Категории учебных целей в аффективной области

1 Восприятие Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: 1.1. осознание; 1.2. готовность или желание воспринимать; 1.3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещѐ не полностью осознанно целенаправленного). Ученик: – проявляет осознание важности учения; – внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи; – проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни. 

2 Реагирование (отклик) Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:

2.1 подчинѐнный отклик;

2.2 добровольный отклик; 2

.3 удовлетворение от реагирования.

Ученик: – выполняет заданную учителем домашнюю работу; – подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения; – участвует в обсуждении вопросов в классе; – самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем; – добровольно вызывается выполнять задание; – проявляет интерес к учебному предмету. 

 3 Усвоение ценностной ориентации В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): 3.1 принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»); 3.2 предпочтение ценностной ориентации; 3.3 приверженность, убеждѐнность. Ученик: – проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи; – целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение; – проявляет убеждѐнность, отстаивая тот или иной идеал. 

 4 Организация ценностных ориентаций Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: 4.1 концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения; 4.2 организация системы ценностей. Ученик: – стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства; – принимает на себя ответственность за своѐ поведение; – понимает свои возможности и ограничения; – строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями. 

 5 Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщѐнный характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: 5.1 обобщѐнная установка; 5.2 полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность. Ученик: устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе; – проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности; – проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов; – постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни; – формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо. Такая конкретизация целей сильно упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощѐнных обучающих циклов.

 Конкретизация целей учебного предмета на основе таксономии Блума проводится в два этапа:

этап - выделение целей курса;

2 этап – выделение целей текущей, повседневной деятельности.

Чтобы сделать цели полностью диагностичными, то есть полностью проверяемыми, а обучение - воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерий достижения каждой цели. Иначе говоря, учебная цель должна быть описана так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Цель, в описании которой заложены полно и надежно описывающие ее признаки, называют идентифицируемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: