Правосознание и правовая культура

План темы:

1. Понятие правового сознания. Правосознание как форма общественного сознания.

2. Структура правового сознания, его виды и уровни. Правовая идеология и правовая психология.

3. Функции правосознания: отражательно-познавательная, информационная, оценочная, регулятивная, воспитательная.

4. Соотношение правосознания и права. Правовой нигилизм. Правовой идеализм.

5. Правовая культура как составная часть культуры общества. Структура, уровни и виды правовой культуры. Правовая культура общества и личности. Теоретический, профессиональный, обыденный уровни правовой культуры. Разновидности профессиональной правовой культуры.

6. Функции правовой культуры: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная.

7. Основные направления повышения правовой культуры. Правовое воспитание и правовое образование, их содержание и цели. 

 

Правосознание совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в обществе; форма общественного сознания. Оно есть неизбежный спутник права на всех стадиях механизма правового регулирования, т.к. право есть регулятор отношений людей, а люди наделены волей и сознанием. При смене правовой системы правосознание становится источником права.

Особенности современного правосознания таковы: складывается социальная структура постсоветского общества, включая правосознание как «старых» (из советских времен) и «новых» социальных групп; необходимо осознание социальной ценности права всеми слоями общества (и элитой); право ассоциируется с императивом, который не надо нарушать, а закон -с уголовным законом; диспозитивные нормы были мало знакомы населению; правосудие носит карательную направленность, есть недоверие к суду; традиционный приоритет совести и морали перед позитивным правом; неукомплектованность юридического корпуса и его недостаточная квалификация; плохое знание своих прав и обязанностей (респонденты не знали, что такое естественное право).

Э.Ю.Соловьев писал: «Советская» мысль об отмирании права привела к глубокому дефициту правосознания». В России 96 % опрошенных понимают важность овладения элементарной правовой грамотностью. Но лишь 37 % демонстрировали знания о своих конституционных правах и обязанностях.

Наибольший процент опрошенных (31,7 %) среди всех отраслей права выявил определенное представление об уголовном праве. Лишь каждый пятый опрошенный имел определенное представление об элементарных правовых категориях. Ограничить граждан в правах человека согласны, согласно результам опрос-теста в Российской Федерации: соблюдая приоритет интересов государства; в интересах других людей; в интересах следственных органов;

в случае военных действий; в борьбе со стихийными бедствиями. Эти результаты показали полное непонимание идеи прав человека респондентами.

Структурой правового сознаниям охватывается: правовая идеология и правовая психология, оценка, волевое решение о поведении (определено правовой установкой), правовая коммуникация и информация.

Правовая идеология — систематизированное научно обоснованное теоретизированное выражение правовых взглядов, оценок, идей, концепций, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

Идеология права охватывает огромный пласт от идей Г.Гегеля до рассуждений обывателя о действующем праве. Ее основу составляет государствен­но-правовая идеология (общепринятая в обще­стве система политических и правовых идей). Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. Правовая идеология в РБ это идеи правового социального государства, суверенитет, приоритет прав человека.

Правовая идеология тесно связана с юридической наукой, которая прида­ет идеологии теоретический, систематизированный характер. Формирование правовой идеологии проходит как процесс теоретического осознания интересов слоев, групп населения, общества, его целей и задач. В ее разработке принимают участие теоретики права, политические деятели, юристы-практики, учитывающие условия жизни общества, расстановку социальных сил, уровень общественного сознания, социальную психологию и др. факторы жизни общества.

Основная роль правовой идеологии заключается в том, что она лежит в основе правотворчества. Она главный и активный элемент в правосознании, обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.Правовая идеология в идеологически и экономически здоровом обществе с развитой правовой культурой должна формироваться как процесс выявления теорети­ческого сознания и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса, через приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высо­кую роль суда как антипода командно-бюрократическому управ­лению, что свойственно.

Правовая психология — совокупность положительных или отрицательных эмоций, чувств, цен­ностных отношений, настроений, желаний или переживаний по отношению к праву. Она: носит стихийный, несистематизированный, неформальный характер; в правосознании первична, поскольку предшествует правовым идеям; определяет обыден­ную ценностную ориентацию субъектов в правовой сфере. Именно правовое чувство, общие преставления о праве нередко позволяют индивиду правильно ориентироваться в правовой сфере; влияет на направленность правового поведения (например, состояние аффекта).

Правовая психология как наука, которая изучает особенности развития и проявления психологических явлений, связанных с деятельностью по осуществлению правосудия, психологические процессы антиобщественного поведения и деятельности по выявлению, расследованию и предупреждению преступлений. Данные правовой психологии используются в криминалистике, криминологии и других юридических науках и в правоприменительной деятельности.

Различают уровни (виды) правосознания: обыденному характерно знание общих принципов права, которые тесно переплетаются с моралью, не систематизировано, фрагментарно, противоречиво (поэтому Э.Ноэль-Нойман убеждена в различии между обыденным и общественным сознанием); может образовывать общественное мнение вокруг действующего права; профессиональному характерно специализированное, рационализированное, детализированное знание законодательства, умение и навыки правоприменения; научное формируется у исследователей, правоведов выражается в научных категориях, идеях, теориях, т.е. в доктрине.

Различают также застывшее в доктрине или законодательстве и живое правосознание, которое функционирует сегодня.

Профессиональному сознанию юристов свойственны: солидарность с законом, самоопределение юристов как «законников», носителей социальной справедливости и одновременно склонность негативно оценивать закон и практику его применения; деформация правосознания: формализм, бюрократизм, костность, сужение кругозора, оценивание общественных явлений сквозь призму законничества, шаблонная оценка и стереотипное поведение, снижение эмоциональной оценки и отзывчивости, профессиональная ригидность, т.е. неспособность реагировать на новую ситуацию, перестроить свое поведение, поставить себя на место другого человека.

В отношении к соблюдению закона приоритеты юристов оказались почти равнозначными: безусловное соблюдение закона (34,4 %), мотивированное несоблюдение закона (30 %), безусловное нарушение закона (35,6 %), т..е. 2/3 респондентов попадают в группу лиц, ориентированных на нарушение закона.

Известны также следующие виды правосознания: массовое (классов, наций, народа), групповое (формальных и неформальных групп), индивидуальное правосознание.

Массовое сознание – это сложное образование многоуровневой природы. Его структура такова:   квази-идеология (подобие идеологических концепций, существующих иначе, чем на уровне специализированного сознания); обыденное сознание, которое формируется в обыденной жизни на уровне знания общих принципов права в тесном сплетении с моралью, существует на уровне слухов, глубоко укоренившихся этнических и др. предрассудков, неадекватного понимания.

В отличие от других видов культуры личности индивидуальные правосознание и правовая культура даже выдающихся личностей не могут как-либо повысить общий уровень правосознания и правовой культуры общества. Дело в том, что правовая культура и правосознание представляют собой среднее значение от уровней правосознания отдельных личностей.

  Можно выделить следующие функции правосознания: познавательную

(гносеологическую); оценочную; регулятивную; информативную; прогностическую; идеологическую; правотворческую.

Регулятивная функция при определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации; познавательная функция состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности; прогностическая функция состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы; правотворческая состоит в том, что правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права. Есть и обратная связь: существующее позитивное право воздействует на правосознание.

Правовая оценка подразумевает сопоставление правовых ценностей с собственными ценностями, с моралью. Ценностный (оценочный) аспект правосознания представляет собой оценки, даваемые гражданами различным правовым явлениям.

Основные типы оценочных отношений могут быть к: праву: законодательству, правовой системе в целом, ее составным частям, отдельным правовым нормам; правовому поведению людей; правоохранительным органам и их деятельности; собственному правовому поведению (правовая самооценка).

Влияние права на правосознание таково: право может как повысить уровень правосознания, так и понизить его! Право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Прогрессивные идеи, положенные в основу нормативного правового акта, сначала принадлежали отдельным гражданам, обладающим высоким уровнем знания права. Приняв форму нормативного правового акта, эти идеи они широко распространяются на всех членов общества.

Если нормативный правовой акт несправедлив, нецелесообразен, то ведет к уклонению от соблюдения норм права.

Влияние правосознания на право заключается в том, что:

в процессе формирования права и особенно на стадии правотворчества именно правосознание указывает на необходимость и потребность принятия определенных нормативных правовых актов. Важен уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативного правового акта;

на стадии правореализации   как форма общественного сознания оно корректирует сознание отдельных индивидов и т.о. повышает его уровень, приближая индивидуальное правосознание к общественному. Соблюдение законности прямо зависит от уровня правосознания всех членов общества;

в правоприменении. В РБ правосознание не используется в качестве источника права и без нормы права не может быть основанием принятия решений по юридическим делам. Правоприменение, основанное на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права и саму идею справедливости. Известны деформации п равосознания:

Правовой нигилизм — абсолютно отрицательное отношение к праву и отрицание его ценности, антипод правовой культуры.

Правовая демагогия — вид социальной демагогии, состоящий в опасном, внешне эффективном воздействии лица или группы на чувства и действия доверяющих им лиц посредством различных форм ложного, одностороннего представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей.

Правовой релятивизм выражается в убеждении в относительности права, и проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В "опытных руках" толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой субъективизм — это дефект правосознания, понимающийся как одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания обычно превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм — это дефект правосознания, суть которого отражается в слабом знании права и незрелом отношении к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовой идеализм — гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социальных задач.

Правовой инфантилизм — недостаточность правовых знаний при полной уверенности в хорошей правовой подготовке.

Правовой дилетантизм — вольное обращение с правом при возможно хорошем знании права.

Ностальгия по праву — деформации правосознания, связанного с рациональной и эмоциональной ориентацией общества, группы или индивида на существовавшие в прошлом правовую систему, правовые ценности, нормы-принципы, отдельные акты законодательства и другие явления правовой жизни;

Перерождение правосознания — крайняя степень искажения права, включая преступный умысел.

Причинами правового нигилизма выступают исторические корни- крепостничество, диктатура пролетариата как власти, ничем не связанные; господство командно-административных методов управления, издание секретных и полусекретныхподзаконных актов; кризис законности; отсутствие

 реального разделения и  равноправия  властей, процветание коррупции.

Правовой идеализм (фетишизм) есть гипертрафированное представление о роли правовых средств в решении социальных задач, преувеличение реальных возможностей правового регулирования(идеи об идеальных государствах и законах— «нам бы хороших законов и побольше»).  Он характерен для начальных этапов реформ. На практике это приводит к чрезмерному увеличению числа нормативных правовых актов, не обусловленных общественными потребностями. В результате правовой фетишизм ведет к правовому нигилизму. Его опасность прямо пропорциональна степени идеализации возможностей права: чем больше разрыв между ожидаемыми результатами реформы и ее фактическими результатами, тем больше правовой нигилизм. Правовой идеализм противоположен по форме, но схож с нигилизмом по результатам действия. Как категорию ввел в 1994 г. Н.И. Матузов в статье «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали». Положительное в нем то, что он поддерживает уважение к праву, способствует правовой активности.

Понятие правовой культуры неоднозначно: это высшие достижения в развитии правовой жизни общества; среднее качественное состояние правовой жизни общества; то, что усваивается в процессе правовой социализации; результат правовой социализации; идеологическое явление, т.к. она ориентирована на формирование правового государства; социально-психологическое явление, т.к. направлена на совпадение норм и реального поведения.

Правовая культура обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества; сточки зрения социологии права она есть источник права. Она демонстрирует степень усвоенности и активного пользования субъектами права правовыми ценностями.

Структура (содержание) правовой культуры охватывает: знание и понимание права (включает правовое чувство в знании закона ирациональную составляющуюв знании закона); уважение к праву; активное правомерное поведение личности.

Структура правовой культуры с точки зрения социологии охватывает: систему норм права и правоотношения, правосознание, правовую организацию общества, правовую систему,правовое поведение.

Показателями правовой культуры выступают:

1. уровень правосознания, отношение государства и общества к праву;

2. совершенство и демократизм правотворческих процедур, качество законодательства, степень отражения в нем социальных правообразующих интересов;

3. профессионализм и общественный статус юридических кадров, учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права;

4. состояние правовой науки и образования;

5. обеспечение прав и свобод человека;

6. состояние законности и правопорядка, работа правоохранительных органов;

7. состояние в сфере реализации права.

Знание и понимание права — ядро правосознания и обеспечиваются государством через информативную функцию права. В то же время это и фактическая фикция (И.Сабо). Никто не знает до каких пор можно увеличивать объем знаний о праве. Надо различать знание права и общественное мнение о праве, хотя обусловившие их факторы почти одни. Трудно разделить выраженное знание права и правосознание, поскольку люди часто считают правовой нормой не реально существующую норму, а свое представление о ней (образ права).

В уважении к праву заключается системообразующая и мотивообразующая роль ценностного отношения к праву, которое определяет цели и средства, соответствующие определенным ценностям. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее правовое регулирование. В этом случае право само оценивается как социальная ценность.

Можно выделить следующие функции правовой культуры:

1) познавательно-преобразовательную — ее связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

2) праворегулятивную — она направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;

3) ценностно-нормативную — она проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;

4) правосоциализаторскую — через нее правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;

5) коммуникативнаую, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

  Роль правовой культуры заключается в том, что она— нормативный ориентир; активный изменитель социальной среды; важный компонент правовой социализации.

Понятие правовой социализации личности имеет следующие аспекты:

· это процесс социально-правового становления личности,

· вхождение человека в правовую область, правоотношения,

· приобретение и осознание социально – правовой роли, социально – правового статуса, выработка социально – правового сознания, все большее включение в правоотношение и наполнение их личностным смыслом,

· процесс правового становления личности посредством правового воспитания,

· воспроизводство обществом (человеком) самого себя.

Сущность правовой социализации — воспроизводство правовой системы общества, а также социально-правовых качеств индивида.

Феноменами социализации, т.е. тем, что усваивается в процессе правовой социализации, являются: правосознание, правовые ценности, стереотипы правового поведения, правовая установка, правовые нормы, правовая культура, правовые обычаи.

Агенты правовой социализации – лица и организации, участвующие в правовой социализации:

микроуровень семья, школа, круг друзей и другие, где индивид принимает непосредственное участие;

мезоуровень отношения между субъектами микроуровня;

экзоуровень работа индивида или его родителей, их деловое окружение, родители и окружение друзей, состоит из институтов, которые не касаются данного индивида, но иногда оказывают на него сильное влияние;

макроуровень государство, общество культурное окружение, социально-правовые ценности, идеология, правовая культура.

Видами правовой социализации выступают: социализация посредством научения, когда приобретаются элементарные правовые нормы; символическая социализация, основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, обществе; социализация путем передачи опыта, когда на собственном и чужом опыте осмысливаются свои и чужие опыт и ошибки.

Социально-психологические механизмы правовой социализации по Кудрявцеву и Казимирчуку это те же механизмы правореализации: 1. норма, 2. отношение к норме, 3. знание нормы, 4. ценностные представления субъекта, 5. алгоритм поведения. Т.е., чтоб норма сработала, она должна стать личной нормой. Об удачной правовой социализации можно говорить, если есть знание правовой нормы, солидарность с ней, готовность действовать в соответствии с ней.

Процесс правовой социализации в обществе стопорится из-за отсутствия в стране достаточно сильного и устойчивого среднего класса. Ведь во всех обществах именно средний класс является главным носителем общезначимой правовой идеологии. Элита стремится жить по собственным правилам, она не связана правом, а люмпены и маргиналы, будучи несоциализированными элементами, в значительной мере выпадают из общего русла правовой социализации.

За жизнь человека сменяет множество социальных ролей (по возрасту и служебной лестнице), поэтому процесс социализации идет всю жизнь. Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей (уход в монастырь, тюремное заключение). Десоциализация бывает: вынужденная и добровольная.При глубокой десоциализации, когда нарушены основы личности, ресоциализация не поможет.

Ресоциализация — восстановление утраченных ролей, ценностей, норм и переобучение и возвращение к старому образу жизни.

Жизнь в учреждениях пенициарной системы никак не содействует скорейшей адаптации поведения к нормам общества, а наоборот. Преступника сразу десоциализируют. Но человек существо социальное, он социализируется в другую социальную группу и перенимает ее нормы, ценности, которые прямо противоположны тем, что общество ждет от них. Десоциализация правонарушителя сопровождается негативной социализацией.

В.О Беспалый пишет: «Заключенные, по сути, лишены возможности иметь социальные контакты, общаться, а также — какой-либо деятельности (трудовой, физической, культурной), что напрямую способствует деградации личности». Через 5 лет лишения свободы наступает полная деградация.

Беларусь на рубеже веков занимала, по различным оценкам, 3-4 место в мире по количеству заключенных на 100 тыс. населения.

От эффективности ресоциализации зависит процент рецидива и наоборот. Более 60 % всех освобожденных в течение 4 лет со времени совершения первых преступлений вновь подвергались аресту.

С другой стороны, тюрьмы защищают граждан от преступников и, если не перевоспитывают, то все-таки удерживают людей от совершения преступлений. Неприятные стороны тюремной жизни служат сдерживающим преступность фактором. 

В этом противоречии заключается практически неразрешимая проблема реформаторов тюремной системы. Превращение тюрем в места, практически неприемлимые для пребывания, возможно, удержат потенциальных правонарушителей, но в то же время делает почти недостижимыми реабилитационные цели тюрьмы.

 

Можно выделить следующие способы повышения правовой культуры и правосознания:

· укреплять идею верховенства права в правовом государстве;

· формировать доверие населения к государственной власти;

· обеспечить личностную направленность юридической политики (человек как высшая ценность государства);

· освободить граждан от патернализма государства, от юридической опеки и зависимости от государственных структур в осуществлении правовых возможностей;

· формировать у населения и должностных лиц развитого чувства и единого понимания законности; обеспечить правовую раскрепощенность личности, расширить границы ее юридической свободы, создать условия для гражданских инициатив;

создать качественную систему правового обслуживания и правового информирования населения.

Правовое воспитание — это: процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения; перевод внешних правовых ценностей во внутренние. Нельзя представлять его как непрерывное накопление суммы знаний о праве или отождествлять с правовой социализацией.

Правовая установка личности — этопредрасположенность личности к восприятию содержания нормы, его оценке, готовность к совершению юридически значимого действия; сформировавшаяся в результате правовой социализации поведенческая готовность к значимому с точки зрения права противоправному или правомерному поведению.

Правовая установка законодателя выражена в правовых нормах и должна стыковаться с правовой психологией личности. Она становится личной, если принимается индивидом и, соответствует его представлениями о справедливости. Закон, основанный на справедливом учете и согласовании различных социальных интересов и тем самым способствующий свободному развитию общественных отношений (т.е. правовой закон), обладает большей внутренней потенцией к самореализации.                                               

Различают виды правовых установок: принципиальные (человек соблюдает нормы права); прагматические (выгоднее соблюдать правовые нормы); конформные (следование общепринятым требованиям); вынужденные (основанные на страхе наказания).


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: