Весеннее равноденствие открывало цикл и переходило 24 та н первый месяц года, который продолжался, как и все остальные месяцы, 30 дней и заканчивался 22 апреля. В течение этого срока нельзя было употреблять спиртное, чтобы вместе с ним в человека не вошли злые духи и оборотни. По древнеэвенкийскому календарю этот период называется трон, «месяц ворона». В месяц туран вороны начинают высиживать яйца. У славян для обозначения этого промежутка
было множество названий: водолей, снегов ^
тень. В первый день турана дневные часы ^ 6ереэ°эп лировать над ночными. Солнце все ДОл аЧИНаНУг°7, Ч задерживается на небе, природа оживает ЬЦіЄ и являются первые листья, трава покрывает ДеРе&ь°ЧЧ покровом. 22 апреля хакасы отмечают особ ^МЛ,° читання Матери Земли - Чир Ине, во врем^ ПразАНи'Ч изводится обряд освещения и очищения. Я Кот°Рог
Месяц телят (23. 04 - 22. 05), ц0Чь Ojle Р°'
и день первого Грома Ня^*0$)
|
|
Следующий месяц эвенки Называют
приплод. Славяне именовали этот период ^ иЛен*Хи д ^ 30 апреля на 1 мая, по современному стилю *6*' В Но**0* вятого дня сонкана древние отмечали пр’а^ В КанУцЧс Света, дающего новую жизнь. Он проходил ДНИ* пРил^ ским знаком Оленя, потому что Олень - это прП°Д тивоположностей и последующее умножение ч>Я/КЄ,,ИеПрЄ ние от бремени. Везде зажигались костры че^3 Pait*Uie* криками прыгали одетые в одежды из первых ^ К°т°РьіеЄ Деревья украшались разноцветными ленточками”л *** л*°Ди точек служили дорогами, по которым духи спус ЯТь цующим людям. Это была ночь соединения а,ИСь Мирящими силами Космоса. Она была пронизана ^ Жив°тво- энергией. Когда-то в такую же ночь Первый Шам^^**0* ношения с Хозяйкой Мировой Горы, в результате* ИМеЛот* открыт Космический Мост. В древности в честь этихЧеГ0 был устраивался показательный суд над преступниками С°бытий в данном случае, характеризовали лиц, препятст^^0.!0^'6, ховному продвижению человечества. Позднее ^ПАДу' казнью преступников был заменен сожжением на кос^1 ° доменных фигур. Праздник прилива Света продолжав ^ ночь и заканчивался с наступлением рассвета.
завершения посевных работ хакасы хурты — «праздник убиения земляног°?ЄрШа-'іи торого окропляли пашни хлебным ви° ЧерНя», защитить всходы от вредителей. Н°м и Пр0°
Видимая связь Тун Пайрама и праз СИі‘иїї 1'й-
1 мая, а так же с летним солнцестояние э*3 УбИе„ ^ вается в том, что, согласно древним Пп. И|°ня, п ” ЧеРц
1. это сила плодородия, «земляной фа; і л СГЭ Вл е Н и P°Cj,4' чале времен. По мифам, культурный геп^’ с°3Аа„нМ’.4»' земляному червю и пришивает ее себе °И °тРУба Ьі^ і Ь время мужчины не имели собственных^"ИЗу N»*'
|
|
древнеславянской традиции женщины ‘°л°Гіьіх ор,!"9^/ обнаженными, а мужчины совершали <_ВЫХ°ЛИли н Ч-й ский половой акт, повышая тем сам,,,.ІСМ;ісМ сиі'^Ч почвы. В настоящее время урен хурты Не СИлУ Пл0,, І,ИЧ'.
Последний день мучуна-разноцВет., РОВоЛитс,Р(Ч девяностодневную четверть цикла и П !аКрь,Васг, важного события - летнего солнцестоя,!^*0'41114^ На *
Летнее солнцестояние, ночь Змеи Фаллоса (22. 06) День похор0
Летнее солнцестояние, приходящееся на 2? "
зируется знаком Змеи, означающим, в дан„0 И'°Ня’ сиМв0 движения Солнца по зимнему пути. Во врсмяМ °ЛуЧае’ "ач^ стояния светило наиболее долго задерживаете?"^ с°лние что в шаманской традиции трактуется как п Неб°сво;|' шение Силы Огня. Считается, что в момент?16*1*06 Во*>іі живому сообщается особая магическая сила р ел°Ма всему на летнее солнцестояние (по славянскому кале Т°Му В н°чь 25 июня) знахари и шаманы уходили на поиски ° 24 совершали заклииательные и предсказательні і ,ебныхтрав Празднование солнцеворота начиналось РИТуалы- землю кола. Кол служил символом Мирового пВРЫВания 6 основанием будущего кострища. Огонь добывался6** " был
«назывался «живым., За*жс„„ый таким ■!' „ становился священным. Шаманы вып “
^ самую красивую девушку, когора, станов"
^:„раадннка- Ес Раздевали и давали вместо одеж^ „венки из полыни и других растений cJZ
М Р5™' танцевали «округ девушки Гпоы' >* S костер- это означало очищение от всех зол п
>*1 ч^стра бРосали одежду больных, после чего «£1
>-Ь^упало выздоровление. Помимо зтото?изТоТов'
>^лическук> фитуру (см. выше о земляном чГ;
5 под конец итриш топили в близлежащей реке фи ^Свизировала духовную силу, дающую рост семени' циклического возвращения дух плодородия снис' ""Гг на землк> только после своей смерти и воскрешая'
jS*1 ФалличеСК0Г0 И3ваяния бы™ главной частью лет
Z мистерий- Месяи солнца (23. 06 - 22. 07)
jvlecflii, идушии за летним солнцестоянием, имеет эвен
„ийское название чорилин - «время солнцепека». Он начи- дается 23 июня и заканчивается 22 июля. В славянской традиции он известен как гро3овт. яреень. тпеч и строении. Ни каких особых дней в этот период не отмечалось jyfecflu рогов (23. 07 - 21. 08) и день Цапли
и Небесного Огня (1. 08)
С 23 июля по 21 августа продолжается месяц udkuh R ЭТОТ период у оленей прекращается рост рогов, с них схолит кожа, обнажая кость. Иркин отражает этот процесс и пеие водится с эвенкийского как «месяц чистки оленьих рогов»"
древние славяне называли иркин по-разному : летопроводеи жнивень, серпень, зарев, густарь и т. д.
Ъш праздник в честь первого движения
Тьмы, соответствующим, по современному стилю, 1 августу
Этот день отмечался не очень ПЫШНО и был посвящен нТ-
0сеННЄЄ Прения ПрИроДпЬ’^ ся на 21 сентября и сим-
И благ" равноденствие пр Шука Паук вновь уравно-
Осеннее р мическимзна т по продолжительности
визируется 0гня и воды И Р в это время исчезают под
вешиваетСиль манским взгляд ухоДит на зимнюю
деНЬ и ночь. ЧО ницЫ, а м ик благодарения
с№,2«£»“ ■yrfm
355 І— —~
|
|
собираются в доме старшего и делают под-.,рЄ‘,нИКИХозяка дома приподнимает подол халата, а |V;lC|C огН*°- '1цие бросают в него горсти ячменя и проса.
таким образом зерно пересыпается в спе- ,,Г,,>аНИС;цек И Хранится в доме вплоть до будущего,1 с лавяне использовали аналогичный мешо-
и,< изготовления особой обрядовой куклы -
рХнюЮ часть мешочка обвязывали лоскутком
Плат’
став*
;Г0М.•]3 яЗ»*—
вЫ*оД пашни» — специально оставленные не сре- ^ х°зЯЙН0лько колосьев. Этим символизируется благо- >ми неСу°земли за полученный урожай. аРн°сТЬД> многодневных празднеств в этот день, судя по
1.|jjyMHblN v [удоЖНо сказать, что это был личный празд-
не было.
вСемУ>нь коТорый давал каждому человеку повод заду- нцк СиЛЫ’ что все в Мире преходяще. Момент равновесия матьсЯ 0 т°^’ся лучшим для обретения гармонии, как с окру- оачал0^ нродой, так и с самим собой. Шаманы уходили ясаКЯ^ей Р и там учились мудрости у других форм жизни „горы и та ц и зверей. Осеннее равноденствие было вре-
, деревьев»
спокойствия и умиротворения. Совершив меНем ти ’ю остановку, годовое колесо вновь трогалось