Определение понятия «жилые помещения» и регламентация их юридических характеристик как объектов права собственности граждан

 

Термин жилище используется и в гражданском законодательстве для характеристики правоотношений, сходных с конституционными. Однако для обозначения объекта гражданских (жилищных) прав используется термин жилое помещение. В главе 2 Жилищного кодекса Российской Федерации[10] (далее – Кодекс или ЖК РФ) определяются виды объектов жилищных прав, понятие жилого помещения, его назначение и пределы использования, общие правила государственной регистрации прав на жилые помещения, дается понятие жилищного фонда, закреплены общие правила государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным требованиям[11].

Объектами жилищных прав являются жилые помещения. По смыслу приведенной императивной нормы ч. 1 ст. 15 объектами жилищных прав являются исключительно жилые помещения. Конкретные виды жилых помещений исчерпывающим образом определены в ст. 16 Кодекса, о чем подробнее будет сказано ниже.

В связи с этим Конституционный Суд РФ правильно указал на то, что жилищное законодательство не рассматривает часть комнаты в качестве самостоятельного объекта жилищных отношений[12].

Часть 2 ст. 15 Кодекса содержит норму-дефиницию, определяющую юридическое содержание понятия «жилое помещение»: жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее, требования).

Из данного определения следует, во-первых, что на жилые помещения распространяется правовой режим недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ)[13]. На практике это означает, что: а) отчуждение и приобретение жилых помещений и прав на них осуществляется исключительно в режиме гласности, ассоциируемой с необходимостью государственной регистрации сделок с ними (ст.ст. 131, 164, 223 ГК РФ), доступной для ознакомления третьими лицами; б) приобретение прав на жилое помещение осуществляется только способами и на основаниях, предусмотренными для недвижимого имущества (ст. 17 Закона о государственной регистрации)[14], что подтверждает и ст. 10 ЖК РФ; в) споры о праве собственности и иных вещных правах на жилое помещение рассматриваются с определенными процессуальными особенностями - не в месте нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ[15]) или в месте, определяемом по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ), а по месту нахождения недвижимых вещей (ст. 30 ГПК РФ).

В теории гражданского права России жилое помещение рассматривается как вещь, недвижимая по закону в силу того, что оно представляет собой объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба назначению невозможно либо функционирование которого возможно только в соединении с каким-либо земельным участком.

По мнению С.А. Степанова[16], жилое помещение относится не к базовому (основополагающему) перечню объектов недвижимости (земельный участок, участок недр, обособленные водные объекты, объекты, прочно связанные с землей) и не к производственному (незакрытому) перечню недвижимостей в виде объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно (леса, многолетние насаждения, здания и сооружения), а к иному имуществу, отнесенному законом к недвижимости наряду с предприятиями, кондоминиумами, воздушными и морскими судами, судами внутреннего плавания и космическими объектами. В любом случае оно подлежит особого рода учету - государственной регистрации права.

Во-вторых, из определения жилого помещения, данного в п. 2 ст. 15 ЖК РФ, следует, что жилое помещение - изолированная конструкция (помещение), которая в гражданском обороте может выступать в нескольких видах:

1) жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

2) квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

3) комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Гражданское законодательство советского периода[17] не предусматривало подобной характеристики жилого помещения, равно и ее классификации. Это обуславливало отсутствие в гражданском обороте таких объектов, как комната, и ограниченный оборот жилых домов и квартир.

В действующем законодательстве подобного рода ограничения для включения структурно обособленных помещений (квартира и комната) в гражданский оборот сняты.

В-третьих, из определения жилого помещения (п. 2 ст. 15 ЖК РФ) следует, что оно должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Пригодность помещения для постоянного проживания граждан определяется соответствием помещения требованиям, которые установлены санитарными и техническими правилами и нормами, а также иными требованиями законодательства.

Технические правила и нормы устанавливаются в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[18]. Здесь важную роль играют технические регламенты - документы, принятые международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Они закреплены в санитарных и технических правилах и нормах. Санитарные правила регулируются:

1) ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[19],

2) Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, утв. Положение о санитарно-эпидемиологическом нормировании, а также Санитарно-эпидемиологическими требованиями к жилым зданиям и помещениям, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000 (СанПиН 2.1.2.1002-00)[20],

3) Методическими указаниями по осуществлению государственного санитарного надзора за устройством и содержанием жилых зданий, утв. Главным санитарным врачом 24.02.1981 № 2295-81[21].

С 15.08.2010 применяются СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10"[22].

За их нарушение предусмотрена и уголовная ответственность. Технические нормы и правила устанавливаются ФЗ РФ «О техническом регулировании» и Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 № 170[23].

Несоответствие указанным правилам и нормам является основанием признания жилого помещения непригодным для проживания[24] в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»[25].

В настоящее время порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ. При этом действие Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с ГК РФ.

Признание помещения жилым помещением осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия данного помещения установленным в указанном Положении требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в разделе II, а порядок признания помещения жилым - в разделе IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Так, не могут быть использованы в качестве жилых помещений помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам. Они могут быть признаны непригодными для проживания по правилам, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия этого помещения установленным в указанном Положении требованиям. Кроме того, учитываются требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10"[26] (далее – Положение).

В соответствии с пп. 33 - 40 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции[27].

Жилое помещение необходимо отличать также от нежилого помещения. Теоретически - по целям использования[28]. Статья 17 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения предназначены для проживания. Размещение в них промышленных производств не допускается[29].

Таким образом, подчеркивается непромышленный характер его эксплуатации. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности[30], санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства РФ, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями».

Жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требований, которым должно отвечать жилое помещение.

Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется исключительно на условиях (ст. 22 ЖК РФ) и в порядке (ст. 23, 24 ЖК РФ) жилищного законодательства РФ с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности[31].

Для осуществления перевода жилых помещений в нежилые ЖК РФ установил три исключения. Невозможно жилое помещение перевести в категорию нежилого в случаях, когда:

а) доступ к такому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, и при этом отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению;

б) такое помещение является частью жилого помещения или используется собственником данного помещения либо иным гражданином в качестве места постоянного проживания;

в) право собственности на данное помещение обременено правами каких-либо лиц (физических или юридических), например помещение является предметом залога.

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми[32].

Нововведением ЖК РФ (п. 1 ст. 22) является норма, допускающая перевод нежилого помещения в жилое, поскольку до определенного времени законодательство предусматривало правила, которые касались только перевода жилых помещений в нежилые. Такой перевод не допускается:

а) если такое помещение не отвечает установленным требованиям и отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям;

б) если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (например, в силу договоров ипотеки, аренды, доверительного управления и т.п.).

Порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое является единым, осуществляется органом местного самоуправления по требованию собственника или уполномоченного им лица (заявителя) при наличии установленных в законе документов и в установленные сроки (ст. 23 ЖК РФ). Данное правило конкретизируется в законодательстве субъектов РФ и нормах органов местного самоуправления[33]. Так, в городе Оренбурге прием и подготовку документов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые осуществляет Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга[34].

В случае необходимости обеспечить использование помещения в новых целях допускается его переустройство и (или) перепланировка и (или) проведение иных работ, завершение которых подтверждается актом приемочной комиссии.

Общая площадь жилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (п. 5 ст. 15 ЖК РФ).

Правовая связь жилого помещения с земельным участком, на котором оно располагается, регламентируется гражданским (абз. 9 п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ст. ст. 131, 164, 263, 271 - 274 ГК РФ), а также земельным (ст.ст. 30 - 31, 35 - 36, 38 - 39 ЗК РФ[35]) и градостроительным (ст.ст. 4, 30, 37 - 40, 44, 51 и 62 Градостроительного кодекса РФ) законодательством РФ.

В случае если помещение (жилой дом, другое строение, сооружение) создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, оно квалифицируется как самовольная постройка (ст. 222 ГК РФ).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Исключения составляют случаи, когда:

а) право собственности на самовольную постройку признается судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку;

б) право собственности на самовольную постройку признается судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка[36].

В этом случае на лицо, за которым признано право собственности, возлагается обязанность компенсировать осуществившему постройку лицу расходы в размере, определенном судом.

В признании права собственности за указанными лицами должно быть отказано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Жилое помещение - объект как обязательственных, так и гражданских (вещных) правоотношений. В обязательственных правоотношениях жилое помещение традиционно[37] является предметом договора найма и аренды (имущественного найма)[38]. В вещных правоотношениях правовой статус жилого помещения имеет свои особенности.

Законодательно право частной собственности на жилое помещение в России в условиях пореформенного правотворчества было закреплено Законом РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР». Статья 10 вышеназванного Закона в числе объектов права собственности гражданина называет жилые дома, квартиры и дачи[39].

Однако это не значит, что до 1991 г. право собственности на жилые помещения законодательно не было установлено. Оно в полной мере признавалось гражданским законодательством дореволюционного периода[40].

Частично право собственности на жилые помещения (строения) признавало и советское государство[41] в целях снижения расходов на содержание муниципального жилья и формирования сектора экономики, связанного с трудовым землепользованием[42].

Документами, подтверждающими право собственности на передаваемое в частную собственность жилье, были, в том числе, нотариально удостоверенные (или засвидетельствованные коммунальными органами в период 1931 - 1936 гг.) договоры купли-продажи (в том числе с условием пожизненного содержания продавца), мены и дарения строений.

Естественно, признавать такого рода оборот жилых помещений рыночным нельзя, поскольку он был призван решать лишь социальные вопросы в жилье. Да и касался он малоценного и небольшого по объему жилищного фонда.

Действующее в настоящее время гражданское законодательство (глава 18 ГК РФ; глава 5 ЖК РФ) позволяет гражданину - собственнику жилого помещения использовать его не только для личного проживания и проживания членов его семьи, но и иным образом распоряжаться им (например, сдавать для проживания третьим лицам).

Виды жилых помещений определены в ст. 16 Кодекса. Часть 1 этой статьи содержит исчерпывающий перечень видов жилых помещений, который не подлежит расширительному толкованию. К жилым помещениям относятся[43]:

- жилой дом, часть жилого дома;

- квартира, часть квартиры;

- комната.

Следовательно, жилищные права и обязанности могут возникать только по поводу объектов, прямо названных в рассматриваемой норме. В связи с этим, например, часть комнаты не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта жилищных отношений.

Части 2, 3 и 4 ст. 16 Кодекса состоят из норм-дефиниций, определяющих юридическое содержание понятий «жилой дом», «квартира», «комната» (в жилом доме или квартире). Для сравнения напомним, что в ЖК РСФСР 1983 г.[44] данные понятия отсутствовали.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении[45].

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Следует обратить внимание на то, что комната может являться самостоятельным объектом жилищных и гражданско-правовых отношений только в том случае, если она является изолированной, так как в иных случаях комната не будет соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Кодекса.

Таким образом, жилое помещение согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ – это жилое изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Таким образом, ЖК РФ определяет виды объектов жилищных прав, понятие жилого помещения, его назначение и пределы использования, общие правила государственной регистрации прав на жилые помещения, дается понятие жилищного фонда, закреплены общие правила государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным требованиям.

 

1.2. Принцип неприкосновенности жилища как основа юридического режима права собственности граждан на жилые помещения

 

Неприкосновенность жилища как одна из составляющих частной жизни определяет степень свободы жизни и свободы выбора, а искажение или неполное понимание смысла ставит под угрозу реализацию гражданином этой универсальной ценности.

Значение данного права трудно переоценить. Оно является одним из важнейших не только в российском праве, но и в праве международном, причем последнее во многом обусловливает содержание внутренних национальных норм[46]. Праву на неприкосновенность жилища посвящены положения целого ряда основополагающих международных правовых актов. Здесь, прежде всего, стоит упомянуть Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., статья 12 которой провозглашает, что «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища... Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Аналогичную формулировку содержит в себе и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 17).

Кроме того, Российская Федерация совместно с другими странами, входящими в состав Содружества Независимых Государств, указала в Конвенции о правах и основных свободах человека 1995 г.[47] на то, что «каждый человек имеет право на уважение... его жилища»(п. 1 ст. 9). Однако есть установленные границы, за пределами которых это право может ограничиваться со стороны государственных органов. Сюда относятся случаи, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 9).

Немалую роль в толковании вышеуказанных норм играет Европейский суд по правам человека. В своих решениях он называет ограничения права на неприкосновенность жилища в правомерных целях объективно необходимыми условиями обеспечения справедливого баланса между интересами индивидуума и всего общества в целом, а необходимость их использования в каждом конкретном случае должна быть четко установлена[48].

Также Европейским судом была изложена позиция расширенного толкования терминов:

- «жилище», к которому он относит помимо жилых, еще и служебные помещения, учитывая невозможность четкого разграничения этих понятий. Такой подход предоставляет возможность правовой защиты по ст. 9 Конвенции лицам, чья профессиональная и непрофессиональная деятельность тесно переплетены[49];

- «вмешательство со стороны государственных органов» в осуществление лицом права на неприкосновенность жилища, куда Европейский суд относит и традиционные формы ограничения (такие, как обыск), и ряд других форм (например, уничтожение силами безопасности страны жилых домов посредством их поджога или ввод в эксплуатацию предприятия по переработке отходов в непосредственной близости от жилища, вследствие чего оно было покинуто)[50].

Как уже было сказано, такое вмешательство возможно, только если оно предусмотрено законом. Европейский суд в данном случае имеет в виду как писаное, так и неписаное право, причем право внутреннее, национальное, в составе которого учитываются и нормативные акты более низкой категории, чем закон, и сложившаяся судебная практика. Также Суд оперирует и таким понятием, как качество конкретного закона - это его доступность для заинтересованного лица, которое могло бы предвидеть последствия его применения в отношении себя, и непротиворечие закона принципу верховенства права.

Степень допустимого вмешательства со стороны государственных органов в осуществление лицом права на неприкосновенность жилища должна быть соразмерна правомерным целям таких действий, конкретным интересам и ценностям[51]. Это позволяет говорить об условиях необходимости в демократическом обществе конкретных способов ограничений этого права.

Российская Федерация является демократическим обществом. Следовательно, эта норма, также как и все вышеперечисленные, в нашей стране должна соблюдаться. Но закрепление они теперь уже находят во внутринациональном законодательстве. Оно же их конкретизирует и развивает, отражая специфику российской действительности.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни, т.е. той области жизнедеятельности личности, которая находится вне сферы общественного и государственного интереса. Гражданину в нашей стране предоставляется возможность жить в соответствии со своими желаниями (не нарушая при этом закон) путем установления запрета на любые формы произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства или третьих лиц[52].

В Конституции - нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, - принцип неприкосновенности жилища закреплен в ст. 25. Он дублируется в отраслевом законодательстве - в ст. 3 ЖК РФ.

Эти нормы провозглашают: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан». Такое согласие должно быть ясно выражено, ведь речь идет о праве на обособление, уединение человека в занимаемом им и его близкими помещении, о тайне всего происходящего в жилище, в т.ч. и о тайне хранящихся в нем материалов (личные бумаги, дневники и др.).

Законность оснований на занимаемое жилое помещение должна быть подтверждена правоустанавливающими документами (свидетельство о праве собственности, договоры аренды, найма, субаренды, поднайма и т.д.), титулодержателями, должностными лицами и т.п.[53]

Сами законные жильцы по собственной воле могут вселить в жилое помещение других граждан, и они, в свою очередь, также наделяются правом на неприкосновенность занятого помещения. При самовольном вселении, например в освободившуюся комнату в коммунальной квартире или в новый дом посторонних лиц, нарушенное право восстанавливается путем осуществления выселения, а виновные привлекаются к ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Однако законно проживающие в жилище граждане не вправе препятствовать вселению других лиц, которые также имеют право на данное помещение. Действия последних по принудительному вселению и оказание им помощи в этом со стороны сотрудников правоохранительных органов не будет являться нарушением неприкосновенности жилища. Это же относится и к случаям воспрепятствования снаружи вхождению в жилое помещение граждан, проживающих в нем на законных основаниях (например, опечатывание дверей). С учетом конкретных обстоятельств это может быть расценено как превышение полномочий, самоуправство, нарушение права пользования или права собственности на жилище[54].

Нарушением права на неприкосновенность жилища будет являться и размещение в нем специальных технических средств для аудиовизуального наблюдения или временное использование для любых целей жилого помещения в отсутствие законного владельца или пользователя жилища.

Что же понимается под жилищем? Основываясь на решениях все того же Европейского суда по правам человека, это не только место жительства, но и место пребывания. В первом случае имеются в виду те помещения, где гражданин постоянно или преимущественно проживает - квартира, дом, комната, в т.ч. и специализированные помещения, такие, как общежитие, гостиница-приют, дом престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов, и др. Такое жилище может быть арендованным, государственным, муниципальным, служебным или на праве собственности. Во втором - место, где проживание носит временный характер и не является местом жительства, например санаторий, туристская база, дом отдыха, пансионат, кемпинг, дача, садовый домик, больница, другое подобное учреждение[55].

Все это - жилище. И только федеральным законом или на основе судебного решения его неприкосновенность может быть ограничена, а проникновение в жилище - признаваться допустимым. И то - в строго определенных целях при отсутствии согласия проживающих на законных основаниях лиц. Обратимся к конкретным нормам российского права, чтобы их обозначить.

В ЖК РФ указаны такие цели, как: спасение жизни граждан и (или) их имущества; обеспечение их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений; пресечение совершаемых преступлений или установление обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая (ст. 3)[56].

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 г.[57] предоставляет право судебному приставу-исполнителю в процессе исполнения требований исполнительного документа входить без согласия должника в занимаемое им жилое помещение (но только с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава, а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без такого разрешения), накладывать арест на обнаруженное имущество, изымать его и передавать на хранение (п. 6, 7 ч. 1 ст. 64).

В целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя временное ограничение права на неприкосновенность жилища допускает и Конституция РФ (ст. 56), делая отсылку при этом к нормам Федерального конституционного закона. Здесь, подразумевается ФКЗ «О чрезвычайном положении» и, прежде всего, нормы статей 12 и 13. Они предусматривают случаи, когда в соответствии с введенным на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особым правовым режимом деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений такие ограничения являются необходимыми для устранения чрезвычайного положения, нормализации обстановки, стабилизации работы всей системы власти, восстановления законности и правопорядка. Причем единственным способом достижения указанных целей является применение таких чрезвычайных мер.

В зависимости от конкретных обстоятельств это может быть досмотр жилища, временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений, введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Есть еще ряд «мероприятий», пусть и совершенно другого свойства, при проведении которых также ограничивается право на неприкосновенность жилища. Это, прежде всего, осмотр жилища, обыск и выемка. Два последних производятся только на основании судебного решения, а осмотр, помимо этого, допускается и при наличии выраженного согласия проживающих лиц[58].

Осмотр жилища заключается в визуальном наблюдении материальных объектов, находящихся внутри помещения и имеющих значение для уголовного дела, с последующей фиксацией их признаков с помощью протоколирования и применения технических средств. При обыске в жилище на основании достоверных данных отыскиваются и изымаются предметы и документы, имеющие доказательственное значение по делу. Выемка же производится, когда для обнаружения указанных предметов, документов, денег, других ценностей не требуется проведение поисков, они просто изымаются. Целью обыска может быть и обнаружение разыскиваемых лиц. Во всех случаях обязательно присутствие не менее чем двух понятых, которые удостоверяют факт производства следственного действия, его хода и результатов, ну и, конечно, самого лица, у которого производятся обыск или выемка, или совершеннолетних членов его семьи[59].

Обыск и выемка в случаях, не терпящих отлагательств, могут производиться и в ночное время, так же, как и сопровождаться принудительным вскрытием любых помещений, если владелец отказывается добровольно в них пустить. При этом имущество не должно повреждаться без необходимости. Но впадать в крайности все же недопустимо: «штурм» помещения не должен происходить, если это не вызвано реальной необходимостью. Следователь обязан обращаться с присутствующими лицами вежливо, не создавать опасности для их жизни и здоровья и уж тем более категорически запрещено запирать этих лиц в комнатах или иных помещениях. Однако следователь при наличии достаточных оснований вправе запретить им покидать помещение, общаться друг с другом или иными лицами, тем самым ограничивая их право на уединение, общение, на отдых и использование свободного времени по своему усмотрению[60].

И именно потому, что в данном случае ставятся под угрозу столь важные права и свободы человека, законодатель установил норму о необходимости получения судебного решения, прежде чем провести обыск, выемку или осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих лиц.

Для этого следователь с согласия руководителя следственного органа выносит мотивированное постановление о производстве следственного действия, которое в течение 24 часов с момента получения единолично рассматривает судья соответствующего районного или военного суда. При этом в судебном заседании также вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель. Результаты рассмотрения оформляются постановлением судьи либо об отказе в производстве следственного действия с указанием мотивов отказа, либо о разрешении его производства (ч. 1 - 4 ст. 165 УПК РФ).

В последнем случае следователь прибывает в место проведения осмотра, обыска или выемки, знакомит проживающих лиц с судебным решением и предлагает им добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, если только в постановлении судьи речь идет не о визуальном осмотре. И только после этого он вправе приступить непосредственно к проведению следственного действия, ход и результаты которого протоколируются[61].

Однако это не означает отсутствие судебного контроля над законностью следственного действия. На следователя возлагается обязанность в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомить судью и прокурора об этом факте с приложением копии постановления о производстве следственного действия и протокола для обоснования своего решения, а на судью - в тот же срок, но только с момента поступления материалов, проверить законность совершенных действий и вынести соответствующее постановление. Если оно обосновывает незаконность следственного действия, то доказательства признаются недопустимыми, как те, которые были получены при его проведении, так и основанные на них (например, заключение эксперта о непригодности к стрельбе оружия, полученного с нарушением закона).

Помимо следственных действий есть еще и оперативно-розыскные мероприятия. И они также на основании судебного решения могут ограничивать право на неприкосновенность жилища[62]. Однако в данном случае необходимым условием является наличие следующей информации:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Все эти данные вместе с мотивированным постановлением одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, передаются на рассмотрение судье по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Он обязан их принять и рассмотреть единолично и незамедлительно (Постановление Пленума Верховного Суда России от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»[63]). Кроме того, судья вправе запросить и дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты рассмотрения судья облекает в форму постановления, в котором либо разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, либо отказывает в этом с указанием мотивов (в этом случае орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд).

Если разрешение все же было получено, то оно должно быть реализовано в течение шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении, при этом срок его действия исчисляется в сутках со дня вынесения.

Как мы видим, законодатель строго регламентировал все случаи ограничения права человека на неприкосновенность жилища. Но, кроме того, он вполне справедливо посчитал, что оставлять такое важнейшее благо личности без правовой охраны нецелесообразно, и предусмотрел специальные рычаги, которые как раз и обеспечивают эти конституционные гарантии. Конечно же, речь идет об уголовном законодательстве[64].

Применение насилия или угрозы его применения, сопутствующее проникновению в жилище, является основанием для привлечения к ответственности еще и по статьям УК о преступлениях против личности (например, причинение вреда здоровью различной степени тяжести)[65].

Помимо уголовного законодательства пострадавшее лицо может руководствоваться и нормами Гражданского кодекса в части компенсации морального и иного причиненного вреда (гл. 59 ГК РФ).

Но даже наличие в законодательстве всех этих положений об ответственности не останавливает определенных лиц от совершения правонарушения. Пожалуй, наиболее негативную оценку можно дать подобному поведению со стороны представителей власти - сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников системы исполнения наказания, должностных лиц тех или иных государственных органов и т.д. Их противоправные действия, как никакие другие, подрывают авторитет государства, служб, на которые возложены важнейшие обязанности - по охране общественного порядка и поддержанию законности.

И еще один важный момент. Право на неприкосновенность жилища имеет очень тесную связь с недопустимостью произвольного лишения жилища. Ч. 4 ст. 3 ЖК РФ гласит: «Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг...»[66]. Исключение - случаи, предусмотренные самим Жилищным кодексом и другими федеральными законами, где устанавливают основания, порядок и условия выселения.

В соответствии с ними выселяться могут граждане, право пользования жилым помещением которых прекращено, или которые нарушают правила пользования жилым помещением (используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей, бесхозяйственно обращаются с жилыми помещениями, допуская его разрушение), поднаниматели и вселенные совместно с ними граждане, временные жильцы, наниматели и члены их семей, занимающие помещение по договору социального найма (например, граждане, лишенные родительских прав, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным, или в случае невнесения платы за жилое помещение или коммунальные услуги в течение более шести месяцев), жильцы специализированных жилых помещений и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: