Система и источники валютного права

Тема: Валютное право.

Понятие, предмет и метод валютного права

Система и источники валютного права

Понятие, структура и особенности валютных правоотношений.

Виды валютных правоотношений.

Понятие, предмет и метод валютного права

Вопрос о месте валютного права в системе российского права следует рассматривать с различных позиций. Так, нормы валютного права, характеризующиеся публично-правовой принадлежностью, могут быть объединены в подотрасль финансового права – валютное право. Между тем, зачастую валютное право рассматривается как институт финансового права. Под валютным правом как подотраслью финансового права, следует понимать совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу валюты и валютных ценностей. В связи с этим предметом валютного права в данном случае будут являться финансово-правовые отношения, складывающиеся по поводу валюты и валютных ценностей.

Указанный предмет валютного права определяет соответствующий ему метод правового регулирования – императивный. В основном посредством указанного метода урегулированы нормы, касающиеся валютного контроля и привлечения к ответственности.

Кроме того, частноправовой характер норм валютного права, содержащихся, например, в гражданском законодательстве, позволяет говорить о наличии комплексной отрасли законодательства – валютном праве.

В настоящее время идея о наличии комплексных отраслей права и законодательства имеет все больше последователей. Отмечается, что «любая комплексная отрасль представляет собой проблему с точки зрения определения предмета и методов регулирования. Кроме того, появляется много новых отношений, которые требуют своего регулирования, идет постоянное сочетание частноправовых и публично-правовых методов в различных комбинациях, что неизбежно отражается на российском законодательстве»[1].

Для комплексной отрасли законодательства характерно «предметное единство, которое выражается в наличии кодифицированного нормативного акта, выступающего в качестве активного центра, аккумулирующего и формирующего системные связи управления. Таким актом может служить как кодекс, так и федеральный закон, посредством которых обеспечиваются однородность и связанность отрасли законодательства, устойчивость как отрасли в целом, так и составляющих ее элементов»[2].

Подобным системообразующим актом для валютного права выступает Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании). Указанный законодательный акт урегулировал вопросы, касающиеся валютного регулирования и валютного контроля, принципов валютного регулирования и валютного контроля; понятия валюты и валютных ценностей; внутренних и внешних ценных бумаг; резидентов и нерезидентов; понятия и видов валютных операций; а также правового статуса органов валютного регулирования и органов и агентов валютного контроля и другие.

Между тем, вопросы расчетов закреплены ГК РФ. Валюта может являться предметом договоров. Ответственность за нарушение норм валютного законодательства урегулирована нормами административного и уголовного права. Перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу – предмет ведения таможенного права. В настоящее время уровень развития валютных правоотношений позволяет говорить о валютном праве как именно комплексной отрасли законодательства, представляющей собой совокупность правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу валюты и валютных ценностей.

В структуре валютного права возможно выделить такие институты как: понятие валюты и ее конвертируемость, валютная политика государства, валютные системы, валютное регулирование, валютный контроль, ответственность за нарушение норм валютного законодательства и иные.

Соответственно в данном случае принадлежность нормы права к той или иной отрасли права обуславливает применение соответствующего метода правового регулирования – императивного, диспозитивного; способов правового регулирования – дозволительного, обязывающего, запретительного.

Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, гражданскому, административному, международному, конституционному. В этой связи валютные правоотношения зачастую определяются как комплексные и регулируются методами юридического равенства сторон, а также власти и подчинения.

В целом правоотношения, возникающие по поводу валюты и валютных ценностей, возможно разделить на отношения валютного регулирования и валютного контроля, а также отношения, складывающиеся по поводу обращения валюты и валютных ценностей. Таким образом, первый и второй вид правоотношений регулируются публично-правовыми нормами, третий – частноправовыми. В связи с этим следует говорить об императивном методе правового регулирования в первом и втором случаях, и диспозитивном, соответственно – в третьем. Особенности валютных правоотношений будут рассмотрены ниже в параграфе 5 настоящей главы.

Система и источники валютного права

Валютное законодательство служит основой для валютного регулирования и валютного контроля. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Следует говорить об источниках права, в которых содержатся нормы валютного регулирования и валютного контроля.

1. Международные нормативные правовые акты. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законодательством, применяются правила указанного международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Например, Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе (Заключена в г. Женеве 7 июня 1930 г.), Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о чеках (Заключена в г. Женеве 19 марта 1931 г.), а также Соглашения Международного Валютного Фонда.

2. Конституция Российской Федерации. Единство экономического пространства закреплено в качестве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 8). Пункт «ж» ст. 71 устанавливает, что валютное регулирование относится к исключительному ведению РФ. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (п. «в» ст. 106).

3. Федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает основные принципы деятельности данного органа государственной власти, его состав, полномочия, в том числе и в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, а также взаимоотношения с иными органами государственной власти. Кроме того, среди источников валютного законодательства, в той или иной мере взаимосвязанных с регулированием валютных правоотношений, следует упомянуть такие федеральные конституционные законы как: «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в части рассмотрения судебными органами «валютных споров».

4. Среди федеральных законов, связанных с регулированием валютных правоотношений, отметим:

- ГК РФ в части регулирования частноправовой области общественных отношений в данной сфере. Например, закрепление валюты денежных обязательств (ст. 317 ГК РФ), нормы, касающиеся объектов гражданских прав, денег (валюты) (ст. 140 ГК РФ), валютных ценностей (ст. 141 ГК РФ) и другие.

- НК РФ: например, установление обязанности по уплате налога в валюте Российской Федерации по общему правилу (п. 5 ст. 45 НК РФ); приостановление операций налогоплательщика-организации по валютным счетам (п. 2 ст. 76 НК РФ) и др.

- Закон о валютном регулировании;

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

- Федеральной закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

5. Подзаконные акты, в частности, нормативные правовые акты органов валютного регулирования и валютного контроля. Это Постановления Правительства РФ, Положения и Инструкции Банка России. Например, Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков», Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

6. Особое значение в перечне источников валютного права занимают судебные акты Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд Российской Федерации: разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; дает толкование Конституции Российской Федерации; осуществляет иные полномочия.





Подборка статей по вашей теме: