Понятие об автономии и упорядоченности личных свойств в организации

Личность в организации рассматривается как компонент человеческих ресурсов, представляющих главную ценность организации и формирующих ее ключевые конкурентные преимущества.

В организации находится большинство социальных факторов, формирующих личность работника: круг профессионального общения, интересов, ценности, верования, статус, роль, авторитет и др.

Формирование личности в организации обусловлено следующими факторами:

• предпосылки — критерии (ориентиры), на основе которых люди ведут себя определенным образом. Они включают ценностные (индивидуальные ценности, цели организации, критерии эффективности) и практические элементы (навыки, знания, информация);

• воздействия (внутренние и внешние), которые включают:

— формирующее воспитание (образование, воспитание, жизнен-[ц опыт);

воздействия из источников вне организации (общественная, семейная жизнь);

— воздействие через формальные каналы организации (полномочия, обязанности, приказы, обучение);

— воздействие через неформальную структуру организации (дружба, симпатии, привязанности либо соперничество).

Основу формирования личности в организации составляют:

• расположение — отношение (положительное или отрицательное), которое проявляет личность к объекту взаимодействия. Оно включает три компонента: чувства, знания и намерения человека в от ношении объекта;

• ценности — набор стандартов и критериев, которыми руководствуется личность в своей деятельности. Они могут быть двух видов: относящиеся к цели и к средствам, используемым для достижения цели. Совокупность ценностей формирует ценностную систему, определенным образом характеризующую личность;

• верования — устойчивые представления, которые вырабатываются на основе индивидуального опыта и информации, используются личностью при восприятии тех или иных явлений (объектов) и не требуют соответствующих доказательств;

• принципы — устойчивые нормы и правила, определяющие формы реакции личности на различные объекты, явления и процессы.

Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой их проявления и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

Взаимодействие личности и организации проявляется в следующих формах.

Адаптация — процесс приобщения личности к нормам, ценностям, условиям и особенностям организационной среды. В зависимости от того, насколько человек приемлет ценности и нормы организации, различают четыре типа поведения:

• «преданный и дисциплинированный работник» — разделяет ценности организации и соблюдает принятые нормы поведения;

• «приспособленец» — не приемлет ценностей организации, но следует существующим нормам поведения;

• «оригинал» — приемлет ценности организации, но не приемлет принятые нормы поведения;

• «бунтарь» — выступает против существующей нормативной системы и организации в целом.

Научение — изменение поведения работника на основе опыта и усвоения требований, предъявляемых к его деятельности со стороны организации.

Компенсация — внешняя реакция на деятельность работника со стороны внешнего окружения (материальное и моральное поощрение, осуждение, наказание). Основными социальными факторами, формирующими личность человека в организации, являются:

• роль — предписанная модель поведения работника в конкретных обстоятельствах в соответствии с его положением в организации. Роли отражают совокупность задач, функций и работ, выполнение которых закреплено за работником. Ролевая структура личности образуется множеством выполняемых ею социальных ролей (руководитель, коллега, подчиненный и др.), их сравнительной значимостью и взаимосвязанностью;

• права — совокупность ожиданий, обращенных к участникам местной деятельности и побуждающих их что-то делать;

• обязанности — определенные ожидания со стороны других людей, то, что человек вынужден делать, исходя из роли, которую он играет;

• статус — место человека в организации, определяемое в системе социальных отношений;

• репутация (авторитет) — общепризнанное значение, влияние, мера признания окружающими заслуг индивида.

Конструирование отношений личности и организации должно быть направлено на гармоничное развитие психологических и социальных основ личности каждого работника и на этой основе — совершенствование организационного потенциала в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: