Л?<г*д по лунному календарю приходится на коней И°ВЬ" февраль по европейскому стилю. Считается что «
Н°“Т Г0да "Р^ХОДИТ разрыв Между *'"'ь|м II буДУшим; 6°Рьоа междУ светом и тьмой, добром»< у народов Центральной Азни лунный Новый год
2. *,“,„итет «белый». Также белым считается и весь месяп за ним. Подготовка к празднику происходит за Оько дней ДО его наступления. Люди убирают террито- "'І аала. очншают юрты от снега и грязи, выбивают по- < чистят на снегу ковры и т.д. Встреча самого Нового ta происходит не в полночь, а с восходом солнца в первый
Іюдвв" день, чтобы не пропустить этого момента їдрсгвуют всю ночь. Существует поверье, что духи, увидев
Zero в эту ночь человека могут принять его за мертвого теМ самым он не получит благословления.
й Тувинцы называют лунный Новый год Шагаа. Обязательным моментом является хождение по гостям, обмен подарками и обильное застолье. У бурят существует обычай праздновать в этот день дни рождения. На Шагаа (бурятск
Сагааіган) производится коллективное жертвоприношение
духам-покровителям местности и рода. Все социальные раз линия на время забываются: богач может посещать юрту бедняка. Считается, что чем больше гостей придет в первый новогодний день, тем счастливее будет наступающий год Двенадцать лунных лет образуют малый цикл, каждый год которого символизируется тем ИЛИ ИНЫМ ЖИВОТНЫМ- мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца обезь' яна. курица, собака, свинья. Помимо этого год имеет свой цвет и стихию: зеленый - дерево; красный - огонь; желтый - земля; белый - железо; синий - вода. Соединение «окраски» года с тем или иным символическим животным создает большой цикл, состоящий из 60-ти лет (12 х 5).
.. I вышеизложенных ритуалов, оорядов и ПрНм
Многие HJ В - ись и остаютСя справедливы по сей Дені> частично сохран со временем подзабылся и Ча
Смысл рвался. но это не означает, что они п0Те'.
стично профа I магичеСкое значение. Возникают новЫе ряли внугрснн^^^ народы. разрушаются государства а религии. ВЫМ* I шает свой мистический бег по небу
I
Шагай
~ П1\ времен дошла до нас мантическая практика с древнеиіи^» используЮТСя косточки от бараньих ло-
ПРИ к ' п слово «шагай» означает «белый». Это дыжек (астрагал^ предСКазаний с помощью астра- отражает пр"М\ственно в дни священного Белого месяца- галов преимуш с наступает Новый год по лунному
Ularaa (Сагаапга. ^ устраивакУТСЯ всевозможные состяза- календарю. На ^ ^ выигрыш во время Шагаа ния. игры. шим предзнаменованием,
считается очень» событиях в Новом году прибе-
Чтобы узнать «Г ^ уточек от бараньих лоды- гаютквыкиды ывлюгся шагаи-*. Раньше косточки
ЖЄК- ГГГ специальную чашку из белого войлока с вы- складывали в си и счастья, встряхивали и выорасы-
жженными на не. днос сейчас их зажимают в правой
вали на серебря>.ыи ^ ковер или поверхность
Л8Д0Г Помимо Урядов Белого месяца шагай можно исполь-
q ппедсказания и в другие дни. зовать для предсказа ^ четырех положе.
Каждая косточка щупает ^ животным; на ребро „„й. символизируемы д (тамээн), вверх - овца
-г; irL (»-»— "ред”
_________ ііЛПІ
Хонин ■ овца
Тэмээн ■ верблюд
Морин конь
4 коня — очень хорошее положение, лучшее предзнаменование;
4 верблюда — все будет успешно;
4 овцы — прочное счастье;
4 козы — ничто не изменится, останется желание что-то поменять;
3 коня, 1 верблюд — вскоре что-то произойдет, где не Ждешь 3 коня, I овца будет
помеха; ь;
3 коня, 1 коза — хороший исход;
2 коня, 1 верблюд, 1 овца — удача, счастье;
2 коня, 1 овиа. 1 коза — без труда будет хорошо;
2 коня, 1 верблюд. 1 коза — хорошо и с пользой;
2 коня, 2 верблюда — работа и дела будут успешны;
2 коня, 2 овны — работа и дела будут с переменным успехом-
2 коня, 2 козы — неудача;
1 конь, 3 верблюда — будет удача;
1 конь, 3 овны — само собой придет большое счастье;
1 конь'3 козы — много сплетен вызовут затруднительнее лота,""
1 конь, 2 верблюда, 1 овца — устойчивость во всем; Л*"Ие,
1 конь, 1 верблюд, 2 овцы — кто-то принесет новости;
1 конь, 1 верблюд. 2 козы — удача;
1 конь, 2 овны, 1 коза — услышите хорошие новости;
1 конь, 2 верблюда, 1 коза — в работе и делах будут помехи
1. конь, 1 верблюд, 1 овца, 1 коза — очень хорошая судьба;
2. верблюда, 1 овца, 1 коза удача;
2 верблюда, 2 овцы — ожидается что-то хорошее;
3. верблюда, 2 козы — промедление вызовет перемены к XyuaA- 1 верблюд, 2 овцы, 1 коза без какого-то успеха, но если
постараться, то все будет хорошо;
1 верблюд, 1 овца, 2 козы — счастье, откуда не ждешь;
1 верблюд, 3 овцы — безуспешность,
1. верблюд, 3 козы — вначале будет тяжело;
4. овцы, 1 коза — жди помощи со стороны;
2. овцы, 2 козы — большое препятствие;
1 овца, 3 козы — без усилий не будет удачи.
Помимо предсказательных целей, шагай использовался и как игра. Известно несколько десятков игр в шагай, распространенных некогда в Монголии, Бурятии и Туве. В игре шагай харвах («стрельба косточками») 8 или 12 астрагалов выкладывали по два и стреляли по ним другими косточками с помощью дощечки. В шагай шуурэх («собирание косточек») астрагалы подбрасывали, а затем собирали пары, лежащие одинаковыми сторонами вверх: 2 козы, 2 овцы, 2 верблюда, 2 коня. Потом
<•• тшощью щелч
<'п г.ж. чтобы не зад^ | лож„лнсь ед«йх °4«од
йж» первом Так „ во " ^РОНОЙ, Є<*«а '>* „0
„я* 1 «™ ™ ««рад Наид °РОМ с ’ *> ^(,гаге
»'»' были m-ры. ад, ОЛь'лее J*e Побе^Наї, Их 0К. ^ичество астрагалоі)Т°Р*х гРе6^о Рри.
дала»). -Ю/”" яок,ин -іог ^'<'сь 0 а".
,*,«№ играли «О ерезд «Лр. g'•' ■* Г«Оес? Иь боЛь
участники садились в *-п ^Лепи ПестПи, Pa* Ve„
«*» 8Sши 42 “"РагалоІ'Л ВЬ1кЪдь,аУН"°гоНо<ФеПа*У»'
ч игроков выкидывал „ ФигУРу 1,1 в „,, 0в°го,*/ > 6рм себе еоогветстві °ЧеРеді Ре°а*«? "’ї’е с „Г -"з-
.;^е в^:<аії:» С: да будет уДачлив в °т, кто см()! ЄмУ Чи*Нуі° Кості большой приплод СКот На6Рать / KojJH4en И
%»'» лро»едев„в **“•»«**
•««голеве ГеР««: в '“РЧІ})
«»*РУгн«водое^^ок леса „а Нее Равн0„
Действующ (Река сщ, ПригоРк<; „ С7»ве
ІУіедьсдь iviam и