Ориентация на человека как на «экономическую единицу», социальный и психологический субъект и объект

Человек - чрезвычайно сложное существо. Сущностные черты человека не является постоянной данностью при рождении. Они приобретаются человеком в процессе его жизнедеятельности, через связь с внешним предметным миром.

Качество человека, ее способности в общем измерении является результатом сочетания трех факторов: биологического (задатков)[1], социального (социальная среда и воспитание)[2] и психического (внутреннее "Я" человека, его воля и тому подобное).

Человека изучают множество наук, в том числе экономическая наука, которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в экономической системе, потребности, интересы, хозяйственную поведение, то есть человека экономический (Homo ekonomicus).

Человек экономический - главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, согласно своих личных интересов, целей и приоритетов.

На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как производитель, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства [3]

Человек-производитель в экономической системе выступает рабочей силой, личным фактором производства, главным элементом производительных сил.

Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

В историческом плане человек-производитель прошла в своем развитии стадию индивидуального (единоличного) работника и стадию совокупного работника.

На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были развиты общественное разделение труда и хозяйственные связи (натуральное хозяйство и мелкотоварное производство), когда вещи изготавливались от начала до конца одним рабочим, то последний выступал как работник-индивид.

В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда, развития специализации и кооперации производства, труд каждого работника становилась частью совокупного труда, а отдельный работник - частью совокупного работника.

Совокупный работник - это совокупность работников различных специальностей, которые являются участниками совместного производства определенного товара на основе разделения труда между ними.

Уровень развития совокупной рабочей силы можно охарактеризовать следующими количественными и качественными показателями.

В условиях развития научно-технического прогресса требования к уровню подготовки работников растут. Без постоянного повышения уровня образования, квалификации, культуры, укрепления здоровья, выработки психологической устойчивости работников не способны эффективно взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных сил - новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и организации производства. Поэтому в современном развитом обществе инвестиции в "человеческий капитал", то есть в развитие знаний, способностей, в укреплении здоровья человека, считаются самыми эффективными и гуманными вложениями.

Человек как субъект экономических отношений. Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые она вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Человек как потребитель реализует себя через удовлетворение своих различных потребностей. Потребности человека можно разделить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя. Потребности человека-работника, связанные с воспроизводством рабочей силы, то есть с личным потреблением. В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого она должна иметь набор товаров и услуг, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Потребности человека-предпринимателя касающиеся воспроизводства материально-вещественных факторов производства, т. е. производственных нужд. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и прочее, предприниматель должен их приобрести на рынке факторов производства. Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.

Человек как конечная цель общественного производства. Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство не может существовать, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями является естественной и конечной целью общественного производства и одновременно главным фактором его функционирования.

Таким образом, функционирование и развитие экономической системы невозможно оценивать вне существованием человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, потребностей, интересов.

 Личность - продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
Затем - коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее - трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации - процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: