ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

План темы:

1 Понятие источника (формы) права. Источник права в материальном и формальном смысле.

2 Основные источники права. Соотношение источников права в различных правовых семьях. Правовой (юридический) обычай, его отличие от неправового обычая. Юридический (судебный и административный) прецедент. Нормативный договор. Юридическая доктрина. Священное Писание и Священное предание как источники права в Христианстве (религиозные тексты).

3 Источники белорусского права. Нормативный правовой акт как основной источник права Республики Беларусь, понятие и признаки. Нормативный правовой акт и индивидуальный правовой (правоприменительный) акт. Виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты. Иерархия нормативных правовых актов.

4 Закон: понятие, классификация, место закона в системе нормативных правовых актов. Соотношение права и закона. Особый порядок принятия закона. Основной закон (конституция) и обыкновенные (текущие) законы. Органические законы. Программные законы. Кодексы.

5 Законодательные акты в Республике Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь. Виды и юридическая сила нормативных правовых актов (постановления, инструкции, нормативные приказы, решения и т.д.). Кодифицированные акты (положения, инструкции, правила, регламенты, уставы и т.д.).

6 Систематические, хронологические сборники и иные сборники действующего законодательства. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Базы данных правовой информации. Свод законов Республики Беларусь.

7 Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление нормативного правового акта в силу. Прекращение действия нормативного правового акта. Физическая и юридическая территория государства.

Источники права — официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права; то, чем руководствуются в решении юридических дел; способ выражения юридических правил поведения.

 Имеются следующие подходы к пониманию источников права: одниотождествляют источник и форму выражения права; другие отличают по сути (источник — истоки формирования права, система факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения, а форма выражения — «контейнер норм», показывает, как содержание права организовано и выражено вовне); третьи термин «источник права» употребляют в значении «правовой памятник»; четвертые рассматривают источники права как деятельность государства по созданию правовых предписаний и как результат этой деятельности.

Источник позитивного права — форма выражения государственной воли, направленная на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Форма права бывает: внутренняя форма права — структура права, система элементов (система права: норма права, институты, отрасли); внешняя форма права – объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Назначение формы права – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.

 Различают виды источников права: 1) идеальный (идеологический) – правовые учения, правосознание, правовая идеология; 2) материальный — материальные условия жизни общества, система объективных потребностей общественного развития, в базисные отношения, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений; 3) формальный (формально-юридический) — формы права.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах как юридическом источнике права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию.

Своеобразие источников сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь, а также известность научных школ, обосновывающих специфику этого вмешательства.

Назначение источников права таково: придают праву формальную определённость, ясность, точность и недвусмысленность, что препятствует произвольному толкованию и применению юридических норм в угоду чьим-либо интересам. Формальная определённость права обеспечивает реализацию принципа формального равенства — применение равной меры ко всем субъектам права; обеспечивают стабильность, устойчивость права, и как следствие предсказуемость, мир и порядок общественной жизни; гарантируют определённость и чёткость правового положения субъектов права, упорядоченность деятельности государства, что исключают произвол и злоупотребление властью; служат средством упорядочения, организации содержания права; делают право доступным для его восприятия, толкования и применения субъектами права и правоприменительными органами; делает право доступным научному познанию и осмыслению;  позволяет праву совершенствоваться; вне источников, форм выражения позитивное право не существует и представляет собой лишь ценности, идеалы правосознания законодателя или народа. Источником права они становятся, когда признаются обязательными государством в некой форме в силу их авторитета или поддержки обществом; категория источника права является универсальной, так как обобщает черты как писаных, так и неписаных форм права (правосознание, правовая доктрина, принципы права, правовой обычай).

Основные источники права — это:

· нормативный правовой акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

· правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям; унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов; общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, средство передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению;

· юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сипа нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);

· нормативный договор — двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права (Федеративный договор в РФ, коллективный договор);

· юридическая наука (правовая доктрина и идеи);

· общие принципы права;

· религиозные тексты.

Источники права романо-германской правовой семьи: 70 % нормативный правовой акт, 15 % прецедент, 10 % правовой обычай, 5% юридическая доктрина.

Великобритания и страны, которые входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). Сейчас в британское Содружество входят 36 государств, треть мира. По источникам права имеет следующую картину: 50 % прецедент, 10 % правовой обычай, 40 % нормативный правовой акт.

Семья обычного права (африканское право) демонстрирует следующее распределение по источникам права: 70 % правовой обычай, 15 % нормативный правовой акт, 15 %, прецедент.

Мусульманское право включает две группы норм:

1) юридические предписания Корана и сунны — собрание юридически значимых преданий о поступках, высказываниях и молчании пророка Мухаммеда. Это основополагающие нормы, особенно нормы Корана;

2) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников — единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов («иджма»), умозаключения по аналогии («кияс»).

Обычаи являются самостоятельным источником права. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе. В Республике Беларусь в нормативном правовом акте дается отсылка к обычаю, иначе не может идти речи об отдельном источнике: обычай становится нормой нормативного правового акта. Например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. Выделяют различия между обычаями и обыкновениям:

1. Правовой обычай носит характер правовой нормы, обыкновения имеют вспомогательный характер. Обыкновение может трансформироваться в правовой обычай при условии санкционирования со стороны государства.

2. Обыкновение складывается из практики применения, а обычай - из правила, которое формирует поведение.

3. Правовой обычай санкционируется государством, что обеспечивается санкцией. Обыкновение не имеет санкции.

4. Правовой обычай является разновидностью норм, поэтому носит общеобязательный характер. Обыкновение не имеет обязательный характер, поэтому субъекты права могут предусмотреть в договоре иные правила поведения.

5. Применение обыкновения предполагает наличие осведомленности сторон о наличии такого обыкновения.

6. Правовой обычай консервативен, практически не изменяется. Обыкновение является более гибким регулятором, так как может корректироваться под конкретную ситуацию.

Он отличается от делового обыкновения и обычая делового оборота. Деловое обыкновение действует небольшой срок. Обыкновения так же рассматриваются как это «суррогат права», который при применении судами перерастает в обычай. Обыкновения зачастую предшествуют обычаю в процессе его формирования.

Обыкновение имеет двойственный характер: с одной стороны, обыкновения не являются источником права, с другой стороны, обыкновения могут иметь значения для разрешения спорных ситуаций в судебном порядке (например, для обоснования поведения). Понятие «обыкновение» сейчас не упоминаются в нормативных правовых актах, но ссылки на другие разновидности привычного поведения довольно часты в законодательстве (обычаи делового оборота, обычные условия, договоры присоединения и т.д.). Ст.5 ГК РБ: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко распространенное в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное актами законодательства».

 Различаются виды правового обычая: в дополнение к закону; при отсутствии закона (при коллизиях и пробелах); против закона (с преимуществом перед законом или равным закону как в Кении с ее биюридической правовой системой); правоотменяющий и правотворящий обычай. Причем некоторые обычаи могут быть и тем, и иным одновременно.

Достоинства правового обычая: долгосрочная привычка исполнения; возникает снизу, т.е. выражает объективность и справедливость, волю народа; простота и ясность формулировок.

Недостатки правового обычая — относительно застывший и реагирует не оперативно; неопределенность формулировки, поскольку устная формулировка допускает интерпретации; в основном локального характера.

Право и обычай соотносятся по следующим моментам. Правовой обычай (обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания возникновения права и преемственности в развитии правовых норм.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений. Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть).

Особая роль обычного права в неотдифференцированных правовых системах (Африка и Мадагаскар), где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Смысл и содержание обычая, в настоящее время, зависит от применения: сфера культуры, права, предпринимательства, торговли. Обычай имеет неограниченную область применения. Значительную роль правовой обычай играет в международном праве в форме неписаных норм международного права.

Правовой прецедент (судебный и административный) — это решение по конкретному юридическому делу, которому высшим судом придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Т.е. высшие суды ими не связаны. Он распространен преимущественно в англо-саксонской семье и признан в Европейском суде по правам человека.

Создание судебного прецедента как источника права осуществляется в форме правоустановительной деятельности определенных высших судебных органов государства.

Вот пример прецедента по обеспечению конституционного равноправия 1977г. в США. Окружной суд отказал женщине в найме тюремным надзирателем, т.к. маленькая, беззащитная и может спровоцировать на нападение и сексуальные домогательства. Верховный суд удовлетворил иск гражданки Ролисон: окружной суд, дескать, разделил дремучий предрассудок: а если заключенные будут нарушать порядок, то их надо наказывать.

  В романо-германской семье судебные прецеденты имеют место в специфической форме —преобразованные в правовые акты. Так, в Республике Беларусь разъяснения Пленумов Верховного Суда называют обобщением судебной практики, а по сути это — прецедент. Многие правоведы высказываются за «легализацию» прецедента как источника права романо-германской правовой семьи.

Между тем, имеется отличие прецедента от нормативного правового акта: он формируется от частного к общему и создается высшим судом после неоднократного рассмотрения дела и его обжалования.

Достоинствами судебного прецедента являются: дополнение нормативного регулирования ненормативным; важен при пробелах и коллизиях; более адекватное, справедливое решение дела; ответственность судей за создание прецедента.

 Недостатки судебного прецедента — пока не имеет того авторитета, который есть у нормативного правового акта; затратность при повторном рассмотрении дела; не исключает возможность произвола; ведет к ляпам в формулировки правовых норм; не определен объем его действия; относительная свобода судей в дальнейшем.

Известны такие виды прецедентов, как: о бязательные и убедительные; судебные и административные.

Нормативные договоры формируются самими гражданами или их организациями, государствами для урегулирования вопросов, по которым в законе имеется пробел или дается возможность субъектам права определяться самостоятельно. Нормативные договоры различаются по отраслевой принадлежности (конституционные, административные — например, между органами исполнительной власти и самоуправления о делегировании полномочий, трудовые – коллективные договоры), по субъектам их издания (государство, и его представители, например, государственные учреждения, общественные организации и др.); по числу участников; односторонние (где обязанности на одной стороне), двухсторонние (у каждой стороны есть и права, и обязанности) и многосторонние (с посредником). Они обязательны для договаривающихся сторон и для суда при рассмотрении спора.

Сегодня действуют тысячи международных договоров нормативного содержания. Виды международных договоров: требующие ратификации Парламентом; не требующие ратификации, но подлежащие утверждению (Президентом или Совмином). Применение международного права на территории Беларуси имеет следующие особенности: допускается непосредственное применение общепризнанных принципов (не других норм!) международного права, международных договоров в случае пробела в национальном законодательстве; допускается применение ратифицированных договоров вместо не соответствующих им норм национального законодательства.

Правовая доктрина — система представлений, взглядов, принципов, научных теорий, мнений ученых-юристов по поводу содержания нормативных правовых актов, по вопросам правотворчества и правоприменения, объяснение ими дискуссионных вопросов права, содержании отдельных правовых норм, конкретных способах решения юридических казусов.

Правовая доктрина сильна в англо-саксонской системе. В Англии в Средние Века за правовой доктриной утвердился статус источника права благодаря деятельности судов. Так, правовой системе Великобритании с XVIII ст. известен «Комментарий к английским законам» Блэкстона. Она— ведущий источник исламского права. Длительное время доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье; в устной форме широко использовалась в классическом римском частном праве, когда претор разрешал спор, основываясь на мнении приглашённого на разбирательство авторитетного и уважаемого юриста; именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII-XIX вв. основные принципы права. И лишь относительно недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.

В Республике Беларусь законодательством и наукой правовая доктрина не признаётся важным источником права, хотя выработанные ей нетипичные правовые нормы вошли в нормативные правовые акты.

 Известны следующие формы выражения правовой доктрины: принципы права; доктринальное (научное) толкование правовых норм; определения юридических понятий и категорий, необходимые для единообразного понимания и применения права на практике; юридические конструкции, отражающие закономерности, логику организации правовой материи; правила разрешения юридических коллизий; юридическая техника или правила и приёмы составления и оформления правовых актов; юридические догмы; правовые позиции; правовые преюдиции.

Свойствами правовой доктрины считают: необходимость ее существования предопределяется потребностями в экспертной оценке; социальная ценность состоит в ее способности правового регулирования общественных отношений; объективированными формами являются письменная или устная (высказывания учёных в суде); создаётся учёными-юристами в результате проведенных исследований с целью практического совершенствования права; субъективна, и придание юридической обязательности определяется научным авторитетом концепции среди учёных и практиков. Например, в 426 году в Римской империи был принят Закон о цитировании — Lex citationis. Он предписывал считать источниками права труды пяти римских юристов (Ульпиана, Папиниана, Павла, Гая и Модестина); но не любое учение о праве становится источником права — только признанное обязательным для правоприменительных органов официально в нормативных правовых актах либо неофициально юридической практикой. Правовая доктрина обладает и такой особенностью — получив объективную форму, она отрывается от её создателя и не может быть изменена, даже если в последующем автор доктрины пересмотрел свои взгляды; включает в себя не только научно доказанные и достоверные знания о праве, но и вероятностные суждения, не обладающие свойствами истинности и обоснованности. Так, может быть использована для оправдания противоречащих конституционному порядку действий государственных органов. Официально признаваемая в данном обществе правовая доктрина является предпосылкой создания правовых норм, предоставляя правотворческому процессу свой понятийный аппарат и методологию при правовом регулировании общественных отношений и формулированию юридических конструкций и правил.

Т.е. ей свойственны: системность (она охватывает весь круг вопросов правового регулирования общественных отношений); абстрактность, отвлечённость от частностей, деталей и сосредоточенность на общем, наиболее значимом; общий характер правой доктрины (он выражается в формировании юридических категорий (сделка, юридический факт, объект правонарушения и т.п.) и теорий (правотворчества, юридической ответственности и т.д.), а также в языке нормативного правового акта и языке, на котором общаются юристы); научность (получение достоверных, обоснованных знаний о праве, его роли в регулировании отношений в социуме).

Назовем источники белорусского права: акты общереспубликанского референдума; нормативный правовой акт; договоры нормативного содержания; правовая доктрина; правовые обычаи; принципы права.

Г.А. Василевич в монографии «Источники белорусского права» называет: принципы права, нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты, доктрину. Он считает судебный прецедент источником белорусского права. Подобную позицию занимает и Н.В. Сильченко в монографии «Тэорыя крыніц беларускага права”[4].

Нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного госоргана (должного лица) или референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

Признаками нормативных правовых актов являются: они есть разновидность правовых актов; содержат нормы права, т.е. рассчитаны на неопределенный круг лиц и неоднократное действие; акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, "привязанных" к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени; приняты компетентным органом в определенном порядке; обеспечиваются государственным принуждением; обладают юридической силой (иерархия).

В практике часто встречаются смешанные акты, когда в них одновременно включены и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера (например, директивы как документ особой правовой формы).

Достоинствами нормативного правового акта как источника права стали:

1. точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала (формальная определенность).

2. системность (нормативные правовые акты в совокупности образуют единую систему законодательства). Каждый нормативный правовой акт имеет свое место в иерархии, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Это облегчает поиск нужных нормативных предписаний по мере необходимости, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях.

3. Нормативные правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. Они лучше других источников соответствуют потребностям общественного развития.

Виды правовых актов вообще понятие шире, чем нормативных правовых актов, поскольку включает в себя нормативные правовые акты, правореализационные в том числе правоприменительные акты, акты договорного права и правотолковательные акты.

Соотношение правовых актов и нормативных правовых актов определяется следующим. Их единство состоит в том, что все, кроме договорных, происходят от компетентных государственных органов; носят государственно-властный характер; обязательны к исполнению. Различаются они тем, что одни содержат нормы права и являются нормативными, другие являются индивидуальными и однократными, устными или в виде резолюции.

Известны следующие виды нормативных правовых актов:

по юридической силе делятся на: законы и подзаконные акты;

по содержанию делятся на: нормы одного содержания, нормы одной отрасли права, нормы различных отраслей права;

по объему и характеру действия делятся на: акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс), акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс), акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения);

по субъектам их издающим делятся на: акты законодательной власти, акты исполнительной власти, акты судебной власти (решения, определения, приговоры);

 по правовым последствиям делятся на: основные и вспомогательные (не изменяя нормы права, расширяют ее сферу действия или содержат поручения нижестоящим органам на издание соответствующих нормативных актов).

Подзаконные акты — нормативные правовые акты, принятые государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законом или на его основе, или же для его выполнения. Они вторичны по отношению к закону и получают юридическую силу лишь в том случае, если они не противоречат закону. Ими не могут вноситься изменения и дополнения в закон, они лишь детализируют и конкретизируют положения, закрепленные в законе, и определяют механизмы их реализации.

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархической структуре государственного аппарата. Основной принцип соотношения законов и подзаконных актов — непротиворечие их друг другу. Про возникновении противоречия (коллизии) между положениями закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

По издающим органам известны следующие виды нормативных правовых актов Республики Беларусь: Президент издает декреты и указы, Палаты парламента — постановления, Совет Министров — постановления, Пленум Верховного суда — постановления, Генеральный прокурор издает акты, Конституционный суд издает решения, руководители министерств и других республиканских органов управления издают приказы (нормативные и ненормативные) и постановления, местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения (нормативные и ненормативные), а их председатели по оперативным и текущим вопросам – распоряжения.

Законодательно в Республике Беларусь не определена четкая иерархия нормативных правовых актов. Проф. Г.А. Василевич выстраивает следующую их иерархию: акты общереспубликанского референдума, конституция, международные договоры, законы, декреты и указы Президента, указы Президента, изданные на основе закона, постановления Правительства, нормативные правовые акты министерств и государственных комитетов, нормативные правовые акты нормативные местных органов управления и самоуправления. Иерархия по проф. Д,М. Демичеву выглядит иначе: конституция, конституционные законы, программные законы, нормы международного права и международных договоров, кодексы, законы, декреты, указы, постановления палат Парламента, постановления Правительства, решения Верховного Суда, акты иных республиканских органов управления, акты органов местного управления и самоуправления.

Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа (или путем референдума), обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» закон — нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

В материальном смысле закон — акт государственной власти, содержащий нормы права общего характера; в формальном смысле закон — любые акты законодательного органа безотносительно к характеру содержащихся в нем норм. В широком смысле: закон есть совокупность нормативных правовых актов (то есть законодательство), в узком смысле закон — акт, принимаемый представительным органом власти (парламентом) в соответствии с установленной процедурой, в усредненном смысле закон в Республике Беларусь есть понятие «законодательные акты».

По этимологии и смыслу слово «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; с юридической точки зрения, смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Место закона среди нормативных правовых актов определяется следующим: он ведущий источник права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе в Республике Беларусь; он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть одной из оптимальных форм права.

В Республике Беларусь действует около 600 законов. ½ из них ратифицирует международные договоры Республики Беларусь.

Признаки законов таковы:

· принимаются в особом процессуальном порядке и только законодательными (представительными) органами государственной власти (или непосредственно народом в порядке референдума);

· обладают высшей юридической силой, которая означает принцип верховенства закона, т.е.: содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам; никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал; законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом;

· регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

· содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;

· законы (не) всегда нормативны. Т.к. компетенция высшего представительного органа многоаспектна, парламенты принимают законы для оформления не только нормотворческой, но и других своих функций, в том числе контрольной. В РБ ненормативны Законы об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета, об объявлении войны и о заключении мира, об амнистии, законы о толковании Конституции. В законы часто включаются поручения Правительству или иным органам о приведении законодательства в соответствие с данными законами.

Известны следующие в иды законов: по специфике правового регулирования — конституция, конституционные законы; программные законы; органические; обычные законы. Различаются постоянные, временные, чрезвычайные; законы общего и специального действия.

Конституционные законы — либо особая группа законов, которые регулируют основополагающие общественные отношения и принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией; либо законы о внесении изменений и дополнений в конституцию и акты о ее толковании; либо совмещенные оба подхода.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. Принимаются 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента Республики Беларусь. К ним относятся согласно ст.140 Конституции: конституция; законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о введении в действие этих законов; акты толкования Конституции.

Выделяются также текущие (обыкновенные) законы (в том числе кодексы, хотя некоторые правоведы выделяют отдельно кодифицированные законы). Они принимаются Парламентом на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Органические законы — законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции. В законодательстве Республики Беларусь отсутствуют легальные определения конституционного и органического законов.

Программные законы — законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определяемым ею вопросам (законы об основных направления развития внутренней и внешней политики, о военной доктрине). Требуют одобрения 2/3 от полного состава каждой из палат (ст. 104 ч.4 Конституции). Г.А. Василевич считает, что закон о бюджете должен быть программным.

Постоянные законы действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен). Временные действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Чрезвычайные законы рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций, в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия — вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения.

Некоторые правоведы выделяют отдельно кодифицированные законы. Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, так как являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Общие, действующие в отношении всех граждан данного государства. Специальные законы — издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

По предмету правового регулирования различаются законы административные, гражданские, уголовные и т. д.; по субъектам законотворчества: принятые в результате референдума или законодательным органом.

 Проблема соотношения права и закона существует практически всегда. с точки зрения позитивизма, государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право. Непозитивизм считает право относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права. Здесь государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма или мера свободы. Государство не только не творец права, но, и наоборот, само связано им. Оно — институт, который формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей действительности. Государство — творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность. Право и закон следует различать. Закон — это форма выражения, объективирования права вовне, а право — единство этой формы и содержания (правил поведения). Может быть право до и вне закона, но не может быть права вне формы. Форма, источник — способ жизни права, его существования. Есть правовые законы и неправовые. Правовые содержат право, в них право и закон совпадают. Неправовые законы с правом не совпадают, являются пустой, бессодержательной формой. Критерий разграничения права и закона — на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических усло­вий существования данного общества.

Легитимный закон не обязательно будет правовым. Ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» даются легальные дефиниции следующий понятий:

· акты законодательства — нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь;

· законодательство — система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;

· законодательные акты охватывают Конституцию Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Законодательные акты — это закон и акты, обладающие некоторыми его чертами: юридической силой, первичностью регулирования. В классической теории разделения властей не было места понятию законодательных актов, и законодательство делилось на законы и подзаконные акты. Появление законодательных актов — не только советская практика, т.к. связано с современным этапом конституционализма (через усиление исполнительной ветви власти, расширение государственного воздействия на общественные отношения). Во многих государствах правом принимать акты высшей юридической силы помимо парламента стали наделяться и некоторые иные органы власти. Впервые в Республике Беларусь определение этого термина дано в Законе “О нормативных правовых актах”.

В Республике Беларусь имеется ряд отраслей и институтов законодательства, которые целиком состоят из законодательных актов: уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, гражданское процессуальное и хозяйственное процессуальное законодательство, законодательство об административных правонарушениях и административном процессе, законодательство о судоустройстве и статусе судей.

Президент Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения (они ненормативны). Директива — указ Президента программного характера в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение). Пока насчитывается 4 директивы 2004, 2006, 2007гг. и еще 1 директива, утвержденная указом Президента.

Указы — нормативные правовые акты Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Самый массовый вид законодательных актов Республике Беларусь (более 1000 нормативных указов). Г.А.Василевич различает два вида указов: на основе конституции — подконституционные, создание которых основывается на Конституции имеют силу закона;  на основе закона — подзаконные; не подлежат утверждению Парламентом, кроме введения чрезвычайного и военного положения. И.И. Пляхимович пишет, что отношения, входящие в предмет подконституционных указов, не могут регулироваться законами. В этом смысле законы не обладают приоритетом перед подконституционными указами.

Декрет Президента — нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Ежегодно Президент издает около 20 временных декретов. Они в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение Палаты представителей и далее Совета Республики. Сохраняют силу закона, если не отменены 2/3 от состава обеих палат Парламента.

Делегированных декретов у нас пока не было. Они призваны регулировать те же отношения, что и законы. Они издаются на основании закона о делегировании полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, определяется предмет регулирования и срок полномочий. Не допускается законом делегирование: на изменение и дополнение Конституции, ее толкования; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничения конституционных прав и свобод граждан.

Фактически декреты Президента могут регулировать два вида отношений: отношения, не урегулированные законами; отношения, которые уже регулируются законами (он вправе по-иному урегулировать отношения).

Юридическая сила нормативного правового акта — это его характеристика, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

Систематизация нормативных правовых актов (права) — деятельность по упорядочиванию и совершенствованию законодательства, приведению его в определенную систему путем составления единых актов или их сборников.

Значение систематизации состоит в том, что можно выявить пробелы, коллизии, множественности актов, их быстро устранить, а для правоприменителей ускоряется поиск нормы.

 

Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация и учет.

Кодификация – деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Кодификация всегда официальная, т.к. осуществляется в ходе правотворческой деятельности. Главное при подготовке — критически переосмыслить содержание действующих норм, переработать их с учетом современных требований, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. При кодификации изменяется содержание нормативного правового акта в силу полной внутренней переработки акта и отмена старых норм, упорядочения и обновления. Все это делает кодификацию наиболее оптимальной формой правотворчества.

Кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Кодификационные акты, как правило, имеют большую чем обычные законы юридическую силу.

Кодификационный акт — сводный единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений (Закон «О нормативных правовых актах»). К ним относятся кодексы, основы законодательства, правила, регламенты, положения, уставы.

Называют виды кодификационных актов: иногда считают, что к онституция кодифицирована (так в РФ), основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила.

Кодекс (от лат. codex) — дословный перевод — собрание законов. Кодекс — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей; кодифицированный законодательный акт, который детально и полно регулирует определённую сферу общественных отношений. Создание кодекса — это всегда ликвидация множественности актов.

Структура кодекса часто отражает систему отрасли. В Общей части содержатся нормативные обобщения: принципы, цели, задачи, дефиниции. Особенная часть состоит из конкретных положений. Кодифицированные акты далее делятся на разделы, главы и статьи (может быть преамбула). Кодекс занимает центральное место в системе отрасли законодательства, возглавляет иерархию ее актов, устанавливая те принципиальные положения, которые должны быть положены в основу всей последующей правотворческой деятельности.

Назовем виды кодексов: по характеру регулируемых отношений: отраслевые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Обычно крупный, сводный акт, который детально, непосредственно и полно регулирует однородные общественные отношения. Это УК, ГК, КЗоТ и др.; комплексные (межотраслевые) — сочетающие нормы разных отраслей права и объединенные единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений. Благодаря единой концепции и общим принципам они представляет собой единый, внутренне согласованный документ (Таможенный, Лесной, Водный). Сейчас в Республике Беларусь действует 27 кодексов.

 За рубежом под кодексом понимается отраслевой официальный сборник, включающий нормы законодательных и подзаконных актов по определенному, порой довольно узкому кругу вопросов (кодексы дорог общего пользования, сберегательных касс, морских портов и др.).

Основы законодательства — кодифицированный акт, содержащий определения, единые принципы регулирования, основные ориентиры правовой регламентации общественных отношений. В Республике Беларусь их нет, они активно используется в РФ: Основы законодательства о культуре, об охране здоровья граждан). В Основах законодательства закреплены наиболее общие, фундаментальные положения, регулируемых отношений, большой удельный вес нормативных обобщений (принципов, целей, задач, определений). Закреплена максимальная полнота, но не детальность общественных отношений. Обычно стоят во главе отраслей либо институтов законодательства, обеспечивают взаимоуязанность и согласованность всех их норм.

Положение — кодифицированный акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, системы однородных органов, организаций.

Инкорпорация — форма систематизации, когда нормативные правовые акты обрабатываются лишь внешне, без внутренней переработки и объединяются в различные сборники или собрания; подготовка и издание разного рода сборников (собраний) нормативных правовых актов. Легальное определение инкорпорации таково: это вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемый без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке.

Инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных актов.

Называют следующие виды инкорпорированных актов: сборник, собрания актов высших государственных органов, свод законов или законодательства.

Свод законов (законодательства) — свод всего действующего законодательства, высшая форма систематического собрания официальной инкорпорации, т.к. охватывает все регулируемые правом общественные отношения и все систематизирует в порядке юридической силы (законы, подзаконные акты).

Свод законодательства — это высшая наиболее широкая классификация нормативного материала по предметному и целевому критериям;

• отличается повышенным уровнем официальности, т.к. от высших органов власти и высокий авторитет;

•  требует предварительной качественной обработки действующего законодательства, устранения множественности актов, пробелов, совершенствования правотворческой работы — работы по кодификации и консолидации законодательства;

• содержание Свода характеризуется единством: Свод состоит из Конституции и в основном из кодифицированных, консолидированных и иных укрупненных актов;

• содержит вместе с тем кодификационные элементы, что открывается возможность развития Свода как инкорпоративного акта в "кодекс кодексов" — в кодифицированный акт, являющийся высшей формой кодификации.

По Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», свод законов и свод законодательства различаются, причем свод законов приблизился к собранию актов высших государственных органов: свод законов есть полное систематизированное собрание всех законодательных актов Республики Беларусь. Свод законодательства — это полное систематизированное собрание всех нормативных правовых актов Республики Беларусь.

От собрания свод законов отличается тремя основными признаками:

1) свод – источник официального опубликования законов, имеющий приоритет над всеми ранее изданными источниками;

2) подготовка свода всегда сопровождается большой законотворческой работой. Выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, недействующие законы, множественность актов по одному вопросу устраняется подготовкой одного укрупненного акта, пробелы в законодательстве преодолеваются путем принятием новых законов;

3) свод представляет собой собрание всех действующих законов без исключения.

Различают виды инкорпорации:

· неофициальная проводится любыми субъектами по их инициативе и для их нужд (собрание действующих законов о труде, собрание законов начинающему бизнесмену);

· официозная (полуофициальная) — утверждение сборников уполномоченными на то органами (Собрания декретов, указов Президента и постановлений правительства, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Свод законов), которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения;

· официальная — это сборники, составленные органами, принявшими инкорпорированные акты — Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, перечень актов, утративших юридическую силу — аутентичная — или иным образом официально одобренные собрание, подготовленное иным органом (Свод законов). Хотя сборник и не является источником права, нормативные правовые акты в сборнике имеют официальный характер (в официальной редакции на момент издания сборника). На эти сборники можно ссылаться в суде.

Собраниями обычно называют инкорпорированные издания нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти государства. Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных актов.

В сборниках присутствуют элементы правотворчества различной степени. Иногда только устанавливается строгий порядок расположения изданных актов, иногда существенно дорабатываются, например, опускаются подписи под актом, исправляются опечатки, грамматические и синтаксические ошибки, вносятся все последующие официальные изменения, исключаются статьи временного значения; кроме того, допускается укрупнение, консолидация близких по содержанию актов. Инкорпорация может быть связана и с некоторыми изменениями содержания и формы нормативных правовых актов (которые, однако, производит не сам инкорпоратор, а по его представлению компетентный правотворческий орган).

Отличие официальной инкорпорации от кодификации заключается в следующем. Кодификация — это существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования (при котором попутно достигаются и цели упорядочения нормативного материала). Официальная же инкорпорация — не изменяя содержания правового регулирования, привести действующие НПА в строгую систему (деятельность, в процессе которой в некоторых случаях необходимо попутно подключить правотворческую работу).

Нормативные правовые акты инкорпорируются (включаются в сборники) в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом с учетом внесенных в них изменений и дополнений, т.е. проводится внешняя обработка актов, не затрагивающая их нормативного содержания.

По юридической природе акт официальной инкорпорации — это такой специфический правотворческий акт, который является способом (формой) опубликования и переопубликования действующих нормативных правовых актов, при том в обработанном (по крайней мере внешне) и упорядоченном виде. Это санкционированный компетентным правотворческим органом официальный источник законодательства, но не источник права, форма упорядоченного бытия действующих нормативных правовых актов.

Таб. Виды инкорпорации по способу упорядочения

ПРЕДМЕТНАЯ — ПО ПРЕДМЕТУ РЕГУЛИРОВАНИЯ Это результат более сложной работы. Дает возможность обстоятельней упорядочить нормативный материал, обеспечить удобства в его использовании.   ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ —  ПО ВРЕМЕНИ ИЗДАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. Эта форма, по существу, развивает и продолжает инкорпорацию, проводимую в процессе опубликования. Но это инкорпорация уже не текущая, а последующая. Это переопубликование актов и более существенная внешняя обработка накопленного нормативного материала, в частности с внесением в текст актов всех последующих официальных изменений.

Учет нормативных правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранения и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет; сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов для их деятельности, поддержание нормативного материала а контрольном состоянии. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных правовых актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд. Для быстрого нахождения акта, принятого по тому или иному вопросу, создаются информационно-поисковые системы: базы и банки данных правовой информации.

Наряду с печатными изданиями в Республике Беларусь с 2006 г. источником официального опубликования актов и системой учета признана электронная версия Национального реестра правовых актов. Он создан и функционирует с 1 января 1999 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь». Статус Национального реестра, порядок его формирования и ведения определен Положением о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденным названным Указом. Ведение Национального реестра осуществляется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Там официально публикуются все принятые за определенный период акты, в том числе акты о внесении изменений. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь есть и учет и инкорпорация. Национальный реестр состоит из десяти разделов, в каждый из которых включаются правовые акты определенного вида (по иерархии).

Электронные правовые базы данных (электронные банки данных правовой информации) есть средство учета и систематизации законодательства, например, КонсультантПлюс, ЭТАЛОН.

Их формированием занимается специальное государственное учреждение – Центр законодательства и правовых исследований, а также ряд частных компаний. Эти банки данных содержат тексты всех принятых нормативных правовых актов, а также наиболее важных индивидуально-правовых актов общегосударственного уровня. Кроме того, в банки данных правовой информации включаются международные договоры, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления (кроме первичного уровня). Там помимо баз нормативных документов, представлены т.н. тематические пакеты — материалы по отраслям права, словари, электронные версии различных печатных изданий, консультации

Банк данных правовой информации «Свод законов Республики Беларусь», — это полное систематизированное собрание законодательных актов, оснащенное гиперссылками на бланкетные и отсылочные нормы, формируется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь». Создан Национальным центром законодательства и правовых исследований. Его издание начато с января 2008 года.

И.И. Пляхимович пишет, что свод законов Республики Беларусь является по факту сводом не только законодательных актов, но и нормативных (международных) договоров, программных документов. Общее число актов в Своде законов Беларуси достигает 4 тыс. Законодательные акты составляют около 15% от всех. В Своде законов акты располагаются по предмету правового регулирования по разделам, главам, параграфам, пунктам в соответствии со структурой Свода законов, разработанной на основе Единого правового классификатора Республики Беларусь.

Свод законов Беларуси — не источник права, не правовой акт, это — официозное инкорпорирование. Он не является источником официального опубликования законодательных актов, но способом переопубликования законодательных актов в контрольном состоянии. Наличие законодательного аспекта у Свода законов отличает его от других банков данных правовой информации.

Консолидация – деятельность по сведению множества актов по одному вопросу в один укрупненный акт. Проводится с целью устранения повторов, сокращения множественности НПА. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него акты, содержание норм не меняется. При консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Производится лишь редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, объединяются в один пункт тождественные предписания и др. Она всегда официальная и является чем-то средним между кодификацией и инкорпорацией. Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» собой заменил 48 нормативных правовых актов.

.В областях права, где отсутствует необходимость и возможность кодификации, используют консолидацию (издание укрупненных актов) как эффективное средство объединения нормативного материала, сокращения числа актов, упрощения и улучшения формы правового регулирования. Консолидация может быть промежуточной стадией при подготовке Свода законов.

Действие нормативных правовых актов — порождение тех юридических последствий, которые им предусмотрены: предметное действие, действие во времени, действие в пространстве, действие по кругу лиц.

Действие во времени связано с моментом вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы (прекращения действия).

Моментом вступления в юридическую силу может быть либо обычный порядок для данного нормативного правового акта, либо в этом же или сопутствующем нормативном правовом акте указано иное: с момента подписания, с момента принятия, с момента опубликования, с указанного времени, с момента наступления определенных событий, с момента получения для «до сведения».

В Республике Беларусь для нормативных правовых актов не предусмотрено единого порядка вступления в юридическую силу. Декреты Президента и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Указы Президента, Постановления Совета Министров и иные акты вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов, если в них не указано иное. Постановления палат Национального Собрания вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов. Обычно с момента опубликования вводятся лишь акты, обращенные к государственным органам и не затрагивающие свободы граждан.

По Декрету № 22 все нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию в Национальном реестре правовых актов. Нормативные правовые акты действуют бессрочно, если в них самих или в акте об их введении не сказано иное.

Способами утраты юридической силы являются: прямая отмена (указывается в отдельном акте); фактическая отмена (т.е. отмена новым нормативным правовым актом по тому же вопросу); по истечении срока, на который был рассчитан нормативный правовой акт; в силу изменения обстановки (есть понятие «ФУС ы», т.е. фактически утратившие силу, акты утратили смысл без отмены, например, нормативные правовые акты периода Великой Отечественной войны, времен СССР). При прекращении действия акта в связи с отменой в связи с изменившимися условиями последствия, возникшие на его основании, как правило, не аннулируются.

Обратная сила закона (ретроактивность) — распространение действия норм закона на юридические факты, возникшие до его вступления в юридическую силу. Так, человек не может нести наказания за действия, которые на момент их совершения не считались преступлением.
Так же обычно устанавливается запрет на обратную силу в случае ужесточения наказания. Предположим, что с 1 января 2018 г. введут полный запрет на курение в общественных местах. В этом случае наказание, предусмотренное за нарушение закона не может быть применено к тем, кто делал это до 31 декабря 2017 г. включительно.
Закон обратной силы не имеет, кроме двух случаев: закона смягчающего юридическую ответственность, и закона, в котором об обратной силе говорится прямо. Изменения в законах, смягчающие наказание часто наоборот, применяются к случаям совершенных ранее преступлений.
Принцип обратной силы также может применяться, если новый закон направлен на улучшение качества жизни граждан. Например, согласно новому закону об обороте алкогольной продукции в этом году ужесточены требования к помещениям, в которых допускается продажа алкогольной продукции. В частности, увеличено минимальное расстояние до мест скопления людей и детских учреждений. В результате, те торговые точки, которые не вписываются в новые требования, должны быть закрыты. Несмотря на то, что в момент их открытия, они полностью соответствовали действующему законодательству. В данном случае мы видим действие обратной силы, которое оправдано тем, что эти ограничения направлены на оздоровление общества в целом, на защиту детей и подростков, т. е. преследуют интересы значительного количества людей, хотя для многих предпринимателей это может создать серьезные проблемы.

Различают: р евизионную обратную силу ( требует пересмотра правоотношений) и п ростую ( не требует пересмотра правоотношений).

Простая обратная сила — это распространение нового нормативного правового акта на факты прошлого, в силу которых окончательные юридические последствия еще не наступили. Например, для длящихся отношений, применительно к которым вынесено правоприменительное решение, регламентирующее права и обязанности субъектов на будущее. Здесь "поворот в прошлое" имеет ограниченное значение: он касается только фактов, которые в полной мере еще не "сработали", т.е. возникли до введения в действие нового нормативного правового акта, но еще не породили окончательных юридических последствий. Принятое ранее правоприменительное решение пересматривается лишь в той части, в какой оно регулирует права и обязанности на будущее.

Ревизионная обратная сила — это распространение нового нормативного правового акта на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили, т.е. на факты, которые уже полностью "сработали", в частности, на целиком реализованные правоприменительные решения. Здесь происходит пересмотр (ревизия) ранее наступивших юридических последствий. Они определяются вновь, по новому нормативному акту. В данном случае правоприменительное решение пересматривается и в той части, в какой юридические последствия фактически исполнены.

Например, при простой обратной силе нового наследственного закона его нормы распространяются на все открывшиеся, но еще не принятые наследства. Если же придать наследственному закону ревизионную обратную силу, то на его основе должны быть пересмотрены дела по наследствам, которые уже приняты наследниками, т.е., по существу, изменены отношения собственности. Таким образом, при ревизионной обратной силе происходит известное вторжение нового нормативного акта в уже сложившиеся, полностью урегулированные правовые отношения.

Переживание закона (ультраактивность) — ситуация противоположная обратной силе; продолжение действия норм закона после его отмены новым нормативным правовом актом (для длящихся отношений).

Оно возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона. Оно применяется, как правило, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового нормативного правового акта.

Принципы временного действия нормативных правовых актов таковы: их немедленное действие; акты, ухудшающие положение граждан, имеют только перспективное действие; акты, улучшающие положение граждан, имеют обратную силу.

Все те юридические последствия, которые в соответствии с происшедшими в прошлом фактами уже наступили, как правило, сохраняют свою силу. Если же до введения в действие нового нормативного правового акта уже возникли незавершенные правовые последствия или если длящееся отношение индивидуально урегулировано правоприменительным решением, то немедленное действие нормативного правового акта сопровождается известным поворотом этого акта "назад" — на факты и правовые последствия, возникающие до введения его в действие.

Действие правовых нормативных актов в пространстве связано с территориальным ограничением их действия: собственная территория государства (территориальное действие) и условная (экстерриториальное действие — в отношении с иностранными гражданами и организациями и с нашими гражданами за рубежом). Нормативные правовые акты могут: распространяться на всю территорию государства; действовать лишь на определенной части страны; предназначаться для действия за п



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: