Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта

 

Эффективным средством коррекции звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта является артикуляционная гимнастика.

Правильное произнесение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено четкой подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности [17].

Подготовительные артикуляционные упражнения подбираются логопедом на основе анализа правильной артикуляции конкретного звука, и данных, полученных в результате обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка. Во время обследования строения артикуляционного аппарата, определяется наличие и характер аномалий в строении губ, зубов, челюстей, прикуса, твердого неба, мягкого неба, языка [26].

Изучение подвижности органов артикуляции надо проводить на основе осмотра и с помощью различных упражнений по такой схеме.

 

Таблица 1. Артикуляционная гимнастика в коррекции звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта

Состояние мимической мускулатуры (по подражанию) Состояние артикуляционной моторики (по подражанию)
1 Поднять брови 1 Губы – «Улыбка» – «трубочка»
2 Нахмурить брови 2 Язык – к вверху, к низу, «маятник»
3 Прищурить глаза 3 Мягкое небо – широко открыть рот
4 Надуть щеки    
5 Втянуть щеки    

 

Также необходимо отметить другие параметры движений артикуляционного аппарата; тонус и объем движений речевого аппарата; способность к переключению с одного положения на другое; замена движений; лишние движения (синкинезия); наличие тремора, отклонение кончика языка.

Особое внимание надо сосредоточить на подготовке речевого аппарата к воспроизведению отдельных элементов артикуляции, необходимых для овладения звуковым.

Выработка правильного произношения отдельного звука заключается в формировании правильной артикуляции звука и ведения его в повседневную речь. В специальной литературе подчеркивается, что сформировать артикуляцию нового звука можно только при наличии звуковой и артикуляционной базы. В свою очередь постановка звука требует определенной подготовки органов артикуляции ребенка к воспроизведению соответствующих для конкретного звука положений и движений [26].

Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно. В теории и практике логопедии описано много различных упражнений для всех органов артикуляции (нижней челюсти, губ, языка). Выполняя такие упражнения с детьми, логопеды должны широко применять игровые приемы, разнообразную наглядность. Такие упражнения способствуют развитию координированных движений ребенка, делают его мышцы более упругими, обеспечивают подготовку артикуляционного аппарата к овладению звуковым [1].

Соответствующий опыт работы показывает, что на практике подготовительные артикуляционные упражнения для постановки конкретного звука путают с упражнениями для развития речевой моторики и используют недифференцированно на разных этапах работы, в частности тогда, когда ребенка готовят к постановке звука, и тогда, когда завершают работу над звуком. Упражнения для развития речевой моторики (открывание и закрывание рта, движения губ) большей частью не нужны. Ведь ребенок, который владеет произношением гласных и некоторых согласных, ежедневно выполняет множество таких движений. Если, по мнению логопеда, есть потребность в использовании таких упражнений, их не надо путать с подготовительными артикуляционными упражнениями для постановки определенного звука [16].

Четкое проговаривание звуков, слов, фраз, возможно выработать, если органы речи будут достаточно подвижными, а их работа. координированной. Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединяются в комплексы. Каждый комплекс имеет соответствующую направленность:

1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

2. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.

3. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.

4. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков (л), (л”).

5. Упражнения, которые подготавливают артикуляционный аппарат для правильного проговаривания звуков (р), (р”) [15].

В разных возрастных группах разрешается использование одинаковых комплексов, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом этапе работы должны быть разными.

Не менее важным в логопедической работе является соблюдение соответствующих правил к проведению артикуляционной гимнастики:

– артикуляционная гимнастика должна проводиться каждый день, для того чтобы выработанные двигательные навыки закреплялись, становились более точными.

– артикуляционную гимнастику нужно проводить сидя перед зеркалом и под зрительным контролем логопеда.

– надо соблюдать последовательность проведения упражнений, от простых до сложных.

– занятия дадут лучший результат, если они будут проводиться в форме игры и интересны для ребенка.

– артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор, пока ребенок не научится удерживать речевой аппарат в нужном положении без особого напряжения мышц и сможет переключаться с одного движения на другой.

Надо отметить, что в последние годы в теории и практике логопедии идут поиски новых подходов к преодолению недостатков звукопроизношения. Одни из них описаны в логопедической литературе, другие распространяются при обмене опытом работы логопедов практиков [3].

Таким образом, эффективность коррекционной работы можно повысить путем более полного использования научных данных медицины, психологии фонетики, методики развития речи.

Выводы по главе 2

 

Вторая глава курсовой работы была посвящена обоснованию методологических аспектов изучения особенностей работы над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта. Полученные результаты отражены в следующих выводах.

Для решения задач исследования в области выявлений звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта можно использовать диагностические материалы Н.М. Трубниковой. Диагностика может быть реализована по следующим направлениям: обследование состояния моторики артикуляционного аппарата, обследование состояния динамической организации движений артикуляционного аппарата, обследование звукопроизношения, обследование слоговой структуры слова, обследование фонематического слуха, обследование состояния фонематического анализа и синтеза.

В специальной (коррекционной) школе осуществляется тесная преемственная связь между логопедической работой и обучением грамоте. Работа над правильным произношением звука подготавливает ребенка к усвоению соответствующей буквы. С другой стороны, овладение буквой обеспечивает новую, графическую опору для закрепления звука в речи. При коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников необходим учет особенностей протекания их психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, слабость мотивации и интересов, контроля).

Эффективным средством коррекции звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта является артикуляционная гимнастика. Правильное произнесение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено четкой подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляционные упражнения для коррекции звукопроизношения подбираются логопедом на основе анализа правильной артикуляции конкретного звука, и данных, полученных в результате обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данное исследование было посвящено изучению темы: «Работа над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта посредством артикуляционной гимнастики». Полученные результаты в ходе исследования позволяют судить о том, что поставленная цель перед началом исследования была достигнута, о чем свидетельствуют решенные задачи.

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования было выявлено, что на сегодняшний день изучаемая проблема актуальна и требует научного осмысления. Также было определено, что изучению проблемы звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта были посвящены труды                           А.И. Богомоловой, С.А. Игнатьевой, Ю.А. Блинкова, Р.И. Лалаевой,                   Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой и других. Исследователи подчеркивают, что стойкость нарушений звукопроизношения у школьников с нарушением интеллекта определяет необходимость тщательного анализа содержания, используемых приемов и методов на каждом из этапов логопедической работы, разработки программы логопедического воздействия с учетом постепенного усложнения задач, речевого материала, степени самостоятельности, форм и функций речи.

Рассмотрев специфику речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями следует отметить, что при нарушенном интеллекте у детей прослеживается задержка речевого развития, распространены нарушения фонетической стороны речи и звукопроизношения. Особенностями нарушений звукопроизношения детей с нарушением интеллекта являются: замены звуков более простыми по артикуляции; в случаях несформированности процесса дифференциации звуков, вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребёнок произносит какой-то другой, неотчётливый звук, то есть происходит искажение; искажение слоговой структуры слова; неумение использовать в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок; эти нарушения довольно часто бывают вариативными, т.е. проявляются по разному; нарушения просодической стороны речи. Все это свидетельствует о необходимости целенаправленной коррекционной работы, которая была бы нацелена на комплексное восстановление нарушенных функций речи обучающихся.

Также в ходе написания курсовой работы были обоснованы особенности коррекционной работы и диагностики звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта. Так нами было определено, что диагностика уровня сформированности звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта может быть реализована по следующим направлениям: обследование состояния моторики артикуляционного аппарата, обследование состояния динамической организации движений артикуляционного аппарата, обследование звукопроизношения, обследование слоговой структуры слова, обследование фонематического слуха, обследование состояния фонематического анализа и синтеза.

Особенности коррекции нарушений звукопроизношения обучающихся с нарушением интеллекта связывают с развитием речевой функции в целом, т. е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка, так как дефекты звукопроизношения у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.

В ходе исследования было определено, что эффективным средством развития звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей. Устранение дефектов звукопроизношения в специальной (коррекционной) школе продолжается вплоть до старших классов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: