Тема: теория и методика обучения технике игры
Теория и методика совершенствования техники передвижений защитника
Теория и методика совершенствования техники ведения мяча
Изучение Официальных правил баскетбола
Теория и методика совершенствования техники передвижений защитника
Упражнения для совершенствование техники передвижений защитника
1. Челночные перемещения в стойках защитника по ориентирам с изменением направления и скорости движения.
2. Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5-3 м с касанием ограничительных линий ближней по отношению к ним рукой.
3. Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча и с мячом.
4. То же, но в ситуациях активного противоборства с нападающим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1 х 1 в коридоре», «2 х 1 по всей площадке» и др.
5. Выполнение разновидностей приема в различных сочетаниях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и др.
6. То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1x1, 2x2, ЗхЗи др.
7. Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.
Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами:
1) нерациональное положение звеньев тела в и.п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги;
2) передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений;
3) большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке;
4) скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустойчивое положение и последующему позиционному проигрышу нападающему;
5) потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставляющаяся нога переставляется за вышагивающую.
Теория и методика совершенствования техники ведения мяча
Упражнения для совершенствования техники ведения мяча:
А. Ведение на месте с элементами «жонглирования»:
1) ведение мяча «маятником», посылая его в пол поочередно вперед-назад (кисть накладывать на мяч спереди-сверху и сзади-сверху);
2) ведение мяча ударами о стену: постепенно приседая сесть на пол - встать и прийти в и. п. или поочередное ведение правой и левой рукой;
3) ведение с переводом мяча с руки на руку перед собой или за спиной;
4) и. п. – выпад правой (левой) - ведение переводом мяча с руки на руку вокруг впереди стоящей ноги или по «восьмерке» вокруг обеих ног;
5) то же, стоя на одном колене;
6) стоя на двух коленях, ведение вокруг себя переводом мяча с руки на руку или одной рукой;
7) «ванька-встанька» – и.п.: сидя на полу – ведение мяча поочередно сидя-лежа;
8) стоя в широкой стойке, ведение мяча переводом с руки на руку вокруг себя в положении стоя или сидя;
9) ведение двумя мячами с переводом с руки на руку вокруг себя в положении стоя или сидя;
Б. Ведение мяча в движении:
1. ведение мяча по прямой с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера;
2. то же, что в упр. 1, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам;
3. высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» – 2-3 удара правой рукой, перевод мяча на левую руку; 2-3 удара левой рукой, перевод мяча на правую руку;
4. низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника;
5. чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления по разметке площадки, с обводкой переносных стоек («змейкой»), гимнастических скамеек, набивных мячей, обручей и т.п.;
6. то же, что в упр. 16, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка кругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри кругов и т.п.);
7. чередование высокого и низкого ведения с изменением скорости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам;
8. выполнение высокого и низкого ведения по прямой и с изменением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх типа: «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением», «Дриблеры в круге» и т.п.
Основные ошибки при выполнении ведения мяча:
1) нерациональное и.п. перед началом ведения в движении: при ведении правой – левая нога сзади, при ведении левой – правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть;
2) участие ладони в выталкивании мяча;
3) чрезмерное закрепощение в лучезапястном и локтевом суставах, сведенные пальцы: плохой контроль над мячом;
4) слишком «мягкая» кисть: игрок «шлепает» по мячу, а не толкает его; слишком «твердая» кисть: игрок жестко «стучит» по мячу, как доской;
5) преждевременное отрывание опорной ноги в начале ведения, опережающее выпуск мяча: пробежка;
6) нерациональное наложение кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади-сверху, а сверху; направлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед;
7) мяч посылается в пол перед ногами: игрок теряет его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой;
8) чрезмерное или недостаточное сгибание руки в локтевом суставе при встрече с мячом: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или у пола) – затруднен контроль над мячом и возможна его потеря;
9) задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча»;
10) опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туловище при низком ведении: игрок не контролирует ситуацию на площадке;
11) выполнение одноударного ведения на месте с последующей ловлей мяча сразу же после предшествующего овладения им: нерациональное использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневренности с мячом;
12) раскоординация движения рук и ног: на каждый шаг – удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов – скованное, медленное передвижение с мячом;
13) ведение с постоянным зрительным контролем над мячом на этапе совершенствования приема: игрок не контролирует игровую ситуацию.