Типология права и государства

План лекции:

1.    Понятие типологии, ее виды. История общества и права.

2.    Понятие правовой типологии. Связь типологии права с типологией политических режимов, государств, обществ, цивилизаций. 

3.    Типология права в формационном подходе. Рабовладельческое право. Западный и восточный тип рабовладельческого права. Феодальное право, его специфика. Буржуазное право. Постбуржуазное современное социальное право. Основные положения социалистического права: теория и практика.

4.    Типология права и государства в цивилизационном подходе.

5.    Каноническое право, его сфера действия, предмет, роль и значение в различных типах права.

Типология государства и права — это их классификация, деление на однородные (однотипные) группы, обладающие набором общих, характерных для каждого типа, признаков, с целью сравнительного познания их содержания как развивающейся системы. Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.

Типология включает в себя:

а) исследование критериев деления на типы;

б) характеристику самих типов.

Предпосылками для определения типологии государства и права является целый ряд факторов. В истории человечества существовало и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Все они обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. Но в то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу — исторический тип государства и права.

В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация», которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Марксисткая типология различала рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства и права. Первые три из них, основанные на различных формах частной собственности, именовались эксплуататорскими, а социалистический, основанный на общественной собственности, антиэксплуататорским, высшим типом. Однако этот тип считался временным, необходимым лишь на переходный период от капитализма к коммунизму, при котором государство вместе с правом отомрут и будут заменены общественным самоуправлением, основанным на нравственных, а не на правовых началах.

В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский). Под цивилизацией мы понимаем своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека. Классификация государств на основе цивилизационного подхода плохо разработана, страдает схематичностью и нечеткостью.

В.С. Нерсесянц справедливо отмечал, что в основе любой типологии права и государства лежит в конечном счете определенное понятие права и государства, определенная теоретико-концептуальная трактовка природы, сущности и назначения права и государства. Каково понятие права и государства, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколько и теоретически значимых понятий (концепций) права и государства. В логически последовательной и непротиворечивой типологии права и государства речь должна идти о различных типах (исторически типичных формах проявления) в пределах одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их сущности. Без такого сущностно-понятийного единства вообще нет самих искомых типов права и государства в качестве надлежащих объектов (однородных единиц) некой общей классификации и единой типологии. 

В.С. Нерсесянц выделял следующую последовательность типология государства и права:

1. Античные концепции типологии. Так, античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они при этом относили те формы, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам — те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Данный подход к типологизации государств, основанный на критерии законности и противопоставлении законного правления беззаконию, в той или иной форме широко использовался в последующей политико-правовой мысли и в определенной мере сохранил свое значение до наших дней.

2. Историко-формационный подход Гегеля: концепция духовных формаций.

3. Марксистский историко-формационный подход: концепция экономических формаций.

4. Культурологические и цивилизационные подходы. Но в учении А.Дж. Тойнби о различных цивилизациях нет какого-то специального исследования проблем государства и права, на основе которого в юриспруденции можно строить теоретически и общеисторически значимую типологию государства и права.

5. Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства. выделенные В.С. Нерсесянцем типы права и государства — этнический (рабовладение), сословный (феодализм), индивидуально-политический (буржуазный) и гуманитарно-правовой (правовое государство) — представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.

Следует добавить, что критериев для построения правовой типологии много: по правовому режиму, по типу правового регулирования, по правовым семьям или правовым системам и т.д.

Лекция 3. ПРАВО, ГОСУДАРСТВО И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

План лекции:

1.    Соотношение правового регулирования в традиционных обществах и обществах инновационного развития.

2.    Правовое обеспечение социальных трансформаций как условие устойчивого развития общества и его конкурентности.

3.    Правовое обеспечение реализации новейших достижений современных технологий. Инновационная экономика и право.

4.    Соотношение стабильности и динамичности законодательства в условиях инновационого развития общества. Требования к правовой системе в условиях социальной трансформации.

Соотношение правового регулирования в традиционных обществах и обществах инновационного развития отчетливо прослеживается через теорию сетевого права и государства.

Правовое обеспечение инновационого развития общества связано со следующими моментами. В настоящее время в Республике Беларусь принято уже достаточно большое количество нормативных правовых актов в этой области. Однако стремительное развитие общественных отношений опережает государственное и общественное реагирование. Не имея необходимой правовой базы, достаточно проблематично заниматься данным видом деятельности.

Переход к инновационной экономике невозможен без адекватного и эффективного регулирования отношений, связанных с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности. Основной вопрос заключается в том, каким образом нужно регулировать инновационные отношения. При регулировании инновационных отношений должны применяться методы различных отраслей права. Только применение комплекса методов приведет к достижению наилучшего результата. Поскольку государство заинтересовано в осуществлении инновационной деятельности, достаточно остро встает вопрос о надлежащем управлении в данной сфере.

В связи с этим представляется необходимым определить место инновационного права в системе права. Наличие тесной связи между инновационной деятельностью и предпринимательством позволяет признать инновационное право институтом предпринимательского права при условии, что инновационное право обладает всеми объективными признаками элемента правовой системы. Такими признаками в первую очередь выступают предмет и метод правового регулирования. Определить предмет инновационного права — это значит: во-первых, установить, какие нормы и возникающие на основе их применения отношения являются инновационно-правовыми, во-вторых, найти ту основу, которая объединяет эти нормы и отношения в единый институт права, и, в-третьих, установить характерные черты инновационно-правовых норм и отношений, отличающие их от норм и отношений других институтов права. Итак, какие же нормы и отношения, возникающие при применении этих норм, являются инновационно-правовыми.

 По мнению Т.В. Ефимцевой, предметом инновационного права являются три группы общественных отношений, составляющих определенное единство. Это инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность. Причем первые две группы отношений являются горизонтальными по своей структуре, поскольку возникают между равноправными и независимыми друг от друга участниками, а третья группа представляет собой отношения по вертикали. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Непосредственно инновационные отношения — это отношения по осуществлению инновационной деятельности, возникающие между ее субъектами. Суть этих отношений состоит во внедрении и коммерциализации особых объектов — инноваций. На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия.

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшество — это новая, а также представленная в виде новой комбинации уже известных элементов научная, техническая, технологическая разработка (устройство, метод, услуга или изобретение), имеющая новые потребительские свойства или сферы применения. Нововведение означает, что новшество используется. Иными словами, инновация (нововведение) определяется как реализованное новшество.

Инновация (нововведение) — это результат интеллектуальной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

В экономике инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новшеств. В наиболее общем виде под инновацией понимают «использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности и производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества». В широком смысле инновация — нововведение (преобразование) в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.п., в узком смысле — первое использование изобретения, за которым следует распространение изобретения.

Вторая группа отношений, составляющих предмет инновационного права, связана с созданием новшеств. Новшество — это результат фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, воплощенный в материальную форму. Новшества могут приобретать форму открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства, рационализаторских предложений, научных подходов и принципов и т.д. Без создания новшества невозможно его внедрение, то есть инновационная деятельность. Иными словами, инновационная деятельность начинается только после создания новшества и оценки его экономической эффективности. Процесс же создания новшества остается за рамками инновационной деятельности, но включается в понятие инновационного процесса.

Инновационный процесс — понятие, выведенное и употребляемое зачастую экономистами, но между тем представляющее интерес и для лиц, занимающихся юридической практикой, поскольку только при детальном его рассмотрении можно выяснить, в каком правовом регулировании он нуждается. Понятие «процесс» определяется как ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Рассматривая понятие инновационного процесса, целесообразно привести ряд его интерпретаций. Так, в одной из научных работ инновационный процесс представлен как сложное динамичное образование, связанное с совокупностью последовательных действий, обеспечивающих зарождение, разработку и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства.

С точки зрения Ю.П. Морозова, инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального и иного характера, других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в четыре этапа. На первой стадии проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и т.д. На втором этапе в научных учреждениях проводятся исследования прикладного характера, которые могут привести к потере вложенных средств — инвестиций. На третьей стадии в специализированных лабораториях или в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее в соответствии с основными этапами жизненного цикла продукта.

В общем виде инновационный процесс можно записать так: фундаментальные исследования — прикладные исследования — научно-исследовательская работа — опытно-конструкторская работа - промышленное производство — маркетинг — сбыт. Именно в этой формуле заключается сущность инновационного процесса и направление его осуществления: от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли.

По мнению Т.В. Ефимцевой, наибольшего внимания заслуживает структура инновационного процесса, представленная Е.Д. Житенко, которая состоит из трех стадий: разработка нового продукта; промышленное освоение; распространение или коммерциализация. В свою очередь в стадию разработки нового продукта или процесса входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также защита интеллектуальной собственности. В этап промышленного освоения включаются организация опытного производства, отладка технологических процессов, стандартизация, аттестация, лицензирование, формирование рынка. В стадию распространения входят серийное производство, сбыт, обслуживание, распространение (имитация). При этом следует отметить, что инновационный процесс не завершается первым появлением на рынке нового продукта. Он продолжается и после внедрения продукта в силу того, что нововведение подвержено усовершенствованиям, и, следовательно, способно приобретать новые потребительские качества. Это обстоятельство открывает для такого объекта новые сферы использования и применения, новые рынки сбыта и новых потребителей.

Третью группу отношений, входящих в предмет инновационного права, составляют отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность, которые возникают между государством и субъектами инновационной деятельности. Государство в лице своих органов, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, путем ее регулирования, планирования, контроля и другими способами. Такие отношения строятся по вертикали, поскольку государство доминирует, устанавливает «правила игры» для предпринимателей и в случае их нарушения привлекает к ответственности.

Отдавая должное предмету правового регулирования, необходимо отметить недостаточность этого критерия деления права на отрасли и институты. Поэтому необходимо рассматривать его вместе с методом правового регулирования. В юридической науке нет единогласия в мнениях о методе правового регулирования: должен ли метод вытекать из предмета, то есть определяться видом (типом) общественных отношений, или возможно применение различных методов в одной отрасли и одинаковых методов - в различных отраслях права.

Основываясь на том, что метод — существенное отображение самого предмета, его основных черт и свойств, выступающее как бы во вне по отношению к предмету в целях его более глубокого познания,

С.Н. Братусь полагал, что и практика, и теория правового регулирования доказывают необходимость исходить из единства предмета и метода правового регулирования. Такое единство является правильным классификационным критерием распределения норм по отраслям. Сторонники же признания комплексных отраслей права обращают внимание на то, что, например, метод автономии, то есть относительной самостоятельности субъектов права в выборе решений, имеющих юридическое значение, метод равенства сторон в гражданском правоотношении, метод подчинения в административном праве присущи не только этим отраслям, но присутствуют в той или иной степени в других отраслях права - предпринимательском, трудовом, аграрном, семейном и т.д.

Следовательно, под методом правового регулирования отрасли или института права понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающийся вследствие особых свойств предмета правового воздействия. Метод правового регулирования, применяемый в инновационном праве, характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов: с одной стороны, предоставление широкой свободы субъектам при осуществлении ими инновационной деятельности и, с другой стороны, государственное властное воздействие в виде обязательных предписаний там, где это диктуется интересами общества и государства.

На основании изложенного инновационное право как институт права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо. Приведенное определение раскрывает понятие инновационного права именно как института права. Следует иметь в виду, что термин «инновационное право» используется также в значениях института законодательства, научной дисциплины и учебного курса.

Инновационная функция государства — комплексная функция государства, связанная с реализацией данной задачи как внутри страны, так и за ее пределами. Основным методом осуществления этой функции выступает стимулирование.

Стимулировать инновационную деятельность нужно при помощи предоставления различных льгот, освобождения от ряда платежей в бюджет, предоставления финансовой и иной необходимой помощи.

С целью активизации инновационной деятельности Республика Беларусь поддерживает и способствует развитию международного научно-технического сотрудничества учреждений, организаций, предприятий, общественных, научных и научно-технических объединений, отдельных ученых и специалистов Республики Беларусь, а также создает необходимые правовые и экономические условия для установления ими равноправных отношений с зарубежными и международными субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности.

На международном уровне определено, что правовой основой проведения в жизнь инновационной политики государств являются инновационные кодексы, принимаемые парламентами государств на основе разработанных модельных законов (модельного кодекса), также установлен примерный перечень законодательных актов, рекомендуемых к принятию парламентами государств.

Еще одним немаловажным средством, направленным прежде всего на изучение инновационной деятельности, является стимулирование развития инноватики. Инноватика представляет собой область знаний, развивающую методологию и организацию инновационной деятельности. Немаловажным также является изучение опыта зарубежных государств.

Важно иметь устойчивую правовую систему, позволяющую государству эффективно функционировать максимально продолжительное время в одних и тех же правовых условиях. Стабильное, постоянное во времени законодательство обеспечивает привычную жизнедеятельность граждан и традиционный уклад жизни в обществе. Граждане, инвесторы хотят жить и работать в условиях стабильного законодательства. Они не должны постоянно беспокоиться по поводу частых изменений актов законодательства. Стабильное, даже застойное состояние было характерно для советского законодательства, за 10-20 лет оно изменялось несущественно. Но на протяжении последних 15 лет мы видим, как наряду с ускорением ритма общественной и экономической жизни создается качественно новое законодательство, нормативный массив интенсивно обновляется. Однако требование стабильного законодательства, тем более в условиях инновационного общества, остается залогом устойчивого развития государства, поддержания благоприятного инвестиционного климата, жизненного уклада граждан. Только видя перспективу можно вести бизнес. Страна, в которой законодательство непредсказуемо не будет конкурентоспособной. 

В плане стабильности законодательства Республики Беларусь предприняты следующие меры. В 2002 г. Президент Республики Беларусь одобрил Концепцию совершенствования законодательства Республики Беларусь и Программу подготовки проектов законов Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и перспективной кодификации законодательства Республики Беларусь. Эти документы стратегического характера определили направления стабилизации национального законодательства, этапы качественного его обновления.

С 1998 г. в Республике Беларусь введено ежегодное планирование подготовки законопроектов, что сдерживает спонтанное, внесистемное принятия нормативных правовых актов. В развитие закона или на его основе принимаются акты правительства, министерств, местных органов власти. Зная перспективы законотворчества, можно предсказать принятие актов иных видов, направления развития законодательства в целом.

Планы формируются Национальным центром законодательства и правовых исследований на основе программных документов (концепций) развития тех или иных сфер общественных отношений, ежегодных посланий Президента белорусскому народу и Национальному собранию, а также предложений государственных органов и иных организаций (в том числе научных), общественных объединений и граждан. Центр оценивает такие предложения на предмет соответствия реальным социально-экономическим и общественным потребностям. По этим причинам отсеивается более половины поступивших предложений.

Особенно важно на этапе проработки вопроса о подготовке законопроекта всесторонне спрогнозировать возможные последствия его принятия с тем, чтобы в последующем не возникли проблемы при применении закона, были достигнуты цели, для которых он разрабатывался, и не потребовалось бы внесение в закон изменений сразу после его принятия.

Стабильность законодательства достигается: планированием нормотворческой деятельности, через качество нормативных правовых актов, их эффективность, через исключение пробелов, ограничение частых корректировок, не оказывающих существенного влияния на правоприменение, требование системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. Последнее означает, что предложения по корректировке нормативных правовых актов должны накапливаться и объединяться в рамках комплексных изменений в эти акты. Т.о., существенно сокращается как количество самих нормативных правовых актов, так и случаев их изменения.

Залогом стабильности правовой системы выступает соблюдение требований к подготовке и принятию проектов актов на всех уровнях: от законов и актов Президента до решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. В этих целях центром были разработаны Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» и Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденные указом Главы государства. Кроме того, Национальный центр законодательства и правовых исследований инициировал разработку проекта закона «О правовых актах», требования которого должны распространяться не только на нормативные правовые акты, но и на все виды принимаемых государственными органами решений. Этот законопроект внесен в Палату представителей.

 Законы «О Президенте Республики Беларусь», «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», указы Главы государства в сфере нормотворчества определили роль ключевых государственных органов в законопроектной и иной нормотворческой деятельности.

Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, — такая задача была поставлена и в Директиве №4, принятой в декабре 2010 года.

Кроме того, требованию стабильности правовой системы не соответствуют многочисленные поправки, вносимые в акты законодательства в течение достаточно короткого периода времени. Например, в 2010 г. чаще одного раза в год (от двух до семи раз) изменялись 6 кодексов и 13 иных законов, а в 2011 г. — 13 кодексов и 15 иных законов, несмотря на существующее в законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» ограничение на внесение изменений в нормативный правовой акт ранее чем через год после его принятия (издания). При этом имели место факты неоднократной корректировки кодексов и иных законов в течение одной недели и даже дважды за один день.

Что мешает стабильности? Как правило, необходимость приведения законодательства в соответствие с вновь принятыми актами большей юридической силы и международными договорами в целях обеспечения непротиворечивости и системности правового регулирования, что влияет на частоту корректировки нормативных правовых актов. При этом разработчики часто связаны жесткими сроками проведения этих мероприятий.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности по подготовке проектов законов и обеспечения стабильности законодательства на основе предложений центра издано Распоряжение Премьер-министра Беларуси от 3 июня 2011 года №72р «О дополнительных мерах по качественной подготовке законопроектов». Там новые требования в области нормотворчества, которые отражены в проекте Закона «О правовых актах».

В этом законопроекте закреплены принципы законности, социально-экономической обусловленности, системности, комплексности, стабильности правового регулирования общественных отношений и меры по обеспечению этих принципов, предусмотрены положения, обязывающие одновременно с разработкой нового акта подготавливать пакет актов, направленных на его обеспечение. Кроме того, на повышение качества правовых актов направлены заложенные в законопроекте нормы о публичном обсуждении проектов актов, обязательном прогнозировании последствий их принятия, правовом мониторинге.

В современных условиях достижение абсолютной стабильности законодательства не возможно. Сегодня отдельные сферы и отрасли права (таможенное и налоговое законодательства) и отдельные направления социальной сферы (жилищные отношения) переживают революционный период. Это обусловлено постоянным развитием общественных отношений, вовлечением Беларуси в мировое сообщество, в интеграционные процессы как на постсоветском пространстве, так и в европейском направлении.

Нельзя говорить о нестабильности как недостатке правовой системы. Происходящие изменения продиктованы современным развитием государства и общества.

Соблюдение требования стабильности должно оставаться главным ориентиром нормотворческой деятельности. Однако стабильность законодательства во времени (временная стабильность) должна быть трансформирована в стабильность правового содержания. Поэтому всем участникам нормотворческой деятельности необходимо акцентировать внимание на содержательную стабильность - на сохранение базовых основ законодательства, преемственность и предсказуемость правового регулирования общественных отношений.

Депутатам, иным участникам законотворческой деятельности нужно совершенствовать технологии подготовки и принятия законов с тем, чтобы они не приводили к увеличению количества принимаемых законов и вносимых в них изменений. Повышению качества законов, стабильности законодательства способствует проведение правового мониторинга - анализа законодательства и практики правоприменения, эффективности правового регулирования, а также публичные обсуждения проектов правовых актов. Соответствующие положения нашли отражение в проекте Закона «О правовых актах».

Деятельность государственных органов должна быть направлена на достижение баланса между стабильностью и динамичностью законодательства. Эта задача сложная, и ее решение невозможно без совместных усилий Администрации Президента, палат Национального собрания, правительства, центра, всех других государственных органов.


 

 Нормы права

План лекции

1. Право в объективном смысле. Объективное и субъективное право. 

2. Понятие правовой нормы, ее признаки. Особенности правовых норм: обязательность, формальная определенность, конкретность в определении круга субъектов права, их прав, обязанностей и гарантий.

3. Содержание нормы права. Позитивное обязывание, дозволение, запрет в содержании норм права. 

4. Структура правовой нормы. Двухзвенная и трехзвенная структуры правовой нормы. Понятие гипотезы, диспозиции, санкции. Виды диспозиций и санкций правовых норм.

5. Виды правовых норм. Разграничение правовых норм по видам регулируемых общественных отношений, по характеру регулирования, по функциональной роли, по форме выражения предписаний, по сфере действия, по субъекту правотворчества и иным критериям.

Правовая норма — содержащаяся в нормативных правовых актах (позитивизм) или  другом источнике права (непозитивизм) общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление (правило поведения) субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

Различают следующие признаки правовой нормы: правовые нормы есть разновидность социальных норм, т.е. правил поведения, они носят общий, обязательный характер, обладают формальной определенностью, системностью и отражают связь с государством. Она обладает всеми признаками социальных норм, например, норма права неперсонофицирована, т.е. обращена к неопределенному кругу лиц и рассчитана на неоднократное применение. Как правило правовая норма предписывает правильный, оптимальный с точки зрения общества и государства, и потому обязательный порядок действия субъекта права. Кроме того, у нее есть специфические признаки — обеспечение государственным принуждением и механизмом юридической ответственности, иерархичность, преимущественно писанный официальный характер, принимаются уполномоченными субъектами правотворчества (будь то народом в случае обязательного референдума или др. субъектами для др. норм). Формальная определенность означает то, что норма права четко зафиксирована в конкретном правовом источнике и имеет четкие границы действия.

Норма права есть первичный элемент правовой системы, ее клеточка, с одной стороны. С другой стороны, она сама есть система. Системность означает то, что каждая норма сама есть система гипотезы, диспозиции и санкции, а также то, что все нормы права выстраиваются во внешние системы (правовой источник, отрасли законодательства или права). Ни одна норма не может действовать вне связи с другими нормами или обособленно от них. Все нормы выстраиваются в иерархию по юридической силе.

Нормы права раскрывается через понятие нормативности, которое в юридической литературе означает: 1) направленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не какого-либо конкретного отношения; 2) неперсонифицированность (неконкретность) адресата нормы; 3) неопределенность числа случаев, на которые рассчитано действие нормы.

Этим она отличается от индивидуально-правовых предписаний (велений), служащих основанием для возникновения конкретного общественного отношения, устанавливающих конкретный круг субъектов, которым они адресованы, и носящих разовый, однократный характер.Различают логическую и реальную структуру правовой нормы. Логическая норма выявлена логическим путем, есть правило поведения с полным комплектом признаков, раскрывающих государственно-властное веление. Логическая структура типичной нормы права трехзвенна: гипотеза («Если…..»); диспозиция – («то…..»); санкция («иначе….»). Например, рассмотрим норму, записанную в Законе «О нормативных правовых актах»: «Принятые (изданные) нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции Республики Беларусь». По структуре это выглядит так: если вы есть министерство, иной республиканский орган государственного управления или Национальный банк Республики Беларусь, то вы должны принятые (изданные) нормативные правовые акты отдать на обязательную юридическую экспертизу в Министерство юстиции Республики Беларусь, иначе наступает юридическая ответственность. Если вы есть Министерство юстиции Республики Беларусь, то вы должны провести обязательную юридическую экспертизу принятых (изданных) нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, иначе наступает юридическая ответственность. Логическая структура в правовых источниках встречается исключительно редко. Реальная структура правовой нормы всегда двухзвенна, т.е. состоит либо из гипотезы и диспозиции для регулятивных норм, либо из гипотезы и санкции для охранительных. Реальная структура отражена в тексте нормативного правового акта или в др. источнике права. Например, рассмотрим вышеуказанную норму Закона «О нормативных правовых актах»: она регулятивная, т.к. санкция в ней не зафиксирована, а подразумевается логически. Поэтому соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта следующее: нормы бывают прямо зафиксированные, отсылочные (когда имеет место отсылка санкции или диспозиции к др. статье этого же нормативного правового акта, либо бланкетные, т.е. есть отсылка к др. нормативному правовому акту или вообще др. правовому источнику). Правовая система обязана обеспечить наличие всех структурных частей нормы (хотя бы логически), иначе она не заработает. Например,.1 ст. 144 УК Республики Беларусь зафиксировала правоохранительную норму: «Причинение смерти по неосторожности наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок». Ее логическое раскрытие следующее: «Если причинена смерть по неосторожности (гипотеза), а причинение смерти по неосторожности запрещено под страхом уголовного наказания (диспозиция), иначе такие действия наказываются исправительными работами…». Гипотеза правовой нормы — это конкретные условия, при наличии или отсутствии которых действует данная правовая норма. Диспозиция — правило поведения, закрепляющие права и обязанности субъектов права. Санкция — неблагоприятные последствия, предусмотренные мерами принуждения в случае неисполнения обязанностей диспозиции нормы права.

Имеются следующие виды структурных частей нормы: виды гипотез:

по форме выражения — абстрактные (используется обобщающая формулировка, например, просто дана дефиниция, юридическая конструкция – вина, юридическое лицо) и казуистические (конкретно перечислены обстоятельства действия нормы права);

по наличию или отсутствию юридических фактов — положительные (указывают на необходимость наличия юридических фактов для действия нормы права) и отрицательные (указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы права), чаще бывают смешанные. Например, налог на «тунеядцев» предусматривает смешанную гипотезу, норма о выборе Президента республики Беларусь также – отсутствие судимости и наличие фактов достижения возраста 35 лет, ценза оседлости не менее 10 лет в Республике и факта победы в выборах.

Диспозиции по способу изложения бывают — простые (называю вариант поведения, но не раскрывают его), описательные (описывают все существенные признаки поведения); простой (все признаки элемента правовой нормы не раскрываются в силу их очевидности или указывается на самые общие их признаки) и развернутый (указываются главные признаки элемента нормы права. Например: «Вымогательство, т.е. требование передачи чужого имущества или права под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких,- наказывается…;

Санкции по степени определенности бывают – абсолютно определенные (в них точно определен вид наказания) и относительно определенные (в них точно определен вид наказания, а его пределы варьируются от минимального до максимального или только до максимального); различаются санкции по отраслям права (уголовно-правовые, административно-правовые, конституционно-правовые и т.д.); репрессивные (карательные), например, штраф, и реститутивные (правовосстановительные), например, восстановление в правах, отмена незаконного правового акта, взыскание алиментов.

Бывают следующие в иды гипотез, диспозиций и санкций: простые (содержат одно обстоятельство, необходимое для действия нормы права, один вариант поведения.), сложные (содержат два и более обстоятельств действия нормы права, вариантов поведения, вариантов санкций, в) и альтернативные (содержат несколько обстоятельств, несколько вариантов санкции или поведения, каждое из которых является достаточным для действия нормы права); прямые (гипотеза, диспозиция или санкция прямо записаны в статье данного нормативного правового акта), отсылочные (на другую статью того же нормативного правового акта) и бланкетные (к другому нормативному правовому акту или источнику права). Приведем пример отсылочной нормы: «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) наказывается…. Те же деяния, совершенное: а) группой лиц о предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -наказывается…». Слова «те же деяния» указывают на отсылочную гипотезу нормы. Вот пример бланкетной нормы: «Нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте, -влечет…», «Нарушение водителями транспортных средств правил переезда железнодорожных переездов, - влечет...». Здесь бланкетные гипотезы отсылают к соответствующим правилам.

Следует помнить, что в уголовном праве гипотеза называется диспозицией.

Виды правовых норм чрезвычайно разнообразны. Для начала разделим нормы права на типичные (логические и реальные, т.е. двух или трехзвенные) и нетипичные. Нетипичные нормы права отличаются в первую очередь по структуре. Они не являются правилами поведения субъектов права, а обеспечивают действие типичных норм. Иногда их даже называют не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. для эффективного действия права требуются и типичные, и нетипичные нормы права.

Нормы-правила поведения — нормы непосредственного регулирования поведения субъектов права.

Отправные, учредительные, исходные первичные нормы — определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели и задачи, принципы, пределы, методы, направления, закрепляют правовые понятия и категории в дефинициях. Эти нормы имеют боле общий характер (высокую степень абстрагирования), играют особую роль в механизме правового регулирования, а именно определяют его основы, исходные начала. Они не содержат прав и обязанностей субъектов права, а получают логическую конкретизацию в типичных нормах, нормах-правилах поведения. Их называют нормами прямого действия, т.к. на них допустимо ссылаться (особенно на нормы-принципы) при решении правового казуса. [2] Их роль в последнее время возросла. Иногда даже говорят о более высокой юридической силе нетипичных норм.

 Различают следующие виды отправных (нетипичных) норм права:

нормы-начала — конституционные положения, закрепляющие основы экономического строя, политического и государственного устройства;

декларации — благие пожелания. Так, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

нормы-преамбулы — в некоторых нормативных правовых актах (кодексах) есть преамбулы, но далеко не все правоведы, в отличие от Г.А. Василевича, согласны с тем, что эти положения есть нормы права, т.е. обладают всеми признаками норм права. Нормы-преамбулы называют еще определительно-установочными предписаниями, т.е. они определяют цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия;

нормы-принципы — предписания, закрепляющие принципы права. Они слабо отличимы от норм деклараций, т.к. оба вида могут служить и правовым принципом, например: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права». Они очень важны при аналогии права и закона;

  нормы-дефиниции — предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий;

коллизионные нормы — предписания, регулирующие порядок устранения коллизий (противоречий) между правовыми нормами;

оперативные нормы — нормы-инструментарии, определяющие время и порядок вступления в силу нормативных правовых актов или утраты таковой, они пролонгируют действия нормативных правовых актов и распространяют их действие на др. общественные отношения;

нормы-гарантии — обеспечивающие обязательность действия др. норм.

Типичные нормы делятся на регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение и содержат права и обязанности субъектов права) и охранительные (рассчитанные на неправомерное поведение, содержат негативные санкции, меры государственного принуждения). Охранительные нормы содержатся, например, в Уголовном кодексе.

Регулятивные нормы права по содержанию делятся на: о бязывающие (предписывают совершать активные правомерные действия: «Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или неуказанному в договоре лицу…»; запрещающие (устанавливают запреты на совершение действий или воздержание от их совершения: «Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод». запрещающие похожи на охранительные нормы. но в них нет санкций); управомачивающие (предоставляют право на совершение определенных действий: «для проживаня граждан на период работы или учебы могут быть использованы общежития»).

По отраслевому признаку (критерий регулируемых общественных отношений) правовые нормы бывают: конституционного права; административного права;

гражданского права; уголовного права; гражданско-процессуального права;

уголовного процессуального права и т.д.

     Нормы материального права регулируют содержательную сторону общественных отношений, а процессуальные нормы — порядок осуществления материальных. Нормы публичного права охраняют общественный интерес, а нормы частного — частный интерес. Есть нормы постоянного, непрерывного действия и дискретного действия (например, привлечение к ответственности, т.к. нужен весь состав правонарушения), которые возникают, изменяются или прекращаются в зависимости от определенных юридических фактов, от волеизъявления людей.

Более обобщенно по названному критерию их можно объединить в: материально-правовые нормы; процессуально-правовые нормы; а также: нормы частного права; нормы публичного права.

Нормы права по объему правового регулирования делятся на: общие нормы (регулируют определенный вид общественных отношений); специальные (более узкий круг общественных отношений) и исключительные (оговорки) (устанавливают исключения из общих и специальных норм). Специальная норма отменяет в регулируемой части общую норму.

Нормы права по методу правового регулирования различаются на: императивные (строго властный, предписывающий характер, который нельзя изменить соглашением сторон) –, например, административное и уголовное право; диспозитивные (автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим договориться по процессу реализации правоотношения, например, в гражданском праве: «Должно быть то, если иное не установлено договором»; рекомендательные (содержат желательное для государства правило поведения), например, в нормах международного права.

 По юридической силе бывают нормы закона и подзаконных нормативных правовых актов. В зависимости от источника права бывают писаные и устные, по сфере действия — общего (распространяются на всех граждан, на всю территорию государства), ограниченного действия (на определенную категорию лиц – пенсионеры, студенты или на определенную территорию – заповедники, свободные экономические зоны и т.д.) и локального действия (на отдельные государственные или частные организации). Они соотносятся в случае коллизии как нормы актов вышестоящих органов и нижестоящих.

По субъектам правотворчества различаются нормы, происходящие от государства, и от гражданского общества (например, референдумные нормы). различаются также: нормы, принимаемые президентом; нормы, принимаемые парламентом; нормы, принимаемые правительством; нормы, принимаемые государственными органами управления и др.

По способу закрепления различают: нормы нормативных правовых актов, нормы нормативных договоров, нормы судебной и административной практики (прецеденты), нормы правовых обычаев, нормы, вырабатываемые правовой доктриной (наукой) или религиозной доктриной.


Правовые отношения

План лекции:

1. Общая характеристика правовых отношений как разновидности общественных отношений. Классификация правоотношений.

2. Состав (элементы) правового отношения. Условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридические факты и их классификация. События и действия. Действия правомерные и неправомерные. Преступления и поступки.

3. Содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность.

4. Субъекты правовых отношений, их виды. Понятие правосубъектности. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правовой статус. Индивиды (физические лица) и организации. Коллективные субъекты. Юридические лица, их признаки. Государство как субъект правовых отношений.

5. Объекты правовых отношений. Материальные и нематериальные блага. Имущество и права. Действия как объекты правовых отношений.

  Правоотношение в широком смысле – возникающие до закона общественное взаимодействие, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, и реализуют их в порядке, не запрещенном государством (непозитивизм). Правовоотношения, возникающие до закона, служат источником правовых норм, т.е. формируют волю государственного правотворческого субъекта. Такие правоотношения обеспечиваются самими участниками правоотношений, без участия государства. Создание правовых норм такого типа снизу есть правообразование. Существование правоотношений до издания государственных норм это явление такого же плана, как и существование естественных прав человека. Исторически первоначально право возникло как система правоотношений, которые позже нашли отражение в правовых нормах. Существуют в отношениях обмена и производства и распределения материальных благ. Здесь действует принцип права «Разрешено все, что не запрещено законом».

 В узком смысле   правоотношения общественные отношения, урегулированные нормами права (т.е. нормами нормативных правовых актов — поэтому они есть законоотношения) (позитивизм, этатизм); возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и обязанности, обеспеченные государством; это индивидуализированная правовая связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными субъектами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства.

 Подразумевается правовая норма в действии. Государство принимает меры по обеспечению правоотношений. Правоотношения такого типа есть средство перевода общих установлений правовой нормы (объективного права) в конкретные субъективные права и обязанности субъектов правоотношений (субъективное право).

Признаками правовых отношений (позитивизм) являются: их понимание как разновидности общественных отношений; они носят волевой характер; возникают на основе норм права; обнаруживают наличие у сторон субъективных прав и обязанностей (средство перевода объективного права в субъективное); обеспечены возможностью государственного принуждения; двусторонняя и индивидуальная связь связь между управомоченным и обязанным.

Правоотношение, являясь всегда общественным отношением, обладает рядом специфических признаков:

1) оно возникает и развивается только на основе действующих норм права. Связь субъектов, противоречащая праву или не основанная на действующем праве, представляет собой либо правонарушение, либо общественное отношение, которое остается вне сферы правового регулирования. Отношения, не урегулированные нормами права, не могут породить юридически значимых последствий, превратиться в правовые. Исключением являются правоотношения, не регламентированные действующим правом, при наличии пробелов в праве, обусловленных дефектами существующего законодательства. Вместе с тем, все подобные ситуации разрешаются на основе действующих сходных норм или принципов права;

2) правоотношения – это всегда индивидуализированная связь. Их участники определены поименно. Существуют отношения, в которых конкретно определен лишь носитель правомочия (отношения, вытекающие из права собственности, авторского права). Обязанной стороной в таких отношениях выступает каждый;

3) в правоотношениях конкретная связь между его участниками выражается через их субъективные права и юридические обязанности;

4) правоотношение представляет собой волевую связь. Это означает, что они неразрывно связаны с волей и сознанием человека.

Правоотношение становится возможным в результате волеизъявления (волевого действия) всех его участников (горизонтальное правоотношение, основанное на равенстве сторон) или хотя бы одного участника (вертикальное правоотношение, основанное на подчинении одной стороны другой);

5) правоотношение охраняется государством. Его участник, который находит свое право в конкретном правоотношении нарушенным, имеет право обратиться в компетентные органы за защитой. Через государство равный или подчиненный участник может в одностороннем порядке навязать свою волю другому, равному или властному, участнику.

 

Предпосылками возникновения правоотношения выступают: социальные предпосылки — фактические социальные отношения и связи, возникающие в обществе и требующие закрепления; юридические наличие норм права, правосубъектоность субъектов правоотношений, и наличие юридического факта как основания движения правоотношения.

Виды правоотношений бывают по субъекту — общие и специальные; по типу правового регулирования общие (общеразрешительные и общезапретительные) и конкретные;

по типу правовых связей — относительные (все субъекты правоотношения определены поименно) и абсолютные (четко определено управомоченное лицо, а обязанные — все и каждый, поскольку они обязаны воздержаться от нарушения субъективного права управомоченного);

односторонние (на одно стороне лежат права, на другой — обязанности), двусторонние (на каждой из сторон лежат и права, и обязанности) и многосторонние (правоотношения с посредником);

по количеству согласованных воль выделяются односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

В одностороннем правоотношении выражается воля одной стороны (доверенность, завещание). Для того, чтобы правоотношение продолжилось необходимо выражение воли второй стороны. Односторонние правоотношения не следует путать с двусторонними отношениями, основанными на методе власти и подчинения, когда воля одной стороны навязывается другой стороне и тем самым они согласуются.

В двустороннем правоотношении выражается воля двух сторон. В многосторонних – согласуются воли трех и более сторон (договор о совместной деятельности; [3]

активного (обязанность одной стороны состоит в совершении активных правомерных действий, а право другой стороны состоит лишь в требовании исполнить эту обязанность — налоговые отношения) и пассивного типа (обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных правовыми нормами). Пассивное правоотношение, например, — отношения собственности.

по форме реализации права — осуществление права, исполнение обязанности, выполнение запрета, исполнительное производство правопримененительной деятельности; по целям правоотношения — охранительные (в случае правонарушения) и регулятивные (рассчитанные на правомерное поведение).

 

Различные исследователи в понятие «содержание правоотношения» вкладывают различный смысл. По мнению одних, содержание правоотношения – это совокупность субъективных прав и обязанностей, которыми наделены его участники. По мнению других, к содержанию относятся фактические действия (поведение) участников, основанные на субъективных правах и юридических обязанностях в конкретном правоотношении. Третьи выделяют формальный и материальным аспект содержания. Формальное содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, а материальное – совокупность конкретных действий, основанных на субъективных правах и юридических обязанностях. Иными словами, содержание правоотношения представляет собой единство прав, обязанностей и действий участников.

Преобладает первая точка зрения.

Субъективное право и юридическая обязанность представляют собой меру свободы участников правоотношения. Субъективное право – это мера возможного поведения. Субъект реализует свое право в силу внутреннего убеждения, а не внешнего принуждения. Содержание субъективного права выражается в триединой возможности: использовать свое право (поступить определенным образом), отказаться от использования своего права (воздержаться от действий), требовать от другого субъекта соблюдения своего права, создания условий для его использования под угрозой применения государственного принуждения (право требовать определенного поведения от обязанного лица). Некоторые авторы отдельно выделяют возможность обратиться в государственный орган за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность представляет собой меру должного (необходимого) поведения участника правоотношения. Отказ от исполнения своей обязанности в конкретном правоотношении не возможен без согласия на то управомоченного лица.

Исполнение обязанности осуществляется путем активного либо пассивного поведения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности влечет применение юридической ответственности.

Обязанность активного поведения заключается в совершении участником определенных действий, направленных на обеспечение реализации прав управомоченного субъекта. Пассивное поведение выражается в воздержании от активных действий, совершение которых приводит к нарушению установленного запрета.

Субъективные права и юридические обязанности неразрывно связаны друг с другом. Одно без другого не существует. В литературе говорят о корреспондирующем характере прав и обязанностей, когда конкретному праву корреспондирует (соответствует) конкретная обязанность. В большинстве правоотношений каждый участник выступает одновременно и управомоченной, и обязанной стороной.

Состав правоотношения (структура) — понятие, охватывающее субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения. Содержание правоотношения различается: юридическое — возможность действий управомоченного (реализация правомочия), необходимость действий (реализация обязанности) или воздержание от них обязанного (реализация запрета); фактическое — сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Элементами содержания правоотношения иногда называют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право и обязанности неразрывны и взаимообеспечены.

Субъективное право — мера возможного поведения субъектов правоотношения. Как мера оно имеет границы, возможное означает возможность добровольного отказа от права, осуществляется в интересах управомоченного, и обеспечивается обязанностями других лиц.

Оно включает в себя: право на собственные фактические действия (собственник вправе использовать вещь по своему усмотрению и прямому назначению вещи); право на юридические действия (собственник вещи может ее продать, заложить, обменять и др.); право требования (займодавец вправе требовать от заемщика возврата денег или вещей); право притязания (заключается в возможности привести в действие аппарат государственного принуждения — принудительно вернуть долг, восстановить незаконно уволенного).

  Юридическая обязанность — предписанная обязанному лицу и обеспечения возможностью государственного принуждения мера необходимого (должного) поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Признаками юридической обязанности выступают следующие моменты: отказаться от обязанности нельзя; пределы должного поведения точно определены; осуществляется в интересах управомоченного; обеспечивается мерами государственного принуждения (юридической ответственностью и мерами защиты); реализуется в формах: 

1. совершение конкретных активных действий;

2. воздержания от запрещенных действий (пассивное поведение);

3. претерпевание ограничения в правах личного, имущественного или организационного характера (меры юридической ответственности).

Структура юридической обязанности включает в себя: необходимость совершения определенных действия или воздержания от них; необходимость для правообязанного отреагировать на законные требования управомоченного; необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право; необходимость нести ответственность за ненадлежащее и несвоевременное исполнение этих требований.

Лица, обладающие правами, называются управомоченными; а несущие обязанность — обязанными.Так, по договору займа управомоченной стороной является займодавец, обязанной — заемщик. Чаще всего каждая из сторон является и управомоченной и обязанной стороной, т.к. правовое отношение может состоять из одной или нескольких правовых связей. Так, по договору купли-продажи включает минимум две правовые связи: право покупателя получить товар и обязанность продавца получить деньги за проданный товар, вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить определенную по договору сумму.

В нем выделяются субъект, объект и содержание.

Субъекты правоотношений – это участники конкретных правоотношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъекты правоотношений – это всегда субъекты права. Эти два понятия соотносятся как частное и общее.

Субъекты правоотношений подразделяются на физических и юридических лиц. Специфическим субъектом выступает государство.

Физическое лицо – это любой и каждый человек: гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Гражданами Республики Беларусь являются лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (18 августа 2002г.), а также лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с данным Законом.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

 

Виды субъектов правоотношения таковы: индивидуальные граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством (у неграждан по сравнению с гражданами правовой статус ограничен); коллективные государство, организации, социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив). Нация выражает свою волю по самоопределению. Народ осуществляет свои прав непосредственно через прямое волеизъявление и опосредовано через избираемые государственные органы. Чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации (опосредовано).

 Государство в правоотношениях представляют: государственные органы; государственные учреждения; государственные предприятия. Государство участвует в отношениях: в международно-правовых; в конституционно-правовых; в гражданско-правовых; в уголовно-правовых.

Негосударственные субъекты правоотношений представлены общественным объединениями; хозяйственными организациями; религиозными организациями. Они действуют в сфере политики (партии), защиты прав граждан,  в государственно-правовых отношениях, административных, трудовых, процессуальных и др. отношениях. Многие из них являются юридическими лицами.

Юридическое лицо организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету.

Исходя из данного определения, юридическими лицами являются субъекты, обладающие следующими признаками:

1) организацией, т.е. структурно организованным коллективом физических лиц. Организационная структура проявляется в наличии руководителя, собрания акционеров, учредителей, бухгалтерии, производственных отделов, ревизионной комиссии и т.д.;

2) обособленным имуществом. Имущество юридического лица отделено от имущества физических лиц (директора, акционера, бухгалтера, работников), его составляющих, и принадлежит самому юридическому лицу на праве собственности или производном от него праве;

3) возможностью приобретения прав, исполнения обязанностей и несения ответственности от своего имени самостоятельно. Права и обязанности в правоотношении с участием юридического лица приобретает само юридическое лицо, а не физические лица, действующие от его имени;

4) способностью быть истцом и ответчиком в суде.

Организация физических лиц, обладающих названными признаками, является юридическим лицом. Организация, не обладающая хотя бы одним из них, не может признаваться таковым.

Государство как субъект права и правоотношений не является собственно ни физическим, ни юридическим лицом. Вместе с тем к нему, если иное не предусмотрено законодательством, применяются нормы, регулирующие статус юридического лица. Специфика государства проявляется и в том, что от его имени действуют компетентные государственные органы, которые, в свою очередь, являются юридическими лицами. Государство как субъект правоотношений – это либо Республика Беларусь, либо соответствующая административно-территориальная единица (область, район, город и др.).

 

 Граждане — самые многочисленные субъекты правоотношений. Правовой статус личности — это правовое положение личности в обществе и государстве.

Государственный орган гражданин или коллектив граждан, наделенных государственно-властными полномочиями, управомоченные государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере, действующие в рамках своей компетенции в установленном порядке.

Признаками государственных органов считают: наделение их государственно-властными пол


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: