптивные образовательные программы;
ü проводить междисциплинарные консилиумы специалистов;
ü выделять группы риска среди детей с ОВЗ и инвалидностью по различным видам дезадаптации;
ü оценивать особенности и уровень развития ребенка, выявлять причины и механизмы его проблем;
ü проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями и иными субъектами инклюзивного образовательного процесса.
В условиях инклюзии в классе могут одновременно обучаться нормативные дети, одаренные, с особыми образовательными потребностями. Для каждой из этих групп необходим свой арсенал приемов и техник, темп работы, форма выполнений задания, способ представления результатов.
Индивидуализация образования становится ведущим педагогическим подходом при инклюзивном образовании.
Необходимо подобрать педагогические приемы и техники, которые можно использовать на уроке. Изменения способов подачи содержания образования, отработки и модификации необходимо отразить в рабочей программе.
Как работать с детьми с ОВЗ?
Рассмотрим общие правила, которые педагог должен соблюдать, общаясь с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Советы для педагогов
| Когда делать? | Что делать? |
| В процессе обучения | - Давайте четкие однозначные указания. - Задания разъясняйте последовательно, поэтапно, не все сразу. - Учите выполнять задания последовательно, следуя алгоритму. - Приучайте повторять (проговаривать) инструкции к выполнению задания. - Организуйте показ (демонстрацию) уже выполненного задания. Например, решенная математическая задача, выполненный разбор слова по составу. |
| При организации учебной деятельности. | - Чередуйте учебный труд и физкультурные паузы. - Давайте дополнительное время для завершения задания. - Предоставляйте время для сдачи домашнего задания. - Используйте листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. - Практикуйте вербальные поощрения. - Позволяйте учащимся покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства. - Не фиксируйте незначительные поведенческие нарушения. - Соблюдайте особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование. - Учите проверять качество своей работы по ходу ее выполнения и по конечному результату. Одновременно развивайте потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. - Переключайте детей с одного вида деятельности на другой, разнообразьте виды занятий. Это поможет предупредить или снять быструю утомляемость. - Используйте красочный дидактический материал, вводите игровые моменты, чтобы поддерживать интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой. - Разговаривайте мягким доброжелательным тоном, проявляйте внимание к ученику, поощряйте его даже малейшие успехи. - Организуйте целенаправленные действия с дидактическими игрушками. - Повторяйте практические и умственные действия (многократно). - Применяйте наглядно-действенный показ способа действия, образца выполнения. - Предлагайте подражательные упражнения и дидактические игры. - Создайте условия для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, быту. - Используйте вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации, прямые, подсказывающие). |
| При оценке деятельности обучающихся | - Применяйте индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. - Акцентируйте внимание на хороших оценках. - Разрешайте переделать задание, с которым ученик не справился. - Проводите оценку переделанных работ. - Позвольте ученику провести самооценку. |
Важно
Уделяйте особое внимание урокам технологии, изобразительного искусства. На них значительное время занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, которая формирует обобщенные приемы умственной работы.
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ применяйте:
· сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус);
· круги разного цвета по звукам, карточки с буквами. Дети выполняют задание либо оценивают его правильность. Используйте карточки при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность в том, что сразу видна работа каждого ребенка;
· прием с различными цветовыми изображениями. Дети показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. Проследите, как меняется эмоциональное состояние ученика;
· «Дерево чувств» – предложите учащимся повесить на дерево яблоки разных цветов. Красного – если они чувствуют себя хорошо, комфортно. Зеленого – если ощущают дискомфорт;
· «Море радости» и «Море грусти» – предложите пустить кораблик по настроению. Применяйте при рефлексии урока;
· «Узелки на память» – составьте, запишите и вывесьте на доску основные моменты изучения темы, выводы, которые нужно запомнить. Используйте прием: в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для помощи при выполнении заданий;
· обозначение видов заданий или этапов урока картинками (символами, различными карточками). Ребенок прикрепляет картинку к этапу, который ему больше всего понравился и запомнился. Прием помогает детям актуализировать пройденный материал;
· восприятие материала на определенном этапе урока с закрытыми глазами. Используйте для развития слухового восприятия, внимания и памяти;
· разноуровневые задания. Разделите класс на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Группы меняются в зависимости от предмета. На уроках применяйте индивидуальные, парные, групповые формы работы.






