Исследование навыка фонематического синтеза

Тест № 1

Цель: исследование способности ребенка синтезировать слова из звуков, предъявленных в правильном порядке.

Процедура проведения: Первая серия: экспериментатор последовательно произносит звуки, а ребенок слушает и называет получившееся слово. Вторая серия: экспериментатор называет звуки, используя слова «сначала», «потом», «следующий», ребенок говорит получившееся слово.

Инструкция: «Я буду произносить звуки, а ты слушай внимательно и соединяй их в целое слово».

Материал исследования: звуки.

1. [к], [о], [т]; [к’], [и], [н], [о]; [л], [а], [п], [а], [т], [а]; [к], [н’], [и], [г], [а]; [м], [а], [л’], [и], [н], [а].

2. [р], [а], [к]; [с], [т], [о], [л]; [с], [а], [с], [н], [а]; [п], [а], [м], [а], [д], [а]; [л], [ы], [ж], [н’], [и], [к].

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок в быстром темпе.

3 балла – задание выполнено без ошибок, но требовалось повторное проговаривание звуков.

2 балла – ребенок допустил 1-5 ошибок, экспериментатор повторно произносил звуки.

1 балл – допущено 6-10 ошибок, экспериментатор повторно произносил звуки, ребенку требовалась дополнительная помощь (показ образца, наводящие вопросы).

Тест № 2

Цель: исследование способности ребенка синтезировать слова из звуков, предъявленных в разрозненном порядке.

Процедура проведения: ребенок составляет слово из ряда разрозненных звуков, произнесенных экспериментатором.

Инструкция: «Я буду произносить звуки. Будь внимателен, они перепутаны. Тебе необходимо составить из них правильные слова».

Материал исследования: звуки.

[м], [о], [д] (дом); [к], [о], [с] (сок); [а], [к], [м] (мак); [п], [а], [л], [а] (лапа); [м], [а], [р], [а] (рама); [к], [т], [о], [р] (крот); [л], [т], [у], [с] (стул); [а], [л], [х], [а], [т] (халат), [а], [ч], [к], [а], [ш] (чашка).

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок или ребенок не смог синтезировать последнее слово.

3 балла – ребенок допустил 2 ошибки, синтезировал слова вслух, перебирая варианты.

2 балла – ребенок допустил 3-4 ошибки, синтезировал слова вслух, перебирая варианты.

1 балл – ребенок допустил 5-6 ошибок, синтезировал слова вслух, перебирая варианты, пользовался помощью экспериментатора (показ образца, совместное выполнение).

 

Исследование навыков аналитико-синтетической деятельности со звуками

Цель: исследовать способность ребенка последовательно осуществлять фонематический анализ и синтез.

Процедура проведения: экспериментатор называет слова, в каждом из них ребенок выделяет необходимые звуки, запоминает их и составляет с ними новое слово.

Инструкция: «Я буду называть слова. Твоя задача - в каждом из них найди второй звук и запомнить его. Затем из этих звуков ты составишь новое слово».

Материал исследования: слова: Укроп, снег, сила, огород, лампа (КНИГА).

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, использовалась внешняя помощь (пересчет пальцев).

2 балла – ребенку было сложно выделить звуки из слов, требовалась помощь экспериментатора (повторное проговаривание слов), использовался пересчет пальцев, но слово синтезировал правильно.

1 балл – ребенок допускал ошибки в выделении звуков и в синтезе звуков в слово, однако с помощью экспериментатора задание выполнил.

 

Исследование фонематических представлений

Тест № 1

Цель: выявить способность ребенка выделять звук без опоры на слух.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку набор картинок и просит его отобрать только те картинки, в названии которых есть заданный звук. Перед выполнением самого задания экспериментатор просит ребенка зажать язычок между зубками.

Инструкция: «Я дам тебе картинки. Рассмотри их и скажи, все ли предметы тебе знакомы? Отбери только те картинки, в названии которых есть звук «н». Покажи мне язычок, а теперь зажми его между зубками, так чтобы мне был виден кончик язычка. Теперь выполняй задание».

Материал исследования: предметные картинки.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – ребенок выполнил задание без ошибок и в быстром темпе.

3 балла – ребенок выполнил задание без ошибок, медленный темп работы, пытался проговаривать слова про себя (убирался язычок).

2 балла – ребенок допустил 1-3 ошибок, пытался проговаривать слова про себя или вслух.

1 балл – ребенок допустил 4-7 ошибок, слова проговаривал вслух.

Тест № 2

Цель: исследовать способность ребенка подбирать слова к звуку.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку вспомнить и назвать слова на заданный звук, при этом звук должен стоять в начале слова, в середине и в конце слова.

Инструкция: «Придумай слова, где [Л] стоит в начале слова; где [Л] - в середине слова; где [Л] - в конце слова».

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – с заданием ребенок полностью справляется.

3 балла – ребенок долго подбирает слова, перебирает их вслух, но с заданием справляется.

2 балла – ребенок не может придумать слово, где звук стоит в середине или в конце.

1 балл – ребенок не может придумать слова, где звук стоит в начале и середине.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Количественные данные исследования навыков обучающихся экспериментальной группы

Исследуемые навыки

Номер испытуемого

Средний показатель по группе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Cукцессивные функции 8 8 7 7 8 9 9 7 7 7 7 8 8 7,7
Слуховое внимание 10 9 9 9 8 9 9 9 9 9 10 8 10 9
Слухоречевая память 6 6 7 6 7 7 8 8 8 7 7 5 8 6,9
Операции мышления 6 7 6 6 7 7 7 7 7 7 7 6 7 7,4
Звукопроизношение 4 3 4 3 4 4 4 4 4 3 4 4 3 6,3
Сформиро-ванность звукослоговой структуры слова 6 7 6 6 6 7 7 6 6 6 6 6 7 6,3
Фонематическое восприятие 11 10 9 8 11 10 12 11 11 11 11 11 11 10,5
Анализ предложения на слова 11 9 8 6 6 10 10 10 11 12 12 9 12 9,7
Синтез слов в предложении 2 2 2 1 3 1 4 2 3 4 2 2 4 2,5
Анализ и синтез слов в предложении 3 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 2 4 2,8
Анализ и синтез слов в предложении в умственном плане 3 5 5 5 6 5 7 6 6 6 6 5 7 4
Слоговой анализ 6 7 5 3 3 6 8 7 7 9 7 5 7 6,2
Слоговой синтез 5 4 6 4 5 6 7 6 6 6 6 5 7 5,6
Слоговой анализ и синтез 6 5 4 3 2 6 7 6 7 6 5 4 6 5,2
Слоговой анализ и синтез в умственном плане 3 3 2 1 1 3 4 3 4 4 3 2 4 2,8
Фонематический анализ 21 22 19 16 15 22 25 25 26 26 25 19 27 22,2
Фонематический синтез 6 7 6 3 3 5 7 7 7 8 7 5 7 6
Аналитико-синтетическая деятельность со звуками 3 3 2 1 1 2 3 3 4 3 3 2 3 3
Фонематические представления 4 4 2 3 4 4 6 4 5 4 5 2 3 3,8

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: