1. Поликлиника.
2. Он лечит внутренние болезни.
3. Он лечит ухо, горло, нос.
39
4. Он лечит зубы.
5. Учреждение здравоохранения.
После прохождения темы "Разнообразие животного мира" была проведена
дидактическая игра "Да - нет".
Цель игры: уметь выделять основные признаки животных, учить детей
анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять
кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам;
учить детей работать в группе.
Я разделила детей на 4 группы. Загадала для каждой группы животное.
Детям предоставлялось 5 попыток. Дети задавали вопросы, на которые я
отвечала только словами "да" или "нет". Команды задавали вопросы по
очереди. Например: Животное — лось.
Вопросы детей: Ответы учителя:
Это насекомое? Нет.
Это зверь? Да.
Он живет в наших лесах? Да.
Он хищный? Нет.
Он травоядный? Да.
У него длинный хвост? Нет.
Он быстро бегает? Да.
Это лось? Да.
Подобная работа проводилась так же по темам: «Растения», «Комнатные
растения» и т.д.
|
|
При изучении темы «Комнатные растения» я с ребятами провела игру:
«Найди, о чём расскажу»
Цель игры: найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие: угадывание растений по названным признакам.
Правило: называть отгадку можно только по моей просьбе.
Оборудование: комнатные растения расставлены на столе перед
учащимися.
40
Ход игры: я подробно описываю растение, его характерные признаки.
Учащиеся отгадывают его и по моей просьбе показывают. Если дети не
справляются с заданием, то я им помогаю.
Комнатные растения
1. Аспарагус плюмозус /перистый/. Полувьющееся растение в виде
пышного куста с длинными ветвящимися стеблями, покрытыми мягкими,
нежными игловидными кладодиями, которые располагаются мутовкой.
Стебли с редкими, обращёнными вниз шипами. Растение покрывается
мелкими белыми цветочками.
2. Бальзамин султанский / «огонёк»/.
Ванюша –Ванёк, Рубашка – кумач.
Рубашонка – огонёк. Носи, да не плачь
3. Глоксиния. У неё имеются короткие травянистые стебли о крупные
овальные листья тёмно-зелёного цвета. Край листа с небольшими
округлыми зубчиками. Цветки крупные, похожи на колокольчики, сидят
по одиночке на ломких цветоножках. Окраска венчика разнообразная:
белая, розовая, фиолетовая, у многих сортов двух- или трёхцветная.
4. Кактус.
Зелёный комок Есть и булавки,
В серединке промок. Есть и канавки,
А глянуть снаружи – Всюду добавки
То шире, то уже, И бородавки.
5. Традесканция зебровидная. У растения свисающие травянистые
стебли. На верхней стороне листа две широкие продольные серебристые
полоски.
6. Фикус. Вечнозелёное комнатное деревце с крупными удлинённо-
|
|
эллиптическими цельными кожистым и блестящими листьями.
7. Плющ восковой. Лазающее растение с длинными тонкими побегами,
на которых расположены блестящие, толстые, кожистые листья овальной
формы.
41
При изучении темы «Какие бывают растения» проводилась игра: «Угадай
по описанию»
Дидактическая задача: необходимо было найти предметы по
перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск предмета по загадке-описанию.
Оборудование: иллюстрации отгадываемых растений и животных. По
перечисленным признакам и описаниям учащиеся должны угадать объект.
Ход игры: Описание я читала в довольно медленном темпе, так чтобы
обучающиеся смогли увидеть и рассмотреть всё то, о чём я им говорила.
Дети работали индивидуально, записывая предметы под номерами каждый
в свою тетрадь. Можно предложить работу и в группах. Каждой группе
даётся описание одного или нескольких объектов и по картинкам на доске
они должны догадаться о чём идёт речь.
1. Это самое родное для каждого человека, живущего в нашей стране
гражданина, дерево. Его можно назвать символом России. Красавица эта,
белоствольная с зелёными кудрями. /берёза/
2. Это громадное дерево до 40м высотой. У него толстый ствол с
извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что
стоит русский богатырь. Древние люди считали это дерево магическим и
приносили ему жертвы. /дуб/
3. Это аккуратное, изящное дерево. Издали оно похоже на наконечник
огромной, нацеленной в небо пики - – так прям её ствол. Дерево не
требовательно к свету и может хоть всю жизнь расти в тени более рослых
деревьев. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а меняет их постепенно
в течении нескольких лет. /ель/
4. Любимое место этого дерева – берега рек и прудов. Оно так и
тянется к воде, склоняя над ней в глубоком поклоне свои «плакучие»
ветки. Эти ветки такие гибкие, что местные люди плетут из них корзины.
Дерево укрепляет берега каналов и водохранилищ, откосы плотин. /ива/
42
5. У этого дерева высокий, стройный ствол и длинная голубоватая хвоя.
Оно одаривает сибиряков вкусными и очень питательными орешками.
/кедр/
6. Дерево очень неприхотливо к условиям, хорошо растёт как в тени,
так и на скудных почвах. Осенью никто не может с ним сравниться по
красоте. Листья у него красные, жёлтые, багряные, зелёные, оранжевые.
/клён/
7. Главные владения этого дерева – Сибирь. Как и других хвойных, у
неё вместо листьев хвоинки. Правда, хвоинки не колючие, а мягкие,
словно - шелковистые. На зиму они опадают. /лиственница/
8. Листья этого дерева осенью не меняет свою окраску. Какими
зелёными они были летом, такими и опадают осенью. Окраска древесины –
светлая, почти белая. Но стоит дерево срезать, как срез на глазах начинает
краснеть На его корнях образуются клубеньки, способные усваивать азот
из воздуха. /ольха/
9. Настоящая красота дерева раскрывается в конце лета – начале осени,
когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на
фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно
румяная невеста. /рябина/
10. Это дерево садов и городских бульваров. В его изящной густой
кроне красиво переливаются свет и тени. Листва на ветках расположена
как бы слоями. Листья у этого дерева сердцевидной формы. Главное в нём
– красота и её нежные клейкие листочки, её сладкие ароматные цветы
летом, её золотое убранство осенью. /липа/
Для проведения игр - соревнований мной часто применяется
интерактивная система мониторинга знаний Votum. Возможности этой
системы велики: при проведении мониторинга уровня усвоения изученной
темы можно провести тестирование двух видов: с выбором правильного
|
|
ответа и соотнесением двух категорий.
43
При изучении темы «Про воду» мной была подготовлена и проведена
дидактическая игра в форме веб – квеста «Мировой океан».
Технологическая карта приведена в Приложении 6. Цель игры:
сформировать представление о Мировом океане, показать его роль в
формировании природы всей Земли и в жизни человека. Для проведения
игры использовались персональные ноутбуки для каждой группы,
мультимедийный проектор, также интерактивная система мониторинга
Votum. В ходе игры ученики совершили путешествия по морям и океанам,
«заглянули» в страны, где сложилась сложная экологическая обстановка.
Результатом игры стали памятки «Берегите воду!» и коллаж, выполненный
учениками.
При изучении темы «Какие бывают животные» была проведена игра
«Птичий марафон» (Приложение 7).
2.3. Опpeделение эффективнocти пpoделанной paботы в aктивизaции