Вопрос 2 Физиологические основы рационального питания. Пищевые рационы и принципы их составления

Исходным материалом для создания живой ткани и ее постоянного обновления, а также единственным источником энергии для человека и животных является пища. Поэтому рациональное питание является важнейшим фактором, обеспечивающим здоровье человека. Питание - это процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ (нутриентов). Для поддержания процессов жизнедеятельности питание должно обеспечивать все пластические и энергетические потребности организма. С пищей организм получает вещества, необходимые для биосинтеза, обновления биологических структур. Энергия поступающих в организм питательных веществ преобразуется и используется для синтеза компонентов клеточных мембран и органелл клетки, для выполнения механической, химической, осмотической и электрической работы. Биологическая и энергетическая ценность пищевых продуктов определяется содержанием в них питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, органических кислот, воды, ароматических и вкусовых веществ. Важное значение имеют такие свойства питательных веществ, как их перевариваемость и усвояемость. Потребность организма в пластических веществах может быть удовлетворена тем минимальным уровнем их потребления с пищей, который будет уравновешивать потери структурных белков, липидов и углеводов при поддержании энергетического баланса. Эти потребности индивидуальны и зависят от таких факторов, как возраст человека, состояние здоровья, интенсивность и вид труда.

Теоретические основы питания

Каждому человеку необходим собственный набор компонентов рациона, отвечающий индивидуальным особенностям его обмена веществ.

Принципы составления пищевых рационов

Питание должно точно соответствовать потребностям организма в пластических веществах и энергии, минеральных солях, витаминах и воде, обеспечивать нормальную жизнедеятельность, хорошее самочувствие, высокую работоспособность, сопротивляемость инфекциям, рост и развитие организма. При составлении пищевого рациона (т. е. количества и состава продуктов питания, необходимых человеку в сутки) следует соблюдать ряд принципов. 1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма, которые определяются видом трудовой деятельности. 2. Учитывается калорическая ценность питательных веществ, для этого используются специальные таблицы, в которых указано процентное содержание в продуктах белков, жиров и углеводов и калорийность 100 г продукта. 3. Используется закон изодинамии питательных веществ, т. е. взаимозаменяемость белков, жиров и углеводов, исходя из их энергетической ценности. Например, 1 г жира (9,3 ккал) можно заменить 2,3 г белка или углеводов. Однако такая замена возможна только на короткое время, так как питательные вещества выполняют не только энергетическую, но и пластическую функцию. 4. В пищевом рационе должно содержаться оптимальное для данной группы работников количество белков, жиров и углеводов, например, для работников 1-й группы в суточном рационе должно быть 80 -120 г белка, 80 -100 г жира, 400 - 600 г углеводов. 5. Соотношение в пищевом рационе количества белков, жиров и углеводов должно быть 1:1,2:4. 6. Пищевой рацион должен полностью удовлетворять потребность организма в витаминах, минеральных солях и воде, а также -одержать все незаменимые аминокислоты (полноценные белки). 7. Не менее одной трети суточной нормы белков и жиров должно поступать в организм в виде продуктов животного происхождения. 8. Необходимо учитывать правильное распределение калорийности рациона по отдельным приемам пищи. Первый завтрак должен содержать примерно 25-30% всего суточного рациона, з торой завтрак - 10-15%, обед 40 - 45% и ужин - 15-20%.

Вопрос 3 Физиологические основы сознания. Системный, или эмерджентный, подход к пониманию сознания.

Сознание — важнейшая функция мозга. По сути, это и есть наша жизнь, состоящая из череды впечатлений, мыслей и чувств. Системный, или эмерджентный, подход в понимании проблемы «сознание». Многие в обыденной жизни приходят к представлению о наличии в головном мозге каждого человека совокупности нейронов, которые интегрируют все ощущения, испытывают потребности и эмоции, размышляют, принимают решения, разрешают говорить. Это человеческое «Я». В психологической литературе его называют «гомункулус», или гипотетический «человечек», а в быту – «царем в голове». Физиологи пытались найти такое образование. Они полагали, что в этой роли может выступать мозговая система памяти (структуры левой лобной доли). Действительно, человеческое «Я» – это, как правило, воспоминание о прошлых событиях, отношении к ним и своих действиях. Однако сегодня в физиологии все больше доминирует представление о том, что «Я» – это динамическая информационная система, включающая в себя разные отделы мозга. Этот «информационный гомункулус», одновременно оперирующий с памятью и текущим опытом, и есть наиболее вероятная мозговая «эгосистема».В чем же ценность такого объединения нейронов, что дает это мозгу? Предполагается, что объединение отдельных нейронов в функциональный ансамбль позволяет такому объединению получить новые свойства, или, как говорят с позиции системного (эмерджентного) подхода, эмерджентные свойства, не присущие отдельным компонентам этой системы. Таким образом, с позиции системного подхода, сознание – это эмерджентное свойство мозга, т.е. качественно новое приобретение, которое возникает при объединении нейронов в функциональный ансамбль. Поэтому сознание (в силу явления «эмерджентной причинности») приобретает уникальную способность выполнять функцию нисходящего контроля над нейронными процессами, т.е. над процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической деятельности и поведения. Представленный ниже материал является иллюстрацией основной идеи системного подхода к пониманию сущности сознания.

Билет 43


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: