Глава 2. Методологические аспекты изучения особенностей работы над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта

 

Диагностика сформированности звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта

 

Комплексный анализ нарушений звукопроизношения позволяет выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать её.

Для решения задач исследования в области выявлений звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта можно использовать диагностические материалы Н.М. Трубниковой.

Диагностика сформированности звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта может осуществлять по данным направлениям:

1. Состояние моторики артикуляционного аппарата

– Исследование двигательной функции губ:

«Улыбка» – губы в улыбке, зубы заборчиком.

«Трубочка» – зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

– Исследование двигательной функции челюсти.

«Пещерка» – широко открыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть.

«Обезьянки» – выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

– Исследование двигательной функции языка.

«Лопатка» – положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет.

«Жало» – высовывание языка наружу, придавая ему заостренную форму.

«Улыбка» – «Трубочка» под счет до трех.

«Лопатка» – «Жало» под счет до трех.

«Качели» – широкий язык поднять к верхней губе, затем опустить к нижней губе.

«Маятник» – высунуть узкий язык и переводить его попеременно из правого угла рта в левый и наоборот.

– Исследование функции мягкого неба.

Широко открыть рот и зевнуть.

Широко открыть рот и четко произнести звук А.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное.

1 балл – при выполнении движений наблюдаются поиски и замены движений, быстрая истощаемость.

2 балла – при выполнении движений наблюдается ограниченный объем движений, тремор мышц языка, саливация, быстрая истощаемость.

3 балла – выполнение движения не в полном объеме [18].

2. Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата выполняется по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении

Широко раскрыть рот, затем полузакрыть его и закрыть.

Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз: а – у, у – и, а-и-у, ка – па, ка – па – та, воп – вуп, мна – мно,.

Оценивается в баллах:

0 баллов – движения артикуляционного аппарата активные, в полном объеме.

1 балл – движения артикуляционного аппарата активные, но объем движений неполный.

2 балла – наблюдается трудность переключения с одного движения на другое, быстрая истощаемость, тремор.

3 балла – наблюдается замена движений, нарушение последовательности перехода с одного движения к другому, гиперкинезы, саливация [18].

3. Обследование звукопроизношения

Обследование звукопроизношения может осуществляться по предметным и сюжетным картинкам, в которых можно подбирать так, чтобы звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова (кроме звонких согласных), звуки предъявлять изолированно, в слогах (обратных, прямых, между гласными, со стечением согласных), в словах и фразовой речи. Стимульным материалом могут послужить «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И.А. Смирновой:

Оценивается в баллах:

0 баллов – звукопроизношение соответствует возрасту.

1 балл – нарушен 1 звук.

2 балла – мономорфное нарушение.

3 балла – полиморфное нарушение [18].

4. Обследование слоговой структуры слова

Исследования слоговой структуры слова проводить с опорой на оптический и акустический раздражитель. Ребенку сначала предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения. Отмечается, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, произношение каких слоговых структур сформировано, а каких нет. Стимульным материалом может послужить «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» И.А. Смироновой.

Оценивается в баллах:

0 баллов – нарушений нет.

1 балл – выявлена перестановка слогов.

2 балла – выявлено упрощение, опускание слогов, уподобление слогов.

3 балла – выявлено добавление слогов, звуков.

5. Обследование фонематического слуха

Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба – па, га – ка, та – да, ма – ба, ва – ка, ня – на, па – ба, ка – га, да – га, ба – ма, ка – ва, на – ня.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении /по картинкам/: Коса – коза, кочка – кошка, миска – мишка, рейка – лейка.

Оценивается в баллах:

0 баллов – функции фонематического слуха сформированы.

1 балл – функции фонематического слуха сформированы недостаточно: допускает единичные ошибки, но осуществляет самокоррекцию.

2 балла – выявляются нарушения в различении звуков по акустическим и артикуляторным признакам.

3 балла – фонематический слух грубо нарушен [18].

6. Обследование состояния фонематического анализа и синтеза

Выделение заданного звука М или Р из слов. По заданию услышать, слышится ли звук М (мычание теленка) или звук Р (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

Оценивается в баллах:

0 баллов – навыки звукового анализа соответствуют возрасту.

1 балл – навыки звукового анализа сформированы недостаточно: допускает единичные ошибки, но осуществляет самокоррекцию.

2 балла – навыки звукового анализа сформированы недостаточно: допускает много ошибок.

3 балла – навыки звукового анализа не сформированы [22].

Таким образом, данные диагностические задания позволят судить об уровне развития звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта и будет способствовать эффективному выстраиванию коррекционной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: