Разработка программы социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с детьми и учреждения, в которые могут обратиться категория малообеспеченные семьи

Программа социальной помощи – это видимость решения проблемы, помощь членам семьи.

Многие семьи, получившие неудачный опыт улучшения своего трудного положения, боятся вновь подвергнуть себя риску. Вместо этого они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса со временем становится для них нормой, они перестают проявлять собственную инициативу. Семьи учатся по-своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно.

Во многих случаях работы в семьях группы риска, испытывающих материальные затруднения, специалисты и общественные организации, которые приходят в семью для оказания помощи, выполняют роль «работника». Заключается это в том, что члены семьи перекладывают заботу друг о друге, о детях на специалистов извне, так как жить без контроля со стороны они не могут, занимая пассивную позицию и предоставляя специалистам право самим находить выход из трудного положения их семьи. Это приводит к иждивенчеству, стремлению обвинять в своих бедах общество, маскируя при этом реальное положение дел в семье и собственное ничегонеделание.

Объектом программы является малообеспеченная семья.

Субъект - специалисты по социальной работе.

Цель программы - создание системы для организации работы с малообеспеченными семьями.

Принципы: объективность; реальность; конкретность; доверие.

Условия проведения:

-работа проводится по месту жительства, в общеобразовательной школе и в учреждении культуры.

-социальный работник организует посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий, по заключению которого семье может быть предложено, обратиться в КЦСО или в какую-либо другую организацию с целью получения необходимой социальной помощи.

Основные формы работы с малообеспеченными семьями:

1. Социально-бытовые:

- предоставление временного проживания

- обеспечение бесплатным питанием

- обеспечение одеждой и обувью по сезону

- обучение детей навыкам самообслуживания

- обеспечение мягким инвентарем и канцелярскими принадлежностями;

2. Социально-медицинские:

- проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки

- организация лечебно-оздоровительных мероприятий

- содействие в предоставлении нуждающимся семьям услуг оздоровления и их направления на санаторно-курортное лечение

- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования в рамках программ медицинских гарантий, оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях

- оказание квалифицированного консультирования

- содействие по обеспечению по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения

3. Социально-психологические:

- социально-психологическое и психологическое консультирование

- психотерапевтическая помощь

- психологические тренинги

- экстренная психологическая помощь

- социально-психологический патронаж;

4. Социально-правовые:

- оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки

- содействие в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание

- оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав.

5. Социально-педагогические:

- социально-педагогическое консультирование

- организация обучения детей и подростков по школьной программе

- организация досуга

- организация профориентации, профессионального обучения и трудоустройства.

Можно отметить, что в работе с малообеспеченными семьями отсутствует система мер, направленных на содействие в решении проблем семей, на повышение активности и инициативности всех членов семей в улучшении своего материального положения собственными силами.

Так же можно выделить виды возможной работы с малообеспеченными семьями:

- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав;

- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

- организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

- оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;

- трудоустройство несовершеннолетних;

- оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.

Основные формы и методы работы с малообеспеченной семьёй: оказание материальной помощи; индивидуальные беседы, консультации, лекции для детей и родителей; социальный патронаж; групповые формы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Работа с малообеспеченными семьями в основном осуществляется органами социальной защиты, а также образовательными учреждениями, где изучается контингент учащихся, выявляются дети из семей данной категории и им оказывается своевременная разного рода помощь. Внедрение данной технологии предполагает своевременное выявление нуждающихся семей и оказание им необходимой поддержки.

 

 

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было мало заметно.

В современных условиях в нашей стране социальная защищенность человека достигается, прежде всего, благодаря государственным формам социальной поддержки и помощи. Главной из них остается защита от бедности. Социальная политика государства нацеливается на создание каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом обеспечить содержание семьи. Но не всегда заработная плата, пенсия или другой доход может обеспечить благосостояние семьи. Поэтому государство призвано оказывать помощь наиболее уязвимым категориям населения на основе адресного подхода к решению имеющихся проблем, на развитие различного рода социальных услуг.

В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малообеспеченным семьям и семьям с детьми.

Точкой отсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малообеспеченной (малообеспеченным) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малообеспеченных групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малообеспеченным семьям и семьям с детьми.

Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики. Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России. Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.

Адресная социальная поддержка – важнейшее направление социальной политики нашего государства.

Адресность социальной защиты, учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека, является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципам социальной работы удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

Проблема повышения качества жизни не решается современной системой социальной защиты населения. Поддерживая в трудные времена уровень жизни на грани выживания, эта помощь позволяет человеку выжить в сложной жизненной ситуации. Однако необходимо находить пути выхода из этой ситуации, повышая уровень самообеспечения и способности к самопомощи.

В целях преодоления бедности среди семей и усиления государственной поддержки этой категории семей необходимо:

- продолжить реализацию мер по обеспечению реальных доходов населения на основе повышения размеров минимальной оплаты труда, роста реальной заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат;

- усилить адресный подход предоставления социальной помощи семьям с детьми на основе перестройки системы социальных льгот и выплат с использованием всего многообразия форм социальной поддержки;

- вести учет семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращения бедности. Предстоит повысить нормативно-методическую роль органов исполнительной власти, и прежде всего, Минтруда России, ответственного за разработку и доведение до регионов типовых методик адресного предоставления социальной помощи, оказание содействия местным администрациям в их практическом применении.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что такую проблему как бедность, в частности, бедность семей, можно и нужно рассматривать, анализировать со всех сторон. Бедность и социальное неравенство рассматривалось с древних времен и еще не одно десятилетие, а может и столетие уйдет на решение столь острой проблемы, которая стоит в нашем обществе. И остается только надеяться, что когда-нибудь в обществе не будет не одной семьи, которая оказалась на пороге бедности и нуждалась в поддержке.

 

 

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года//СПС «Консультант Плюс»

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ

5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12. 2004 № 188-ФЗ
6. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» //СПС «Консультант Плюс»

7. Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
9. Федеральный закон от 5 апреля 2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями).

10. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99

11. Ребёнок из неблагополучной семьи. Буянов М.И.; М. Знание, 1984г

12. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // СПС «Консультант Плюс»
13. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №278 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
14. Федеральный закон РФ от 24.10.1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

15. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

16. Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС «Консультант Плюс»

17. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс»

18. Указ Президента от 14.05.1996 г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СПС «Консультант Плюс»

19. Агапов, Е.П. История социальной работы/ Е.П. Агапов. – М.: Дашков и К, 2009. – 256с.

20. Азарова, Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. Монография. – М.: Контракт, 2012. – 240 с.
21. Ануфриева, О.В. Становление системы социальной защиты детства в России в конце XIX - начале XX вв.: дис. канд. пед. наук.- Елец, 2009.- 230с.

22. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики/ Н.Ф. Басов. - М.: Академия, 2005.-256с

23. Белогривцева, М.В. Семья без насилия/ М.В. Белогривцева.// Социальная работа. – 2007. - №4. – С. 50-51.

24. Бурдина, Г.С. Новая модель работы с семьей/ Г.С. Бурдина.// Социальная работа. – 2007. - №4. – С. 44-45.
25.Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.

26. Гуслова, М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением/ М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2007. – 256с.

27. Гуслова, М.Н. Теория и методика социальной работы/ М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2007. – 160с.

28. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение/ Н.Ф. Дивицына. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
29. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351 с.
30. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
31. Емелина Т.А. Летний отдых «особой категории несовершеннолетних» // Социальная работа. – 2014. –№1. – С. 50-52.

32. Западнова, Н.Л. Качество жизни – основа социального благополучия семьи/ Н.Л. Западнова.// Социальная работа. – 2007. - №5. – С.3-8.

33. Зубкова, Т.С., Тимошина, Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 224с.

34. Зыбина, Г.В. Социальные технологии работы с семьями/ Г.В. Зыбина.// Социальная работа. – 2007. - №5. – С.30-32.

35.Кунгурцева, И.А. Семья и будущее России/ И.А. Кунгурцева.// Социальная работа.- 2007. - №6. – С.36-37.

36. Курбатов, В.И. Социальная работа/ В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2006. – 480с.

37. Лозовская, Е.Г., Новак, Е.С., Краснова, В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград.: Издательство ВолГУ, 2001.-72с.

38. Мельников, В.П. История социальной работы в России/ В.П. Мельников.- М.: Дашков и К, 2005. – 344с.

39. Назарова, С.В. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями/ С.В. Назарова.// Социальная педагогика. – 2007. - №1. – С.25-

40. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Академия, 200 –256 с.

41. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

42. Палькина, Л.Ф. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации/ Л.Ф. Палькина.// Социальная работа. – 2007. - №6. – С.14-15.

43. Панченко В.Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе // Социологические исследования. – 2012. - №5. – С. 13-18.c

44. Реан, А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа/ А.А. Реан. – М.: АСТ, 2010.-576с.

45.Тетерский, С.В. Введение в социальную работу/ С.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2004. – 496с.

46. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы/ Под ред. М.В. Фирсова. – М.: Владос, 2001. – 438с.

47. Фирсов М.В. Технология социальной работы. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2011. - 432 с.

48. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей/ Е.И. Холостова. –М.: Дашков и К, 2009.-212с.

49. Холостова, Е.И., Черняк, Е.М., Стрельникова, Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.-292с.

50. Шарин, В.И. История социальной работы/В.И. Шарин. – М.: Дашков и К, 2011. – 367

51. Щебакова Ю.В. Специальная психология. – М.: Риор, 2013. – 80 с.
52. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г. Эйдемиллер, Ю.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

53. Братыгин С.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: Статут 2008 – 489 с.

54. Голенко Е.Н., Ковалева В.И. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Проспект, 2007 – 560 с.

55.  Гусов К.Н., Буянова М.О. Право социального обеспечения России: учебник, 4-е издание переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2008 – 640 с.

56. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: ГроссМедиа, 2010 – 510 с.

57. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Комментарий к Федеральному закону РФ «О прожиточном минимуме в РФ». М.: Норма, 2009

58. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М.: Академия, 2008 – 519 с.

59. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для ВУЗов. М.: Книжный мир, 2010 – 518 с.

60. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие и практикум. М.: Наука, 2006 – 490 с.

61. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития: учебное пособие. М.: Городец, 2008 – 380 с.

62. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2007 – 490 с.

63. Романова Е.В. Право социального обеспечения. СПб.: Питер, 2006 – 290 с.

64. Основы социальной работы / под ред. Е.В. Ханжина – М.: Академия, 2007.- 248 с.

65. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011. – 244 с.

66. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005. – 254 с.

67. https://scienceforum.ru/

68. https://studbooks.net/

69. https://www.kazedu.kz/referat/153024/4












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: