Как работать с детьми с ОВЗ?

Замашнюк Елена Вадимовна, канд. пед. наук, доцент кафедры тифлопедагогики, Института дефектологического образования и реабилитации

 РГПУ им. Герцена

____________________________________________________________________________

Тема 3. Особенности работы педагога в условиях инклюзивного образования

1. Требования ФГОС к компетенциям учителя.

2. Как обучать детей с особыми образовательными потребностями?

3. Как организовать взаимное обучение?

 

Требования ФГОС к компетенциям учителя.

Требования к профессиональным компетенциям учителя устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».

Педагогический работник должен обладать компетенциями:

1. Общекультурными:

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;

- использовать естественно-научные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;

- к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

- к самоорганизации и самообразованию;

- использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;

- использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность.

2. Общепрофессиональными:

- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;

- готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;

- владением основами профессиональной этики и речевой культуры; - готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

3. Профессиональными:

- готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

- способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса;

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;

- способностью проектировать образовательные программы;

- способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся;

- способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;

- способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;

- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп;

- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.

Как обучать детей с особыми образовательными потребностями?

При обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ можно использовать только те психолого-педагогические технологии, которые не наносят вред обучающимся.

Термины

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

Психолого-педагогические технологии – одно из самых популярных и разрабатываемых направлений в педагогической науке. Его особенность в том, что новации, приемы, техники рождаются не за рабочим столом ученого, а в образовательной деятельности. Описание и систематизацию психолого-педагогических технологий можно найти в трудах В.П. Беспалько, М.М. Поташника, В.В. Гузеева, Т.И. Шамовой, М.М. Левиной, Г.К. Селевко и других отечественных ученых.

Для успешного применения технологий при работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью нужно:

ü разрабатывать адаптивные образовательные программы;

ü проводить междисциплинарные консилиумы специалистов;

ü выделять группы риска среди детей с ОВЗ и инвалидностью по различным видам дезадаптации;

ü оценивать особенности и уровень развития ребенка, выявлять причины и механизмы его проблем;

ü проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями и иными субъектами инклюзивного образовательного процесса.

В условиях инклюзии в классе могут одновременно обучаться нормативные дети, одаренные, с особыми образовательными потребностями. Для каждой из этих групп необходим свой арсенал приемов и техник, темп работы, форма выполнений задания, способ представления результатов.

Индивидуализация образования становится ведущим педагогическим подходом при инклюзивном образовании.

Необходимо подобрать педагогические приемы и техники, которые можно использовать на уроке. Изменения способов подачи содержания образования, отработки и модификации необходимо отразить в рабочей программе.

 

Как работать с детьми с ОВЗ?

Рассмотрим общие правила, которые педагог должен соблюдать, общаясь с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Советы для педагогов

Когда делать? Что делать?
В процессе обучения - Давайте четкие однозначные указания. - Задания разъясняйте последовательно, поэтапно, не все сразу. - Учите выполнять задания последовательно, следуя алгоритму. - Приучайте повторять (проговаривать) инструкции к выполнению задания. - Организуйте показ (демонстрацию) уже выполненного задания. Например, решенная математическая задача, выполненный разбор слова по составу.
При организации учебной деятельности. - Чередуйте учебный труд и физкультурные паузы. - Давайте дополнительное время для завершения задания. - Предоставляйте время для сдачи домашнего задания. - Используйте листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. - Практикуйте вербальные поощрения. - Позволяйте учащимся покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства. - Не фиксируйте незначительные поведенческие нарушения. - Соблюдайте особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование. - Учите проверять качество своей работы по ходу ее выполнения и по конечному результату. Одновременно развивайте потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. - Переключайте детей с одного вида деятельности на другой, разнообразьте виды занятий. Это поможет предупредить или снять быструю утомляемость. - Используйте красочный дидактический материал, вводите игровые моменты, чтобы поддерживать интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой. - Разговаривайте мягким доброжелательным тоном, проявляйте внимание к ученику, поощряйте его даже малейшие успехи. - Организуйте целенаправленные действия с дидактическими игрушками. - Повторяйте практические и умственные действия (многократно). - Применяйте наглядно-действенный показ способа действия, образца выполнения. - Предлагайте подражательные упражнения и дидактические игры. - Создайте условия для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, быту. - Используйте вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации, прямые, подсказывающие).
При оценке деятельности обучающихся - Применяйте индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. - Акцентируйте внимание на хороших оценках. - Разрешайте переделать задание, с которым ученик не справился. - Проводите оценку переделанных работ. - Позвольте ученику провести самооценку.

 

Важно

Уделяйте особое внимание урокам технологии, изобразительного искусства. На них значительное время занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, которая формирует обобщенные приемы умственной работы.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ применяйте:

· сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус);

· круги разного цвета по звукам, карточки с буквами. Дети выполняют задание либо оценивают его правильность. Используйте карточки при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность в том, что сразу видна работа каждого ребенка;

· прием с различными цветовыми изображениями. Дети показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. Проследите, как меняется эмоциональное состояние ученика;

· «Дерево чувств» – предложите учащимся повесить на дерево яблоки разных цветов. Красного – если они чувствуют себя хорошо, комфортно. Зеленого – если ощущают дискомфорт;

· «Море радости» и «Море грусти» – предложите пустить кораблик по настроению. Применяйте при рефлексии урока;

·  «Узелки на память» – составьте, запишите и вывесьте на доску основные моменты изучения темы, выводы, которые нужно запомнить. Используйте прием: в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для помощи при выполнении заданий;

· обозначение видов заданий или этапов урока картинками (символами, различными карточками). Ребенок прикрепляет картинку к этапу, который ему больше всего понравился и запомнился. Прием помогает детям актуализировать пройденный материал;

· восприятие материала на определенном этапе урока с закрытыми глазами. Используйте для развития слухового восприятия, внимания и памяти;

· разноуровневые задания. Разделите класс на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Группы меняются в зависимости от предмета. На уроках применяйте индивидуальные, парные, групповые формы работы.




double arrow
Сейчас читают про: