Тест № 1
Цель: исследование способности ребенка синтезировать слова из звуков, предъявленных в правильном порядке.
Процедура проведения: Первая серия: экспериментатор последовательно произносит звуки, а ребенок слушает и называет получившееся слово. Вторая серия: экспериментатор называет звуки, используя слова «сначала», «потом», «следующий», ребенок говорит получившееся слово.
Инструкция: «Я буду произносить звуки, а ты слушай внимательно и соединяй их в целое слово».
Материал исследования: звуки.
1. [к], [о], [т]; [к’], [и], [н], [о]; [л], [а], [п], [а], [т], [а]; [к], [н’], [и], [г], [а]; [м], [а], [л’], [и], [н], [а].
2. [р], [а], [к]; [с], [т], [о], [л]; [с], [а], [с], [н], [а]; [п], [а], [м], [а], [д], [а]; [л], [ы], [ж], [н’], [и], [к].
Критерии оценки выполнения задания:
4 балла – задание выполнено без ошибок в быстром темпе.
3 балла – задание выполнено без ошибок, но требовалось повторное проговаривание звуков.
2 балла – ребенок допустил 1-5 ошибок, экспериментатор повторно произносил звуки.
1 балл – допущено 6-10 ошибок, экспериментатор повторно произносил звуки, ребенку требовалась дополнительная помощь (показ образца, наводящие вопросы).
|
|
Тест № 2
Цель: исследование способности ребенка синтезировать слова из звуков, предъявленных в разрозненном порядке.
Процедура проведения: ребенок составляет слово из ряда разрозненных звуков, произнесенных экспериментатором.
Инструкция: «Я буду произносить звуки. Будь внимателен, они перепутаны. Тебе необходимо составить из них правильные слова».
Материал исследования: звуки.
[м], [о], [д] (дом); [к], [о], [с] (сок); [а], [к], [м] (мак); [п], [а], [л], [а] (лапа); [м], [а], [р], [а] (рама); [к], [т], [о], [р] (крот); [л], [т], [у], [с] (стул); [а], [л], [х], [а], [т] (халат), [а], [ч], [к], [а], [ш] (чашка).
Критерии оценки выполнения задания:
4 балла – задание выполнено без ошибок или ребенок не смог синтезировать последнее слово.
3 балла – ребенок допустил 2 ошибки, синтезировал слова вслух, перебирая варианты.
2 балла – ребенок допустил 3-4 ошибки, синтезировал слова вслух, перебирая варианты.
1 балл – ребенок допустил 5-6 ошибок, синтезировал слова вслух, перебирая варианты, пользовался помощью экспериментатора (показ образца, совместное выполнение).
Исследование навыков аналитико-синтетической деятельности со звуками
Цель: исследовать способность ребенка последовательно осуществлять фонематический анализ и синтез.
Процедура проведения: экспериментатор называет слова, в каждом из них ребенок выделяет необходимые звуки, запоминает их и составляет с ними новое слово.
Инструкция: «Я буду называть слова. Твоя задача - в каждом из них найди второй звук и запомнить его. Затем из этих звуков ты составишь новое слово».
|
|
Материал исследования: слова: Укроп, снег, сила, огород, лампа (КНИГА).
Критерии оценки выполнения задания:
4 балла – задание выполнено без ошибок.
3 балла – задание выполнено без ошибок, использовалась внешняя помощь (пересчет пальцев).
2 балла – ребенку было сложно выделить звуки из слов, требовалась помощь экспериментатора (повторное проговаривание слов), использовался пересчет пальцев, но слово синтезировал правильно.
1 балл – ребенок допускал ошибки в выделении звуков и в синтезе звуков в слово, однако с помощью экспериментатора задание выполнил.
Исследование фонематических представлений
Тест № 1
Цель: выявить способность ребенка выделять звук без опоры на слух.
Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку набор картинок и просит его отобрать только те картинки, в названии которых есть заданный звук. Перед выполнением самого задания экспериментатор просит ребенка зажать язычок между зубками.
Инструкция: «Я дам тебе картинки. Рассмотри их и скажи, все ли предметы тебе знакомы? Отбери только те картинки, в названии которых есть звук «н». Покажи мне язычок, а теперь зажми его между зубками, так чтобы мне был виден кончик язычка. Теперь выполняй задание».
Материал исследования: предметные картинки.
Критерии оценки выполнения задания:
4 балла – ребенок выполнил задание без ошибок и в быстром темпе.
3 балла – ребенок выполнил задание без ошибок, медленный темп работы, пытался проговаривать слова про себя (убирался язычок).
2 балла – ребенок допустил 1-3 ошибок, пытался проговаривать слова про себя или вслух.
1 балл – ребенок допустил 4-7 ошибок, слова проговаривал вслух.
Тест № 2
Цель: исследовать способность ребенка подбирать слова к звуку.
Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку вспомнить и назвать слова на заданный звук, при этом звук должен стоять в начале слова, в середине и в конце слова.
Инструкция: «Придумай слова, где [Л] стоит в начале слова; где [Л] - в середине слова; где [Л] - в конце слова».
Критерии оценки выполнения задания:
4 балла – с заданием ребенок полностью справляется.
3 балла – ребенок долго подбирает слова, перебирает их вслух, но с заданием справляется.
2 балла – ребенок не может придумать слово, где звук стоит в середине или в конце.
1 балл – ребенок не может придумать слова, где звук стоит в начале и середине.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Количественные данные исследования навыков обучающихся экспериментальной группы
Исследуемые навыки | Номер испытуемого | Средний показатель по группе | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||
Cукцессивные функции | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 7,7 |
Слуховое внимание | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 8 | 10 | 9 |
Слухоречевая память | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 5 | 8 | 6,9 |
Операции мышления | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7,4 |
Звукопроизношение | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 6,3 |
Сформиро-ванность звукослоговой структуры слова | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 6,3 |
Фонематическое восприятие | 11 | 10 | 9 | 8 | 11 | 10 | 12 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 10,5 |
Анализ предложения на слова | 11 | 9 | 8 | 6 | 6 | 10 | 10 | 10 | 11 | 12 | 12 | 9 | 12 | 9,7 |
Синтез слов в предложении | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2,5 |
Анализ и синтез слов в предложении | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2,8 |
Анализ и синтез слов в предложении в умственном плане | 3 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 4 |
Слоговой анализ | 6 | 7 | 5 | 3 | 3 | 6 | 8 | 7 | 7 | 9 | 7 | 5 | 7 | 6,2 |
Слоговой синтез | 5 | 4 | 6 | 4 | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 5,6 |
Слоговой анализ и синтез | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 6 | 7 | 6 | 7 | 6 | 5 | 4 | 6 | 5,2 |
Слоговой анализ и синтез в умственном плане | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2,8 |
Фонематический анализ | 21 | 22 | 19 | 16 | 15 | 22 | 25 | 25 | 26 | 26 | 25 | 19 | 27 | 22,2 |
Фонематический синтез | 6 | 7 | 6 | 3 | 3 | 5 | 7 | 7 | 7 | 8 | 7 | 5 | 7 | 6 |
Аналитико-синтетическая деятельность со звуками | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Фонематические представления | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3,8 |
|
|